ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»
Международное педагогическое средство массовой информации 16+
г. Туапсе
88002014964
ped.portal@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»

Международное педагогическое средство массовой информации 16+
МЕНЮ

 выполнила:

Николаева Елена Валерьевна

Учитель-логопед

 МДОАУ «Детский сад №60» комбинированного вида

Оренбургская область

Город Орск

 


Авторская разработка
«Такие разные звуки»

 

 


Составила учитель-логопед Николаева Е.В.


Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики
Для устной речи детей с нарушением слуха характерны как дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Вопросу развития произносительных навыков в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание.
Произносительные навыки подразделяются на две большие группы:
• Ритмико-интонационные навыки
• Слухо-произносительные навыки
Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях, что требует и правильного ударения, паузации и интонирования.
В настоящее время доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.
Изучением особенностей формирования произносительных навыков у детей с нарушением слуха и разработкой методик обучения занимались такие ученные как Т.М. Власова, Т.К. Королевская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгардт, Н.Ф. Слезина, А.Н. Пфафенродт, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и другие. Авторы подчеркивают необходимость коррекционной работы и говорят о важности проблемы обучения детей с нарушением слуха в целом. Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
Одним из методов формирования произносительных навыков является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Данный метод был разработан центром СУВАГ Хорватия. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии них естественности движений. Это подтверждает актуальность проблемы.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема самообразования: «Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики».
Цель работы: теоретически обосновать и практически апробировать пути формирования произносительных навыков средствами фонетической ритмики.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме.
2. Провести входную и итоговую диагностику произносительных навыков.
3. Создать авторскую разработку формирования произносительных навыков, средствами фонетической ритмики.
4. Проанализировать результаты проведенной работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы и результатов входной диагностики, мы определили особенности развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Практическое значение работы заключается в том, что определены приемы фонетической ритмики позволяющие, развивать произносительные навыки у детей с нарушением слуха. Практическая часть может быть использована в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
Принципы развития произносительных навыков
Развитие произносительных навыков осуществляется на основе общих дидактических принципов, которыми руководствуются при коррекционно-развивающей работе, в частности с детьми с нарушением слуха.
Общепедагогические принципы:
• Научности
• Сознательности и активности
• Доступности
• Наглядности
• Индивидуального и дифференцированного подхода
• Последовательности
• Систематичности
• Связи теории и практики
• Природосообразности и культуросообразности.
Специальные принципы:
• Принцип коррекционной направленности обучения
• Принцип интенсификации речевого общения
• Принцип поэтапного формирования умений (от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным)
• Принцип развивающих упражнений (развитие произносительных навыков и мыслительной способности)
• Принцип коррекции произношения
• Принцип выработки слухового самоконтроля

 

 

 

 

 

 

Содержательный раздел
I период - диагностический
Цель: Изучение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностический материал
2. Провести диагностику уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха
3. Анализ результатов.
Организация исследования: исследование проводилось индивидуально. При исследовании учитывались возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
В качестве диагностического инструментария нами были выбраны задания по развитию слухового восприятия и обучения произношению Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.
По результатам исследования уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха получены показатели, представленные нами в таблице № 1.
Таблица №1 Диагностика произносительных навыков
№ Имя
реб-ка Измен.
силы
голоса Измен.
высоты
голоса Ритм
произн-я Темп
произ-я Интонацион.
сторона
речи
1 Маша + - - + -
2 Лиза - - - - -
3 Кирилл + + - + +
4 Никита - - - - -
5 Гюнель - - - - -
6 Вероника - - - - -
7 Егор - - - - -
8 София + + + + +
Итого 3 2 1 3 2

+ владеет умением - не владеет умением
Для наглядности представим результаты в виде рисунка № 1


Рисунок № 1 Диагностика произносительных навыков
Проанализировав результаты диагностики произносительных навыков детей с нарушением слуха, можно сделать следующие выводы. Большинство детей испытывают трудности в изменении силы голоса, темпа произношения, а также недостаточно сформирована речевая интонация. Особенно затруднено овладение детьми ритмической структуры речи и изменение высоты звучания.
Таким образом, мы изучили уровень развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха. Результаты диагностики показывают о необходимости коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

 

 

 


II период: Организация работы по формированию произносительных навыков

Цель: повышение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Задачи:
1. Составить комплекс упражнений для развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
2. Апробировать систему работы
3. Проверить эффективность работы по развитию произносительных навыков.
Разработана система работы, которая является коррекционно-развивающей, так как направлена на коррекцию уже имеющихся нарушений, так и на профилактику нарушений, к которым может привести несформированность произносительных навыков.
Проводились подгрупповые и индивидуальные занятия. Умения детей закреплялись воспитателями в вечернее время.
Работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи

Упражнения дети выполняют все вместе 2-3 раза, затем индивидуально.
Сила голоса
Цель: Формирование навыка пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки.
I год обучения
«Ляля спит» - у каждого ребенка в руках кукла, качая куклу произносить тихим голосом: «а-а-а-а». Положить куклу. Предложить детям: «Давайте разбудим Лялю». Дети произносят громким голосом: «А-А-А» и хлопают в ладоши.
«Похлопаем в ладоши» - дети стоят в кругу. Хлопаем в ладоши на уровне груди, произнося тихо: «то-то-то», поднять руки над головой «ТО-ТО-ТО».
«Барабан» - дети стоят друг за другом, у каждого барабан. Громкие удары, высоко поднимать ноги «ТА-ТА-ТА», тихие удары – шагать обычно «та-та-та».
«Палочки» - дети сидят на ковре, в кругу. В руках палочки. Удары по ковру, произносить тихо: «па-па-па», поднять руки над головой, ударять палочками друг об друга «ПА-ПА-ПА».
«Большая и маленькая машины» - дети стоят друг за другом, в руках рули. Большая машина едет громко – «БУ-БУ-БУ», шагать, высоко поднимая ноги, маленькая тихо «бу-бу-бу» идти обычным шагом.
«Большая и маленькая собака» - Дети стоят в кругу, педагог показывает игрушки: большую или маленькую собачку. Большая громко «АВ-АВ» подпрыгивать высоко, маленькая тихо «ав-ав», немного подпрыгивать.
«Дудочка» - дети стоят в кругу. Руками имитируют игру на дудочке. Громко дудочка играет «ДУ-ДУ-ДУ», тихо «ду-ду-ду».
«Поезд» - дети идут друг за другом. «Поехал поезд «У-У-У», далеко уехал «у-у-у» (тихо)».
«Потопаем – похлопаем» - дети стоят в кругу. Топаем громко «ТО-ТО-ТО», потопаем тихо «то-то-то». Похлопаем громко «ТА-ТА-ТА», похлопаем тихо «та-та-та»,
«Ветер» - дети стоят в кругу, руки вытянуты над головой. Подул тихий ветер: «у-у-у» дети немного раскачиваются, сильный ветер: «У-У-У» сильно раскачиваются из стороны в сторону.
II год обучения
«Песенки» - стоя, медленно через стороны понимать руки, произнося гласный а__(о,у): с постепенным усилением голоса а_А_, его ослаблением А_а_; с усилением и ослаблением а_А_а_.
«Вверх-вниз» - дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. Руки в стороны, затем вверх. Изменять силу голоса на гласном а (о,у) – с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Произносить па_А_А.
«Эхо» - стоя, дети произносят громко АУ-АУ, затем тихо ау-ау. Выполнять повороты из стороны в сторону, прикладывая руки ко рту. При громком произношении амплитуда движения увеличивается.
«Барабаны» - дети сидят на ковре, имитируя игру на барабане. Педагог демонстрирует таблички с маленьким, средним и большим барабаном. Дети произносят слог БОМ в соответствии с рисунком (тихо, громче, громко).
«Тут –там» - стоя в шеренге. Перед детьми поставлены игрушки – мишка рядом, заяц вдалеке. Дети произносят тихо, показывая рукой перед собой – Мишка тут; затем громко, плавно показывая рукой вперед – Зайка там.
«Друг за другом» - дети стоят друг за другом. Шагают вперед на носках, произнося тихо –топ-топ; обычным шагом, произносить нормальным голосом – топ-топ; ходьба высоко поднимая колени, произносить громким голосом – ТОП-ТОП. Движение выполнять в обратном порядке.
III год обучения
«Топаем и хлопаем»- дети стоят в кругу. Постепенно увеличивать и уменьшать громкость. Выполнять соответствующие движения.
Ногами топ, ногами топ, громко топнем – ТОП-ТОП-ТОП;
Ногами топ, ногами топ, тихо топнем –топ-топ-топ;
Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем – ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;
Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем – хлоп-хлоп-хлоп.
«Вверх-вниз» - стоя, руки поднимать вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого к громкому и наоборот.
па_А_А_а
по_О_О_о
пу_У_У_у
«Птички»- дети стоят по кругу. Руки опущены вниз. Движения напоминают взмахи крыльями: руки вверх: ПА; руки вниз – па. Повторить несколько раз.
«Барабан» - дети стоят по кругу друг за другом. Педагог ударяет тихо в барабан, дети идут на цыпочках: па па па. Громче стучать по барабану, дети идут шагом: па па па. Громко стучать, дети идут высоко поднимая ноги: ПА ПА ПА.
«В круг» - дети стоят по кругу. Шаги с хлопками в круг, на каждый шаг хлопок – та. Начинать с тихого хлопка и тихого проговаривания, постепенно увеличивая громкость, дойдя до середины – ТА. Затем в обратном порядке.
«Топ-хлоп» - дети стоят по кругу, руки на поясе. Проговаривая слова, дети переступают ногами на месте. Громкому произношению соответствуют сильные удары ног, тихому слабые. Громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки.
Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем: топ-топ-топ.
Ногами топ, ногами топ.
Тихо топнем: топ-топ-топ.
Руками хлоп, руками хлоп,
Громко хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.
Руками хлоп, руками хлоп,
Тихо хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.

Высота голоса
Цель: формирование умения пользоваться голосом нормального тембра, уметь повышать и понижать голос.
I год обучения
«Большой и маленький» - дети стоят в кругу. Изображают большого медведя (собачку, зайку) идут медленно А-А-А ( низкий голос); маленький бежит а-а-а (высокий или нормальный голос).
«Высоко-низко) – Дети сидят на ковре. Руки опущены вниз О_____(низкий голос), поднять руки над головой о_____(высокий или нормальный голос).
«Самолет» - дети стоят, руки в стороны. Самолет взлетает А_____, высоко летит а_____.
«Птичка» - дети стоят в кругу, у каждого в руках игрушка птички. Птичка летает – низко «У-У-У», высоко полетела, поднять птичку «у-у-у».
«Дудочка» - дети стоят. Педагог показывает картинки, на одной большая дудочка, на другой маленькая. Дети воспроизводят звучание, соответственно картинки: «ДУ-ДУ-ДУ», «ду-ду-ду».
«Барабан» - дети стоят друг за другом. Большой барабан звучит «БОМ-БОМ-БОМ», дети шагают высоко поднимая ноги, маленький «бам-бам-бам», дети идут обычным шагом.
«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Руки на уровне головы – ДА-ДА-ДА (высокий или нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).
II год обучения
«Самолет» - дети сидят на корточках, руки в стороны. Самолет взлетает, дети потихонечку встают, произнося низким голосом А_____, полетел самолет а___, садится А_______. Постепенное повышение и понижение голоса.
«Песенки» - дети стоят в кругу. Руки опущены вниз А____(низкий голос), руки на уровне груди о____(нормальный), руки над головой у_____(высокий).
«Песенки» (слоги) – дети стоят в кругу. Руки опущены ПА (низкий), руки на уровне груди ПО (нормальный), руки над головой ПУ (высокий). Аналогично выполнять упражнение с другими слогами.
«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Над головой подняли – ДИ-ДИ-ДИ (высокий), на уровне головы – ДА-ДА-ДА (нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).
«Ступеньки» - дети стоят по кругу. Руки подняты до уровня лба, локти в стороны. Произносить МА в высокой тесситуре. Опустить руки до уровня подбородка – МО_ в средней тесситуре. Опустить до уровня груди: МУ_ в низкой тесситуре. Можно чередовать высокая – низкая тесситура; высокая –средняя тесситура; Средняя – низкая тесситура.
III год обучения
«Кто идет» - дети изображают малыша, маму или папу, проговаривая фразу: «Я иду топ-топ-топ», произносят высоким, средним или низким голосом.
«Друзья» - разыгрывается сценка. Кукла говорит высоким голосом, собака средним, медведь низким. Кукла упала: «Ой, я упала. Мне больно», Собака : «Не плачь», медведь : «Я дам тебе мед», Персонажей и сюжет может изменять.
«Слон» - дети стоят по кругу. Произносят текст, раскачиваясь из стороны в сторону. Чем ниже звучание, тем большая амплитуда движения.
Динь-дон, динь-дон.
В переулке ходит слон.
Динь-дон, динь-дон.
(динь - высоко, дон – низко, в переулке ходит слон – средняя тесситура)
«Часы» - дети стоят по кругу, руки опущены. Делать легкие взмахи рукой – бьют часы, бьют часы. Поднять руки до лба, произносить высоким голосом – динь. Опустить руки до уровня подбородка, средняя тесситура – дан. Опустить руки до уровня груди, низкий голос – дон.
Бьют часы, бьют часы:
Динь
Дан
Дон.
«Колокольчики» - дети стоят по кругу. Легкие взмахи руками и покачиваться из стороны в сторону при произнесении слов: колокольчики звенят. Динь, дан, дон – поднять руки до лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до груди, проговаривая нараспев слоги, пользуясь голосом разной тесситуры.
Колокольчики звенят
Динь-динь
Дан-дан
Дон-дон.
«Тик-так»- дети стоят по кругу. Проговаривать текст с движениями. Тик-так – дирижировать рукой вверх-вниз, произнося тик –высоко, так – низко. Тикают часы – голос средней тесситуры, рукой дирижировать.
Тик-так, тик-так
Тикают часы.
Тик-так, тик-так.

Ритмическая структура речи
Цель: развитие чувства ритма, развитие умения соблюдать словесное ударение.
I год обучения
«Кулачок» - сидя на коврике, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачком по полу – ПА.
«Похлопаем – потопаем» - Дети стоят в кругу. Хлопнуть (топнуть) тихо на безударный слог – та; громко хлопнуть (топнуть) – ТА.
«Мячик» - Дети сидят на ковре, в руках мяч. Ударить мячом о пол, произнося безударный слог – на, вытянуть руки вперед на ударный – НА.
«Вниз-вверх» - Дети стоят в кругу. Присесть, произнося безударный слог бо, подпрыгнуть – БО.
«Друг за другом» - дети стоят друг за другом. Шагать, высоко поднять и топнуть ногой, произнося ударный слог – ТО, тихо топнуть –то, встать, затем опять продолжить движение.
«Там – тут» - дети стоят по кругу, произносят слова с движением. Там – резкий указательный жест в сторону; тут – указательный жест вниз.
II год обучения
«Хлопаем и топаем» - дети стоят в кругу. Хлопать в ладоши на безударный слог – та, на ударный топнуть – ТА (воспроизводить 3-х сложные ритмы).
«Барабан» - дети идут друг за другом, в руках у них барабан. На ударный слог – БОМ, громко ударять в барабан и топнуть ногой, на безударные – бом, тихо ударять.
«Дирижеры» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. На безударные слоги, руками выполнять движение вверх-вниз в спокойном темпе, на ударный с большей амплитудой и более резко.
«Кулачок» - дети стоят на коленях по кругу. Удар правой рукой справа от себя – та, удар левой рукой слева – та; два удара рукой перед собой –тата.
III год обучения
«Семья» - Дети стоят по кругу, проговаривают текст с движением.
Мама ( руки согнуты на уровне груди, плавно развести в стороны)
Папа (руки на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; резко раскрыть руки в стороны)
Ты и я ( правой рукой указать в сторону и на себя)
Семья ( слегка давящим движением опустить руки вниз)
«Я бегу» - дети стоят по кругу. Громкие (ударные слоги) и тихие (безударные слоги) хлопки - воспроизведение слов с выделением ударного слога.
Я бегу, бегу, бегу
И пою, пою, пою.

Темп произнесения
I год обучения
«Похлопаем в ладоши» - дети сидят на коврике или на стульях. Хлопаем медленно – та_та_та_, затем быстро татата.
«Топаем» - дети стоят в кругу. Топаем в медленном темпе – то_то_то, в быстром – тотото.
«Мячик» - сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары о пол, произнося по_по_по_, и чистые – попопо.
«Ладошка – кулачаок» - сидя на коврике. Часто ударять кулаками о пол – папапа, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па_па_па.
«Большие ножки» - дети стоят в кругу. Педагог произносит: «Большие ножки шли по дорожке – топ_топ_топ- (дети прозносят и топают в медленном темпе); маленькие ножки бежали по дорожке – топтоптоп ( дети бегут на месте, произнося слоги в быстром темпе).
«Медведь» - на стульчике сидит медведь, дети подходят к нему в медленном темпе, произнося ма_ма_ма_; отбегают от него, произнося в быстром темпе – мамама.
«Поезд» - дети стоят друг за другом, руки согнуты в логтях. Поезд начинает движение в медленном темпе: ту-ту-ту. Поезд едет быстро –тутуту.
«Машина» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. Выполнять движение руками, как рулем. Машина медленно едет, движение руками и произношение в медленном темпе – бу_бу_бу_, быстро поехали – бубубу.
«Дождик» - дети сидят на коврике, руки согнуты в логтях, кисти рук собраны в щепотку. Дождик медленно капает – движение кистями вверх-вниз в медленном темпе, произнося па_па_па_, затем быстро произносить папапа и движение руками быстрое.
II год обучения
«Кулачок – ладошка» - сидя, часто ударять кулаком о пол – папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе – па_па_па_, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па__па__па__.
«Шагаем» - дети стоят в кругу. Шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося топ-топ-топ в разном темпе.
«Хлопаем» - дети стоят в кругу, Хлопать в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося хлоп-хлоп-хлоп в разном темпе.
«Потанцуем» - стоя, производить движение руками – «фонарики», на уровне груди, произнося та_та_та_ в медленном темпе; затем продолжать движение на уровне головы, произнося та та та в нормальном темпе; руки над головой, произносить в быстром темпе татата.
«По дорожке» - дети стоят друг за другом. «По дорожке пошли наши ножки». Начинать ходьбу в медленном темпе – топ_топ_топ; затем ускорять топ топ топ (нормальный темп); затем в быстром топтоптоп. Выполнять движение в обратном порядке.
III год обучения
Интонационная сторона речи
Цель: формирование умения пользоваться повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией, а также интонации, выражающей различные эмоциональные состояния. Развивать умение правильного использования логического ударения.
I год обучения
«Кукла» - дети стоят в кругу. Педагог показывает куклу, которая пришла в гости к детям. Кукла веселая, танцует, дети танцуют с ней. Затем кукла падает. Дети изображают, как больно кукле: «Бах! Ой-ой-ой. Бобо. Болит». Дети жалеют её, кукла выздоравливает, радостно произносит «А-а! Ура! Не болит!» дети повторяют радостную интонацию.
«Кошка и котенок» - дети стоят, изображают кошку: идут медленно, спокойно произнося: «МЯУ». Затем изображают котенка: подпрыгивают, радостно произнося «МЯУ».
«Мама» - педагог показывает мишку (зайчика, собачку), объясняет, что ему грустно - мама ушла. Дети изображают грусть, затем приходит мама. Дети изображают радость: «А___! Ура! Мама пришла!».
«Осуждение» - педагог изображает, что мишка и зайчик дерутся. Дети говорят, изображая осуждение: «Ай-яй-яй! Нельзя! Плохо!», грозят пальцем.
«Усталость» - дети стоят друг за другом по кругу. Идут друг за другом, встали: «Ох, устали». Дети вытирают лоб рукой, на лице усталость.
«Вопрос» - дети стоят по кругу. Задавая вопрос: «Кто?», «Что?» раздвигать согнутые в локтях руки в стороны (жест обозначающий вопрос).
II год обучения
«Где?» - дети стоят по кругу. Проговаривается текст: Там. Где? Там. На слово там – правую руку вытянуть вперед. На слово где – топнуть ногой и раздвинуть согнутые в локтях руки в стороны.
«Боль» - дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Во время произношения текста прикладывать руки то к правой, то к левой щеке.
О___! О___!
Ох! Ох! Ой! Ой!
Болит!
«Клоуны» - дети стоят по кругу.
Ха-ха-ха – радостный смех, руки на диафрагме.
Хо-хо-хо – удивленный смех, руки на диафрагме.
Хи-хи-хи – смех с хитрым выражением на лице.
«Тут – там» - дети стоят по кругу или сидят по кругу. Спрашивать про каждого ребенка «Кирилл, тут?» - Кирилл тут (утвердительно), «Где, Кирилл?» и т.д.
«Кубик» - дети сидят по кругу. Педагог или ребенок бросают кубик с изображением эмоций на гранях, какая эмоция выпадет, такую дети и показывают. Вначале все вместе, затем каждый сам.
III год обучения
«Там мама (папа)» дети стоят по кругу, проговаривается текст с движениями.
Там мама. – повествовательная интонация
Где мама? – на лице вопросительная интонация
Там мама. – указательный жест
Где? - вопросительная интонация
Там. – указательный жест
Кто там? – выполнить действие обозначающее вопрос
Там мама. – указательный жест
Кто? – движение обозначающее вопрос
Мама. – утвердительный жест
На выделенные слова топать ногой.

 

 

 

III период – заключительный
Было проведено контрольное исследование с использованием тех же заданий, что и в первый период. Были получены показатели, представленные в таблице №2.
Таблица №2 Диагностика произносительных навыков
№ Имя
реб-ка Измен.
силы
голоса Измен.
высоты
голоса Ритм
произн-я Темп
произ-я Интонацион.
сторона
речи
1 Маша + + + + +
2 Лиза + + + + +
3 Кирилл + + + + +
4 Никита - - + - +
5 Гюнель + + + + +
6 Вероника - - - - -
7 Егор - - - - -
8 София + + + + +
Итого 5 5 6 5 6

+ владеет умением - не владеет умением

Сравним результаты вводной и итоговой диагностики. Для наглядности представим результаты в виде рисунка №2


Сводные результаты диагностики произносительных навыков представлены в таблице №3.


Таблица №3
Этап Сила Высота Ритм Темп Интонация
Вводная
диагностика 37,5% 25% 12,5% 37,5% 25%
Итоговая диагностика 62,5% 62,5% 75% 62,5% 75%

Анализ результатом диагностики показал, что произносительные навыки улучшились по всем показателям. Таким образом, проведенная нами работа, направленная на развитие произносительных навыков, дала положительные результаты. Дети стали хорошо различать характеристики звуков, и воспроизводить их самостоятельно. Все это подтверждает эффективность разработанной нами методики. Таким образом, цель достигнута, задачи решены. В результате работы по данной разработке была проведена коррекция уже имеющихся нарушений (повышение уровня слухового восприятия, воспроизведение различных характеристик звуков, речь стала интонированной, недоразвитие общей моторики) и профилактика нарушений к которым может привести несформированность произносительных навыков (монотонность речи, искажение звуко-слогового состава, неумение владеть голосом). Развитие произносительных навыков средствами фонетической ритмики может повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

 

 

 

 


Список литературы
1. Власова Т.М., Пфаффенродт А.Н. «Фонетическая ритмика» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
2. Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Николаева Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха» М.: Издательство «Экзамен», 2006.
4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» авторы Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. - Москва. Просвещение, 1991
6. «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» авторы Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц – Москва. «Просвещение», 1991.
7. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика обучения произношению в школе глухих» М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома" только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

    за размещение статьи  (за 1 страницу) 200 руб

    за получение печатного сборника  500 руб

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2019. публикации для педагогов.