выполнила:
Фёдорова Екатерина Андреевна
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
МКДОУ "Детский сад № 447 комбинированного вида "Семицветик"
Г. Новосибирск
Перспективное планирование
коррекционно-развивающих занятий
во второй младшей группе
для детей с нарушениями зрения
(первый год обучения)
Планирование коррекционно-развивающей деятельности в течение пятидневной недели
Базовый вид деятельности |
Длительность |
Периодичность |
Подгрупповые занятия 1. Развитие зрительного восприятия (РЗВ) 2. Развитие восприятия пространства (ООП) и навыков ориентировки 3. Социально-бытовая ориентировка (СБО) 4. Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики (РОВиММ) |
15 минут 15 минут
15 минут 15 минут |
2 раза в неделю
1 раз в неделю 1раз в неделю 1 раз в неделю |
Индивидуальная работа с детьми
|
10 - 15 минут
|
По утверждённому графику индивидуальной работы
|
Плеоптические упражнения (содержание упражнений подбирается тифлопедагом в соответствии с лексической темой недели) |
15 минут |
Курс 20 дней по назначению врача ежедневно |
Период |
Тема периода |
Задачи |
1 неделя сентября |
Давайте знакомиться
|
Первичная тифлопедагогоческая диагностика |
2 неделя сентября |
Наш любимый детский сад
|
Первичная тифлопедагогоческая диагностика |
3 неделя сентября |
Овощи |
Первичная тифлопедагогоческая диагностика |
4 неделя сентября |
Угощение из фруктов |
Первичная тифлопедагогоческая диагностика |
1 неделя октября |
Золотая осень |
Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, изменения в одежде людей ) Воспитывать бережное отношение к природе |
РЗВ |
Знакомство с красным цветом |
1.Развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета 2.Учить детей узнавать и называть красный цвет 3.Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных предметов 4.Учить видеть красный цвет в близком окружении Л.А. Ремезова, «Играем с цветом», стр. 13, 15; И.П. Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 1; Л.А. Дружинина, «РЗВ» 3. № 1 (17), З. № 2 (18), 3. № 6 (24), 3.1- А (16), 3. 4 А (22) |
РЗВ |
Знакомство с кругом |
1.Учить узнавать и называть круг 2. Познакомить со свойствами круга (нет углов, лежит, катается, не стоит) 3.Упражнять в нахождении кругов в окружающей среде 4.Показать многообразие кругов в зависимости от величины, цвета, материала, из которого сделали круг Л.А. Дружинина, РЗВ, 3.1-А (16), 3.3-А (20) |
РОВиММ |
«Наши пальчики играют» |
1.Дать детям представление о том, что каждая часть тела выполняет определенные функции 2.Формировать первоначальные представления о строении и возможностях рук, познакомить с расположением, названием и назначением пальцев 3.Учить способам осязательного обследования предметов 4.Упражнять на ощупь узнавать овощи и фрукты Л.А. Дружинина, СБО, 3. №7 (30) |
ООП |
«Осень бродит по дорожкам» |
1.Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения, называть их 2.Развивать зрительно-моторную координацию 3.Развивать воображение на основе художественного слова Л.А. Дружинина ООП, З. №5 (17),З. №1 (12), З. №2 (19) |
СБО |
«Вокруг садика пойдём, всё увидим, всё поймём" |
1.Организовать экскурсию вокруг детского сада, обратить внимание, как красива природа осенью 2.Развивать цветовосприятие 3.Учить замечать приметы осени в ближайшем окружении 4.Упражнять в различении понятий «один» и «много» 5.Развивать двигательную активность детей 6.Развивать слуховое восприятие Л.А. Дружинина, СБО, №31 (24), 3.1 – А (16) |
2 неделя октября |
Кто я? Какой я? |
Развивать представления о своём внешнем облике. Формировать образ «Я». Развивать гендерные представления. Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать элементарные навыки ухода за своим телом и лицом. |
РЗВ |
«Вот какой я, посмотри!» |
1.Упражнять детей в различении и правильном назывании частей своего тела 2. Учить детей называть части своего тела (голову, руки, ноги, грудь, спину), находить и показывать их на себе, на кукле, на детях 3.Учить детей называть своё имя, фамилию, свой пол 4. Побуждать детей к рассказыванию о себе Л.А. Дружинина, «РЗВ», 3.6 - А (26) |
РЗВ |
Большой - маленький |
1.Учить детей выделять величину как свойство предмета 2.Развивать умение зрительно-двигательного бимануального обследования величины предметов 3.Формировать понятия «большой», «маленький» 4.Учить узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы Л.А. Ремезова, «Восприятие величин», 3. № 1, стр. 18-19, 3. № 19- А |
РОВиММ |
Что бывает круглым? |
1.Закрепить знания детей о круге 2.Упражнять в узнавании на ощупь кругов среди других геометрических фигур 3.Упражнять в узнавании круга по контурному изображению 4.Учить видеть круги в близком окружении 5.Упражнять в различении величины предметов на ощупь на основании осязательно – двигательного способа обследования |
ООП |
Ребёнку о самом себе |
1.Дать представления о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги – внизу, одна рука – правая, другая – левая 2.Учить различать и правильно называть парные части своего тела: руки, ноги, глаза, уши 3.Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения Л.А. Дружинина, ООП, З. №4 (16), З.№21 (33) |
СБО
|
Что могут наши глаза?
|
1.Дать детям представление о роли зрения и его возможностях 2.Формировать у детей навыки ухода за очками и глазами 3.Учить замечать и называть цвет глаз 4.Учить наблюдать за собой в зеркале 5.Воспитывать желание беречь свои глаза, ухаживать за ними Л.А. Дружинина, СБО, З. №4 (28) |
3 неделя октября |
Папа, мама, я – дружная семья |
Обогащать представления о своей семье. Побуждать детей называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице.
|
РЗВ |
Моя семья |
1.Учить отличать мальчиков и девочек, мужчин и женщин, выделять их внешние признаки 2.Закрепить умение ребёнка называть свои имя, фамилию, имена родителей 3.Учить узнавать и показывать движения, характерные для определённого вида деятельности взрослых Л.А. Дружинина, РЗВ, 3.8-А, стр. 31 |
РЗВ |
Знакомство с жёлтым цветом |
1.Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объекта заданного цвета среди множества разноцветных объектов 2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет» 3.Учить узнавать и называть жёлтый цвет Л.А. Ремезова, «Цвет», стр. 13; И.П. Нагибина «Изучаю цвет», 3. № 2, стр. 3 |
РОВиММ |
Средний по величине предмет |
1.Закрепить знания детей о величине как свойстве предмета 2.Формировать понятие «средний по величине» 3.Упражнять в различении предметов по величине с помощью осязания 4. Учить составлять упорядоченный ряд из трёх объектов 5. Познакомить с правилом сериации предметов в убывающей степени величины 6.Упражнять в назывании величины предметов точным словом (большой, маленький, больше, меньше, средний по величине) Л.А.Ремезова, «Величина», З. № 2, стр. 19 |
ООП |
Я и моя кукла |
1.Закрепить знания детей о частях своего тела 2.Упражнять в соотнесении частей своего тела с частями тела куклы 3.Закрепить представления о пространственном расположении частей тела 4. Учить словом обозначать пространственное расположение частей тела |
СБО |
«Я - член семьи, помощник» |
1.Обобщить представления детей о семье 2.Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по картине 3.Упражнять в использовании в речи «вежливых» слов 4.Воспитывать готовность помогать взрослым 5.Воспитывать любовь к членам своей семьи 6.Учить уважать взрослых, ценить их труд Л.А.Дружинина, З. №2 (26); №6 (29) |
4 неделя октября |
Дом Мебель |
Познакомить детей с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью. |
РЗВ |
«Подберём мебель для кукольного домика» |
1.Упражнять в назывании предметов мебели 3. Развивать умение группировать сходные по цвету предметы мебели 4. Дать представление о назначении мебели Л.А. Дружинина, РЗВ 3. № 14 (34); 3. № 19 (39); 3. 17 – А (52) РЗВ, Л.А.Дружинина, З. №18, стр.38 |
РЗВ |
Сравним мебель по величине |
1.Учить осуществлять выбор величины по образцу 2.Учить визуально сравнивать величину предметов игрушечной мебели, путём приложения находить большие и маленькие предметы 3. Учить устанавливать отношения равенства – неравенства 4. Учить создавать сериационный ряд по правилу «каждый раз из группы предметов выбираю самый большой объект» Л.А.Ремезова, «Величина», З. № 3, стр. 21 |
РОВиММ |
Выкалыва-ние предметных изображенийпо контуру |
1.Закрепить знания детей о мебели 2.Упражнять в узнавании на ощупь предметов кукольной мебели 3.Закрепить умение узнавать предметы мебели по силуэтному изображению 4.Познакомить с понятием «выкалывание» 5.Научить детей правилам безопасного пользования иглой при выкалывании 6.Упражнять в выкалывании по контуру предметных изображений |
ООП |
«С новосельем!» |
1.Познакомить с обобщающим понятием «мебель» 2.Развивать умение визуально соотносить предметы мебели по величине 3.Учить соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом 4Учить понимать пространственные предлоги и наречия: рядом, около, далеко, близко, возле 5.Учить детей ориентироваться в микропространстве Л.А.Дружинина, ООП, 3. №14 (27); 3. №25 (37) |
СБО
|
В гостях у трёх медведей |
1.Учить пониманию слова «мебель» и употреблению его в речи 2.Уточнить знания детей о мебели и её назначении 3.Упражнять в выделении частей мебели 4.Упражнять в узнавании и назывании величины мебели 5.Упражнять в группировке предметов мебели по заданному признаку Л.А.Дружинина, СБО, 3. №4 (17); Ч.(2), стр.45 |
5 неделя октября |
Каникулы
|
1. Много гуляем – здоровье укрепляем! 2. Сказки почитаем – много нового узнаем! 3. В игры разные играем! 4. Праздник Осени встречаем! |
1 неделя ноября |
Посуда |
Закреплять представления о посуде, ее назначении, разновидностях. |
РЗВ |
«Жила-была посуда: чайник, чашка, блюдо…» |
1.Формировать зрительные способы обследования предметов, умение различать, находить и называть форму реальных предметов посуды, кукольной посуды 2.Развивать полисенсорное восприятие, классифицируя посуду по материалу 3.Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 15 (35); 3. 18-А (54) |
РЗВ |
Знакомство с зелёным цветом |
1.Учить узнавать, выделять среди множества разноцветных объектов объекты зелёного цвета, называть зелёный цвет 2.Упражнять в группировке предметов посуды по цвету Л.А. Ремезова, «Цвет», стр. 15; И.П. Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 4, стр. 4 |
РОВиММ |
Красивая посуда |
1.Познакомить детей с понятием «штриховка» 2.Упражнять в штриховке контурных изображений посуды прямыми линиями в направлениях сверху вниз, внизу вверх 3.Развивать мелкую моторику 4.Учить правильно захватывать фломастер |
ООП |
«Что у нас на обед?» |
1.Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда» 2.Учить различать и называть предметы посуды 3.Учить различать с помощью зрения контрастные по величине предметы посуды, обозначая их соответствующими терминами «большой», «маленький», «больше», «меньше», «средний по величине» Л.А.Дружинина, ООП, З. №20, стр.33 |
СБО |
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать» |
1.Учить понимать слово «посуда», выделять части рассматриваемого объекта 2.Упражнять в соотнесении предметов посуды по цвету 3.Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда» 4.Подвести детей к пониманию необходимости содержать посуду в чистоте 5.Учить выполнять действия с посудой (ложка) 6.Воспитывать внимание к работе помощника воспитателя Л.А.Дружинина, СБО, З. №5, стр.18 |
2 неделя ноября |
Продукты питания |
Формировать начальные представления о продуктах питания и их роли в сохранении и укреплении здоровья. |
РЗВ
|
Знакомство с квадратом |
1.Учить узнавать и называть квадрат 2.Познакомить детей со свойствами и признаками квадрата 3.Упражнять в нахождении квадратов в окружающей среде 4.Показать многообразие квадратов в зависимости от цвета, величины и материала, из которого они сделаны |
РЗВ
|
Знакомство с синим цветом |
1.Учить осуществлять выбор цвета по образцу 2.Упражнять в различении и назывании красного, жёлтого, зелёного и синего цветов 3.Учить узнавать и правильно называть синий цвет 4.Формировать отношение к цвету как к значимому признаку 5. Упражнять в раскрашивании в одном направлении, с равномерным нажимом Л.А. Ремезова, «Цвет», стр. 14; Н.И. Погосова, «Цветовой тренинг»; В.И. Коваленко, «Азбука физминуток для дошкольников», стр. 111 |
РОВиММ
|
Такие разные квадраты |
1.Закрепить знания детей о квадрате 2.Упражнять в различении и назывании квадрата после осязательного обследования кругов, треугольников и квадратов 3.Упражнять в сравнении квадратов по величине на ощупь 4.Учить аккуратно наклеивать квадраты |
ООП
|
Ориентиров-ка в помещениях группы |
1.Упражнять детей в назывании приёмной, спальни, туалетной комнаты, групповой комнаты 2.Упражнять в ориентировке в помещениях группы 3.Показать детям назначение каждого из помещений группы 4.Учить детей находить свою кабинку, кровать, полотенце, нужную игрушку. Н.В.Алёшина, Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью, стр.13-16 |
СБО |
«Готовим вместе с мамой» |
1.Закрепить первоначальные представления детей о продуктах питания 2.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о воде: жидкая, прозрачная, бесцветная 3. Подвести детей к пониманию того, что вода может изменять цвет и Вкус 4.Упражнять в различении и назывании вкусов (сладкий, солёный, кислый) 5.Упражнять в дифференциации овощей и фруктов 6. Показать значение воды в жизни человека |
3 неделя ноября |
Одежда Обувь |
Расширять представление детей об одежде и обуви, их сезонной обусловленности. Учить классифицировать одежду и обувь по половозрастной принадлежности. |
РЗВ
|
«Ах, какой же я нарядный!» |
1. Дать представление об обобщающем понятии «одежда» и о назначении одежды 2.Учить узнавать и называть личные вещи: одежду, обувь 3.Учить находить, показывать и называть части одежды: рукава, воротник, карманы, пуговицы, петли, замки 4.Учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом своей одежды и одежды детей Л.А. Ремезова, 3.14 – А (4) |
РЗВ
|
Длинный - короткий |
1.Учить выделять величину как свойство предмета 2. Познакомить с правилом сравнения предметов по длине 3. Формировать первоначальные представления об относительности величины 4.Обогатить и активизировать словарь детей за счёт введения понятий «длинный», «короткий», «длиннее», «короче» Л.А.Ремезова, «Величина», З. №4, стр. 22 |
РОВиММ
|
Гардероб для куклы Маши |
1.Закрепить знания детей об одежде 2. В процессе рассматривания и обследования кукольной одежды познакомиться с различными видами тканей 3.Познакомить детей с некоторыми свойствами тканей О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», стр. 11,12 |
ООП
|
Магазин одежды |
1.Учить различать и правильно называть предметы одежды 2.Учить называть части одежды, их пространственное расположение 3.Учить различать лицевую и изнаночную стороны одежды Л.А.Дружинина, ООП, 3№ 6 (19) |
СБО
|
«Поможем Маше-растеряше» |
1.Учить детей понимать обобщающее понятие «Одежда» 2.Упражнять в назывании предметов одежды и их частей 3.Упражнять в различии и назывании противоположных действий (одеваться – раздеваться) 4.Учить одеваться в определенной последовательности 5.Учить быть внимательным, замечать, во что одеты сверстники 6.Приучать детей аккуратно складывать одежду 7.Закрепить с детьми название обуви, ее частей (каблук, шнурок) 8.Упражнять в обувании 9. Познакомить с правилами ухода за обувью Л.А.Дружинина, СБО. 3 № 3 (16,17), № 6 (19), № 8 (3); Ч.(2), стр.42, |
4 неделя ноября |
Бытовые приборы |
Дать представление о бытовых приборах – помощниках человека. Познакомить с правилами безопасного обращения с бытовыми приборами. |
РЗВ
|
Наши помощники
|
1.Познакомить с некоторыми бытовыми приборами, показать их функциональное назначение 2. Учить узнавать цветные изображения электроприборов 3. Упражнять в соотнесении реальных предметов бытовой техники с их цветными изображениями |
РЗВ
|
Знакомство с треуголь-ником |
1.Познакомить детей с новой геометрической фигурой 2.Познакомить со свойствами и признаками треугольника 3.Упражнять в локализации и дифференциации треугольников по цвету, форме, величине 4.Учить выделять треугольники среди кругов и квадратов |
РОВиММ
|
Конструиро-вание из геометричес-ких фигур и счетных палочек |
1.Закрепить знания о круге, квадрате, треугольнике 2.Упражнять в узнавании на ощупь треугольников среди других геометрических фигур 3.Упражнять в дифференциации треугольников по величине с помощью осязания. 4.Упражнять в конструировании геометрических фигур по образцу, путём наложения на контур, по представлению 5.Учить изменять величину конструируемых фигур 6. Формировать навыки соблюдения последовательности действий при выполнении аппликации 7. Упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм |
СБО
|
«Чтобы не было беды»
|
1.Познакомить детей с внешним видом и назначением бытовых приборов 2.Учить детей безопасному поведению возле бытовых электроприборов и бытовой техники 3.Учить обращаться к взрослым с просьбой о включении или выключении телевизора, дополнительного освещения и т.д. 4.Учить соблюдать правила безопасного поведения Осипова, стр.100, 16-А |
1 неделя декабря |
Морозные деньки |
1. Расширять представление детей о зиме, о сезонных изменениях в природе 2.Учить замечать красоту родной природы 3. Воспитывать бережное отношение к природе |
РЗВ
|
Зимняя картинка
|
1.Учить детей выделять характерные признаки зимы 2.Учить узнавать знакомые деревья без листьев 3.Развивать различительные способности зрения в визуальных упражнениях Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 11 (30), 3. 9-А (33)
|
РЗВ
|
Оттенки синего цвета |
1.Закрепить знания детей о синем цвете 2.Познакомить с двумя оттенками синего цвета, учить различать их 3.Формировать умение получать оттенки синего цвета, используя способ окраски вод. 4.Развивать активность восприятия в процессе выполнения практических действий. Л.А. Ремезова, «Цвет», стр. 18-19, 22; И.П. Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 3, стр. 3 |
РОВиММ
|
Бумага
|
1.Познакомить детей со свойствами бумаги (шуршит, рвётся, намокает, режется, мнется, сгибается) 2.Упражнять в сгибании бумаги и её окрашивании О.В. Дыбина, «Из чего сделаны предметы», стр. 10-11, 13-14 |
ООП
|
Зимушка - зима
|
1. Закрепить знания детей о зиме 2.Развивать способность детей ориентироваться в окружающем пространстве, используя слуховой анализатор 3.Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами «большой», «маленький», «средний по величине» 3.Упражнять в определении направлений « вверху», «внизу», «сверху вниз» 4.Упражнять в составлении целого предмета из частей Л.А.Дружинина, ОПП, З. № 9, стр.22 |
2 неделя декабря |
Зимние забавы |
Расширять представления детей о зиме. Познакомить с зимними забавами. Формировать представление о безопасном поведении зимой на прогулочной площадке |
РЗВ
|
«Как мы гуляем зимой»
|
1.Закрепить знания детей об особенностях зимней погоды 2.Показать многообразие зимних забав детей 3.Учить собирать куклу на прогулку, подбирая необходимую одежду и соблюдая порядок одевания Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. №11 (30), З.10 –А
|
РЗВ
|
Сравнение предметов по длине
|
1. Упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении одинаковых (равных) по длине объектов с использованием способов приложения и наложения 2.Учить строить сериационные ряды по длине в убывающей последовательности 3. Развивать прослеживающие зрительные функции 5. Развивать глазомер, учить сравнивать предметы по величине на глаз Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 5, стр. 24 |
РОВиММ
|
«Тонет – не тонет» |
1.Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (лёгкое, не тонет в воде, твёрдое, не ломается) 2.Учить узнавать деревянные предметы на ощупь 3.Учить детей экспериментировать 4.Учить детей группировать предметы по заданному признаку О.В. Дыбина, «Из чего сделаны предметы», стр. 9-10 |
ООП
|
Зимние забавы
|
1.Закрепить знания о характерных признаках зимы 2. Учить моделировать сюжетные изображения на фланелеграфе с помощью взрослого 3. Развивать зрительное внимание 4. Упражнять в использовании в речи понятий «вверху», «внизу2, «сверху вниз» Л.А.Дружинина, ООП, 3. №13 (26) |
3 неделя декабря |
Зимующие птицы
|
Расширять представления детей о зимующих птицах, местах их обитания, повадках, поведении птиц зимой. Воспитывать бережное отношение к птицам, побуждать детей заботиться о них |
РЗВ
|
Птичка - невеличка
|
1.Познакомить детей с птицами ближайшего окружения: воробьями, голубями, синицами, сороками. Учить называть их 2.Учить детей различать голову с клювом, туловище с крыльями, хвост и лапки. 3.Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с реальными предметам. 4.Учить зрительным способом соотносить контурные и силуэтные изображения. Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 10 (29), 11 – А (38) |
РЗВ
|
Оттенки зелёного цвета
|
1.Закрепить знания детей о зелёном цвете 2.Познакомить с тремя оттенками зелёного цвета, учить различать их 3.Формировать умение получать оттенки зелёного цвета, используя способ окраски воды 4.Развивать активность восприятия в процессе практических действий 5. Развивать умение составлять светлотные ряды в порядке возрастания и убывания насыщенности цвета 6.Учить выделять разные оттенки в пределах одного цвета, правильно называть оттенки. Л.А. Ремезова , «Цвет», стр. 19-21, стр. 26 И.П. Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 4, стр. 4
|
РОВиММ
|
Из чего можно лепить? |
1.Закрепить знания детей о свойствах пластилина 2.Упражнять в скатывании шариков и колбасок из пластилина 3. Познакомить с новым для детей материалом для лепки – солёным тестом |
ООП
|
«Кто прилетел на кормушку?»
|
1.Учить узнавать и называть воробья, синицу, сороку 2. Учить различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения 3. Развивать способности различать контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами 4. Побуждать детей к заботе о птицах Л.А. Дружинина, ООП, 3. № 16, (29) |
СБО
|
«Вот какие наши зубки»
|
1.Дать детям знания о необходимости ухода за зубами 2.Учить детей самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды 2.Подвести детей к пониманию необходимости регулярного посещения стоматолога 3. Дать детям представление о полезных и вредных для зубов продуктах Л.А. Дружинина, СБО, З. №5, стр.28 |
4 неделя декабря |
Скоро, скоро Новый год! |
Создать праздничную атмосферу. Организовать все виды деятельности вокруг темы Нового года. |
РЗВ |
Любимый праздник Новый год! |
1.Формировать представление о понятии «праздник» 2. Формировать представление о положительных эмоциях (радость, удивление) 3.Учить рассматривать картину, описывать её, используя знакомые эталоны цвета и величины |
РЗВ |
Знакомство с овалом |
1.Познакомить с новой геометрической фигурой 2.Выявить основные свойства овала через сравнение овала с другими геометрическими фигурами 3.Упражнять в узнавании овала на ощупь среди других геометрических фигур 4.Учить сравнивать овалы по величине путём наложения 5.Упражнять в группировке овалов по цвету и величине 6.Упражнять в локализации и дифференциации овалов по цвету, величине, материалу, из которого они сделаны |
РОВиММ |
Чудесный мешочек
|
1.Обучить детей приёмам зрительно - осязательного обследования предметов в 2 этапа: - беглое ознакомительное обследование; - выделение характерных признаков, объёма, частей 2.Упражнять в дифференциации предметов по величине, по характеру поверхности с помощью осязания 3.Учить узнавать ёлочные игрушки на ощупь |
СБО
|
«Праздник приближает- ся, ёлка наряжается» |
1.Поддерживать праздничный эмоциональный настрой детей 2.Познакомить с правилами безопасного поведения во время празднования Нового года 3.Дать представление о правилах поведения в случае возникновения пожара
|
2 неделя января |
Наши любимые сказки |
Развивать интерес к сказкам. Учить слушать сказки. Вызвать интерес к инсценировкам знакомых сказок.
|
РЗВ
|
«Узнай героев сказок» |
1.Вызвать у детей интерес к сказкам 2.Учить узнавать персонажей знакомых сказок по иллюстрациям, по словесной характеристике 3.Упражнять в рассказывании сказок |
РЗВ
|
Сравнение предметов по длине и цвету |
1.Формировать способы устанавливать тождества и различия однородных предметов по длине и цвету 2.Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной длины 3.Упражнять в локализации длинных и коротких предметов 4.Подвести детей к пониманию того, что короткая лента сворачивается быстрее длинной ленты. Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 6, стр. 26-28 |
РОВиММ |
«В гостях у сказки» |
1.Учить детей способам зрительно – осязательного обследования «сказочных предметов» 2. Учить группировать игрушки по принадлежности к знакомым сказкам 3. Учить классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все твёрдые, все колючие) |
ООП |
«Найди и промолчи» |
1. Продолжить учить ориентироваться в кабинете, групповой комнате 2. Упражнять в продвижении игрушки – персонажа сказки в заданном направлении 3. Воспитывать выдержку 4. Упражнять в словесном обозначении местоположения игрушки |
СБО |
«А кто слушал сказку – молодец!» |
1.Уточнить знания детей об основной функции ушей - слышать звуки 2.Развивать способности в различии на слух звучания различных предметов 3.Формировать интерес к разнообразию звуков 4.Учить детей внимательно слушать сказку Л.А.Дружинина, СБО, 3. № 3 (27) |
3 неделя января |
Игрушки в нашей группе |
Дать представление о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка). Воспитывать бережное отношение к игрушкам |
РЗВ |
Любимые игрушки |
1.Учить различать, называть игрушки, соотносить их с изображением на картинке, силуэтным изображением 2.Развивать зрительно-поисковую деятельность, зрительное внимание 3.Упражнять в группировке игрушек по цвету, величине 4.Учить детей устанавливать различия между частью и целым Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 12 (31); 16 А (50) |
РЗВ |
Ахроматичес-кие цвета |
1.Развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета 2.Учить узнавать и называть чёрный и белый цвета 3.Упражнять в выделении чёрного и белого цветов среди множества разноцветных объектов 4.Учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу 5.Развивать прослеживающую функцию глаз Л.А.Ремезова, «Цвет», стр. 16-17; И.Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 11 (7) |
РОВиММ |
«Какие разные игрушки!» |
1. Познакомить с пластмассой и её свойствами 2. Познакомить детей с игрушками из разных материалов 3.Учить узнать игрушки на ощупь, дифференцировать их по заданному признаку 4.Упражнять в узнавании на ощупь овалов О.В. Дыбина, «Из чего сделаны предметы» |
ООП |
«Я люблю свою лошадку» |
1.Учить детей ориентироваться в групповой комнате 2.Уточнить представления детей о расположении игрушек в игровых уголках 3. Упражнять в словесном обозначении местоположения игрушек 4.Учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха и зрения Л.А.Дружинина, ООП, 3. №8 (21) |
СБО |
«Моя любимая игрушка» |
1. Учить рассказывать детям о своей любимой игрушке 2.Закрепить знание правил хранения игрушек, обращения с ними 3.Учить делиться игрушками 4. Воспитывать умение бережно относиться к своим и чужим игрушкам Л.А.Дружинина, ООП, 3. №8 (21), 16 - А (56), Л.А.Дружинина, СБО, №8, стр.21 |
4 неделя января |
Зима в лесу |
Расширить представления о диких животных, местах их обитания, повадках, о поведении зимой |
РЗВ |
«Чья избушка в лесу?» |
1. Учить узнавать, называть животных, которые живут в лесу 2. Познакомить с отличительными особенностями внешнего вида диких животных 3. Учить выделять части тела диких животных 4. Дать представление о повадках обитателей наших лесов 5. Развивать имитационные движения Л.А.Дружинина, РЗВ, 3. № 9 (28); З. 2 – А (18) |
РЗВ |
Высота |
1.Учить узнавать и называть точным словом высоту предметов 2.Учить определять абсолютную и относительную величину предметов 3.Упражнять в попарном сравнении предметов по высоте 4. Активизировать словарь детей: высокий, низкий, выше, ниже 5. Развивать глазомерную оценку при сравнении предметов по высоте на глаз Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 7, стр. 28-30 |
ФОВиММ |
«Забавные зверушки» |
1.Закрепить знания о геометрических фигурах 2.Учить соотносить части тела диких животных с эталонами формы 3. Учить конструировать фигурки диких животных из геометрических форм 4.Упражнять в выборе необходимых форм и их аккуратном наклеивании |
ООП |
Дикие животные зимой |
1.Формировать у детей знания о животных, которые живут в лесу 2.Учить детей узнавать и называть лису, зайца, медведя и других животных 3.Обратить внимание детей на отличительные особенности внешнего вида диких животных 4. Воспитывать доброжелательное отношение к животным 5. Упражнять в характеристике пространственного расположения частей тела диких животных Л.А.Дружинина, ООП, З.№ 10 (23) |
СБО |
Кто в лесу живёт? |
1. Упражнять в узнавании и назывании лисы, волка, медведя, зайца и других диких животных 2. Учить детей различать и правильно называть части тела диких животных 3.Учить располагать фигурки животных по памяти, учитывая их пространственное расположение 4.Воспитывать доброжелательное отношение к животным Л.А.Дружинина, З. № 2 – А (18) |
1 неделя февраля |
Кто живёт рядом с нами? |
Расширить представления детей о домашних животных, их детёнышах, местах проживания, особенностях питания. Воспитывать гуманное отношение к животным. |
РЗВ |
«Кто пасётся на лугу?»
|
1.Учить детей узнавать и называть животных и их детенышей 2.Познакомить с отличительными особенностями внешнего вида домашних животных 3.Учить выделять части тела домашних животных 4. Учить визуально различать, сравнивать величину предметов 5. Развивать глазомер Л.А.Дружинина, РЗВ, 3. №8 (26); З.№12 –А(41) |
РЗВ |
Коричневый цвет |
1.Развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета 2.Учить детей узнавать и называть коричневый цвет 3.Упражнять в выделении коричневого цвета из множества разноцветных предметов 4.Учить видеть коричневый цвет в близком окружении Н.И. Погосова, «Цветовой тренинг»; В.И. Коваленко, «Азбука физминуток для дошкольников» |
ФОВиММ |
«Кто живёт рядом с нами?» |
1.Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, тёплая – холодная, твёрдая - мягкая) 2. Упражнять в узнавании домашних животных по контурному и силуэтному изображению 3. Учить рисовать по внутренним трафаретам |
ООП |
«На лугу пасутся ко…»
|
1.Упражнять в зрительно – осязательном обследовании игрушек - фигурок домашних животных 2.Учить детей раскладывать фигурки домашних животных в группе по словесной инструкции педагога 3.Развивать слуховое восприятие 4.Учить запоминать и воспроизводить пространственное расположение предметов (игрушек животных), отличающихся по цвету и форме Л.А.Дружинина, ООП, 3. №7 (19) |
СБО |
Наши питомцы
|
1.Продолжать обогащать представления детей о домашних животных – питомцах, которые живут рядом с семьями воспитанников 2.Учить детей ухаживать за домашними питомцами 3.Учить соблюдать правила безопасного поведения с домашними питомцами |
2 неделя февраля |
Транспорт в городе |
Познакомить детей с видами транспорта, в том числе с городским транспортом, с правилами поведения в транспорте. Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, светофором. |
РЗВ |
«Мы едем, едем, едем в далёкие края» |
1.Расширять и уточнять знания детей о транспорте 2.Упражнять в выделении характерных признаков и свойств наземного транспорта (цвет, форма, величина, пространственное расположение частей) 3.Упражнять в группировке транспорта по заданному признаку 4. Дать представление о строении грузовой машины (кабина, кузов, колеса). 5.Развивать восприятие предметов на полисенсорной основе 6.Формировать интерес к труду водителя Л.А.Дружинина, РЗВ, 3. №17, стр.37, №22 ,стр.43, № 13 – А, Ч.(2), стр.47,55 |
РЗВ |
Сравнение предметов по высоте |
1.Упражнять в сравнении трех различных по высоте предметов 2.Учить строить сериационный ряд в порядке убывания высоты 3.Упражнять в сравнении соседних объектов в сериационном ряду 4.Учить определять одинаковые предметы по высоте, осуществляя зрительное сопоставление трех разных по высоте предметов Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 8, стр. 30-32 |
ФОВиММ |
«Самолёт построим сами» |
1.Закрепить знания детей о красном, жёлтом, синем, зёленом, белом, чёрном, коричневом цветах 2.Упражнять в назывании квадрата, треугольника, круга, овала 3.Учить аккуратно наклеивать готовые формы
|
ООП
|
«Мы в водителей играем» |
1.Формировать понятия «близко», «далеко» 2.Упражнять в ориентировке в направлениях «влево», «вправо» 3.Упражнять в свободном перемещении по кабинету по цветовому сигналу 4.Закреплять представления о цвете в окружающем пространстве, на светофоре 5.Развивать слуховое внимание Л.А.Дружинина, ООП, 3. №24 (36) |
СБО |
Магазин игрушек |
1.Учить различать, называть игрушки (транспорт) 2.Учить выделять форму частей предмета 3.Упражнять в выделении пространственного положения предметов, в словесном его обозначении 4.Развивать зрительный контроль при соотнесении реального предмета с изображением на картинке Л.А.Дружинина, СБО, 3. №7 (20) |
3 неделя февраля |
Поздравляем пап |
Познакомить детей с военными профессиями – солдат, танкист, моряк. Формировать первичные гендерные представления. Воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, готовность стать защитником Родины. |
РЗВ |
«Кубик – куб»
|
1.Дать представление об объёмных телах. Познакомить с объёмным телом – куб 2.Сформировать у детей умение с помощью осязания различать объёмные тела среди других геометрических фигур 3. В процессе игровой деятельности выявить основные свойства куба, его признаки 4.Упражнять в узнавании кубов на ощупь 5. Учить сравнивать кубы по величине 6. Упражнять в дифференциации кубов с различной фактурой 7. Учить конструировать из кубов 8. Активизировать словарь детей: «Это куб» Л.А. Дружинина, РЗВ, 35 – А (24) |
РЗВ |
Высокий - низкий
|
1.Упражнять в ранжировании предметов в порядке убывания высоты, в сравнении смежных объектов в ряду 2.Учить пользоваться правилом ранжирования «каждый раз выбираю самый высокий предмет» 3.Формировать умение зрительно обследовать наглядно представленные объекты и предметные изображения. Развивать глазомерную оценку детей 4.Учить группировать объекты по высоте и обозначать образованную группу словами «здесь все предметы высокие (низкие)» Л.А. Ремезова, 3. № 9, стр. 33-34 |
ФОВиММ |
Шар |
1.Закрепить знания детей о плоскостных фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) 2.Познакомить с новым телом - шаром 3.Показать детям отличие объёмных геометрических тел от плоскостных геометрических фигур 4.Упражнять в узнавании шаров на ощупь 5.Учить различать шары по материалам, из которых они сделаны |
ООП |
«Мой папа лучше всех» |
1.Учить детей правильным приёмам ходьбы, движениям рук и ног о время ходьбы 2.Упражнять в ориентировке в групповой комнате 3.Учить ориентироваться с помощью слуха 4.Развивать быстроту реакции на зрительный и слуховой сигналы 5.Воспитывать любовь и уважение к родителям 6. Учить узнавать своего папу по фотографиисреди фотографий пап других детей группы Л.А.Дружинина, ООП, 3. №17 (30) |
СБО |
Поздрави-тельная открытка для папы |
1.Учить проявлять внимание к взрослым, готовить для них подарки. 2.Упражнять в анализе готового образца, учить видеть эталоны цвета, формы, величины в изделии 3. Учить называть своего папы по имени и отчеству Л.А.Дружинина, СБО, 3. 19-А (56) |
4 неделя февраля |
Встречаем гостей |
Упражнять детей в назывании своего имени и фамилии. Учить детей эмоциональному общению. Учить детей согласовывать свои действия. Формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим людям. |
РЗВ |
«Я люблю ходить в гости!» |
1.Формировать представление о понятии «гость» 2. Дать представление о том, как следует вести себя в гостях 3. Учить культуре приёма гостей 4. Учить развлекать гостей |
РЗВ |
Группировка предметов по высоте |
1.Закрепить представления детей о высоте 2.Учить ранжировать предметы разной высоты в убывающем порядке, руководствуясь заданным правилом 3.Развивать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «величина», зрительную дифференцировку предметов по высоте 4.Учить определять высоту предмета с помощью осязания Л.А. Ремезова, Величина, 3. № 10, стр. 35-36 |
ФОВиММ |
Чудесный мешочек |
1.Обучить детей приемам обследования предметов в 2 этапа: - беглое ознакомительное обследование; - выделение характерных признаков объема, частей 2.Упражнять в дифференциации предметов по величине, по характеру поверхности с помощью осязания 3.Учить узнавать предметы одежды на ощупь |
ООП |
«Кого я позову в гости» |
1.Расширить представления детей о посуде и мебели 2.Упражнять в оценке расстояния в относительно большом пространстве 3.Учить использовать в речи понятия «далеко», «близко», «дальше», «ближе» |
СБО |
«Дружат в нашей группе мальчики и девочки» |
1.Закрепить знания детей о внешних особенностях девочек и мальчиков 2.Упражнять в назывании своего имени и фамилии, имён и фамилий друзей 3.Упражнять в различии одежды для мальчиков и девочек 4.Учить красивым манерам в общении друг с другом и окружающими Л.А.Дружинина, СБО, 3. №1 (25); Ч.(2) стр.42,43 |
1 неделя марта |
Мамин день |
Формировать представление о празднике мам и бабушек. Воспитывать чувство любви и заботливого отношения к родным и близким. Воспитывать желание радовать подарками, сделанными своими руками. |
РЗВ |
«Моя мама лучше всех!» |
1.Формировать представление о том, что мама – самый близкий и родной человек 2.Упражнять в назывании имени и фамилии своей мамы, её профессии 3.Учить различать эмоции (радость, грусть, испуг, восторг) |
РЗВ |
Знакомство с оранжевым цветом |
1.Закрепить знания детей об основных цветах 2.Научить получать оранжевый цвет путём смешивания красной и жёлтой краски 3.Учить видеть цвет в окружающем мире И.П. Нагибина, 3. № 7 (5) |
ФОВиММ |
Конус |
1.Познакомить детей с новым объёмным телом – конусом 2.Выявить характерные особенности и свойства конуса 3.Упражнять в узнавании на ощупь конусов среди других объёмных тел 4.Упражнять в ранжировании конусов по величине визуально – осязательным способом |
ООП |
«Моя любимая мама» |
1.Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения 2.Упражнять в ориентировке в пространстве с привлечением слуха и обоняния 3.Воспитывать чувство любви и уважения к маме Л.А.Дружинина, ООП, 3. №19 (31) |
СБО |
Букет для мамы |
1.Учить проявлять внимание к взрослым, готовить для них подарки 2.Упражнять в анализе готового образца, учить видеть эталоны цвета, формы, величины в изделии 3.Учить аккуратно выполнять аппликативную работу |
2 неделя марта |
Умелый повар |
Закрепить представление о понятии «профессия», дать представление о труде повара |
РЗВ |
«Кто готовит нам компот?» |
1.Познакомить детей с трудом повара 2.Учить детей различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом фруктов и ягод 3.Развивать глазомер, учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький 4.Упражнять в группировке однородных предметов по цвету, величине, назначению. Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 20 (40) |
РЗВ |
Толщина предмета |
1.Формировать представление детей о толщине 2.Учить узнавать и называть точным словом толщину 3.Учить сравнивать смежные предметы по толщине, используя способ наложения 4.Активизировать словарь за счёт слов и словосочетаний «толстый», «тонкий», «толще», «тоньше», «самый толстый», «самый тонкий», «средний по толщине» Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 11, стр. 37-38 |
ФОВиММ |
Толстый - тонкий |
1.Закрепить представления детей о толщине 2.Учить ранжировать предметы разной толщины в убывающем и возрастающем порядке, руководствуясь заданным правилом ранжирования 3.Учить определять толщину предмета с помощью осязания 4.Обогатить словарный запас детей за счёт слов «толще», «тоньше», «самый тонкий», «самый толстый» Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 12, стр. 39-41 |
ООП |
Экскурсия на кухню детского сада |
1.Учить ориентироваться в помещениях детского сада с привлечением зрения и обоняния 2.Учить подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила 3.Воспитывать интерес к труду повара 4.Учить выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения поваром 5. Учить понимать значения труда повара в детском саду |
СБО |
«В поварята я пойду – пусть меня научат» |
1. Закрепить представления детей о труде повара детского сада 2. Учить распределять роли в сюжетно – ролевой игре 3.Учить использовать сохранные анализаторы при ознакомлении с объектами Л.А.Дружинина, СБО, З. №2, стр.23 |
3 неделя марта |
Добрый доктор |
Закрепить представление о понятии «профессия», дать представление о труде доктора |
РЗВ |
«Кто нас лечит?» |
1.Формировать первоначальные представления детей о профессии врач 2. Учить узнавать доктора на иллюстрациях, на картине 3. Познакомить с предметами, необходимыми врачу для работы |
РЗВ |
Знакомство с розовым цветом |
1.Закрепить знания детей о цветах 2.Учить получать розовый цвет путём окраски воды и смешивания красной краски и белой краски 3.Учить выделять цвет в окружающем мире И.П. Нагибина, «Изучаю цвет» |
ФОВиММ |
«Витаминки для Маринки» |
1.Закреплять знание цветов 2.Упражнять в лепке шариков одинаковой величины 3. Упражнять в сплющивании шариков и в превращении их в круги примерно одинакового диаметра 4. Развивать глазомер |
ООП |
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада |
1.Закркпить умение спускаться по лестнице, подниматься по лестнице, держаться за перила, ходить по коридору, придерживаясь правой стороны 2.Учит ориентироваться в помещениях детского сада с привлечением слуха и обоняния |
СБО |
Сюжетно – ролевоя игра «Больница» |
1.Закрепить знания детей о деятельности доктора 2. Упражнять детей в выполнении действий врача при оказании помощи больному 3. Дать представлении о культуре поведения в больнице 4. Упражнять в проявлении адекватных эмоций 5. Учить проявлять сочувствие и готовность оказать помощь нуждающемуся |
4 неделя марта |
Каникулы |
1. Много гуляем – здоровье укрепляем! 2. Сказки почитаем – много нового узнаем! 3. В игры разные играем! 4. |
1 неделя апреля |
Народные игры |
Познакомить с русскими народными играми
|
РЗВ |
«Игры любят все!» |
1.Дать представление о народных играх 2.Учить детей запоминать и соблюдать правила игры 3.Учить выбирать водящего с помощью считалок |
РЗВ |
Группировка однородных предметов по цвету |
1.Формировать у детей интерес к играм с цветом 2. Стимулировать активное употребление детьми в речи знакомых названий и цветов 3.Закрепить умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца 4.Учить ориентироваться на цвет и запоминать его Л.А. Ремезова, «Цвет» , 3. № 8; стр. 15-16 |
ФОВиММ |
«Наведём порядок» |
1.Упражнять в дифференциации предметов по величине на ощупь 2.Учить группировать предметы из различных материалов с помощью осязания О.В. Дыбина, «Из чего сделаны предметы», стр. 22,23 |
ООП |
«Мы играем в жмурки» |
1.Прививать интерес к народным играм 2. Учить ориентироваться с помощью слуха 3. Упражнять в продвижении к источнику звука 4. Учить соблюдать осторожность во время игр |
СБО |
«Давай друг другу улыбнёмся» |
1.Познакомить детей с различными эмоциями 2.Упражнять детей в различии эмоциональных состояний 3.Упражнять в передаче своего состояния мимикой 4.Учить пользоваться характерными жестами Л.А.Дружинина, СБО, 3. №9 (32); Ч.(2), стр.56 |
2 неделя апреля |
Домашние птицы |
Расширять представление детей о домашних птицах, месте их проживания, особенностях питания. Воспитывать гуманное отношение к птицам |
РЗВ |
«Петушок, петушок, золотой гребешок» |
1.Дать детям представление о домашних птицах 2.Учить сличению силуэтных и реальных изображений с игрушками 3.Учить понимать словесные инструкции Л.А. Дружинина, РЗВ, 3 № 7 (25) |
РЗВ |
Знакомство с серым цветом |
1.Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объекта заданного цвета среди множества разноцветных предметов 2.Учить узнавать и называть серый цвет 3.Учить получать серый цвет, смешивая чёрную краску и белую краску И.П. Нагибина, «Изучаю цвет», 3. № 11 (7) |
ФОВиММ |
Ширина предметов |
1.Формировать представление о ширине предмета 2.Учить узнавать и называть точным словом ширину 3.Учить устанавливать отношения «равенства – неравенства» по ширине 4.Познакомить с правилом сравнения предметов по ширине 5. Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 15 (45-47) |
ООП |
«Жили у бабуси два весёлых гуся» |
1.Учить способам зрительно – осязательного обследования предметов 2.Учить обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчёта от себя: «впереди», «сзади», «слева», «справа» 3.Развивать зрительное внимание Л.А.Дружинина, ООП, 3. №23 (35) |
СБО |
«Такие разные птички!» |
1.Закрепить представления детей о многообразии материалов, из которых могут быть сделаны предметы 2. Закреплять умение соблюдать определённую последовательность при обследовании птиц 3.Упражнять в узнавании на ощупь предметов из бумаги, пластмассы, дерева, ткани О.В.Дыбина, «Из чего сделаны предметы», стр. 20, 21 |
3 неделя апреля |
Встречаем весну |
Расширять представления детей о сезонных изменениях (в погоде, растений весной, поведении зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась трава и т.д.). Учить подбирать и группировать птиц по их основным признакам (домашние, зимующие, перелётные). Формировать обобщающее понятие «птицы». Воспитывать гуманное отношение к птицам. |
РЗВ |
«К нам весна пришла!» |
1.Познакомить детей с характерными признаками весны 2.Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов при ознакомлении с весенними явлениями 3.Формировать интерес к весенним явлениям природы 4. Развивать прослеживающую функцию глаз Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 21 (41) 3.20 – А (59) |
РЗВ |
Зрительный диктант |
1.Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник) 2.Упражнять в группировке геометрических фигур по форме, отвлекаясь от цвета и величины 3.Развивать зрительное внимание 4.Развивать зрительную память Л.А. Венгер, «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», стр. 91-92 |
ФОВиММ |
«Мы играем в магазин» |
1.Учить детей составлять короткий рассказ о предмете. 2.Закрепить знания детей о свойствах материалов, из которых сделаны предметы близкого окружения. 3.Развивать умение правильно называть материалы и их свойства. О.В. Дыбина, «Из чего сделаны предметы», стр. 22,23
|
ООП |
Весенние деньки |
1.Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения 2.Учить обозначать расположение предметов соответствующими пространственными терминами 3.Развивать наблюдательность 4.Закрепить умение узнавать и называть времена года со зрительной опорой и по словесному описанию их характерных признаков 5.Упражнять в определении и назывании правого и левого краёв листа 6.Упражнять в расположении предметов правой рукой сверху вниз по правому и левому краям листа Л.А.Дружинина, ООП, 3. №22 (34) |
СБО |
«Водичка, водичка, умой мое личико…» |
1.Подвести детей к пониманию необходимости мыть не только руки, но и лицо 2.Учить детей правильно мыть лицо и руки 3.Учить соблюдать последовательность действий в процессе умывания 4.Приучать детей аккуратно умываться, не замачивая рукава одежды, соблюдать порядок в туалетной комнате 5.Развивать зрительно – поисковую деятельность Л.А.Дружинина, СБО, 3. №2 (260) |
4 неделя апреля |
Деревья и кусты |
Расширять первоначальные представления детей о растительном мире |
РЗВ |
«Листьми в окошко машет, о себе нам всё расскажет» |
1.Учить детей называть деревья ель, берёза, тополь, сосна 2.Учить выделять и называть части деревьев 3.Упражнять в визуальном сравнении деревьев по высоте 4.Развивать глазомер Л.А. Дружинина, РЗВ, 3. № 4 (20), 3. № 5 (22) |
РЗВ |
Убывающие ряды по высоте и ширина |
1. Закрепить знания детей о ширине и высоте предмета 2. Учить составлять нисходящие сериационные ряды по ширине, высоте 3. Развивать навык подбирать быстро и верно требуемое слово, обозначающее ширину, высоту. Л.А. Ремезова, «Величина», 3. № 17 (49-51) |
ФОВиММ |
Шнуровки |
1.Систематизировать знания детей о деревьях 2.Познакомить с понятием «шнуровка» 3.Учить детей шнуровке двумя способами 4.Упражнять в сравнении шнурков по цвету, длине, толщине |
ООП |
«Какие разные листочки!» |
1.Закрепить знание деревьев и их общего строения 2. Учить узнавать и называть деревья по листьям 3. Упражнять в расположении предмета по характеристике его местоположения Л.А. Дружинина, ООП, 3. № 15 (28) |
СБО |
Экскурсия в Белый сад |
1.Закрепить знание правил дорожного движения 2. Учить замечать изменения в природе весной 3. Наблюдать за набухшими почками деревьев в саду
|
1 неделя мая |
Загадки, песенки, потешки |
Итоговая тифлопедагогическая диагностика |
2 неделя мая |
Аквариум и его обитатели |
Итоговая тифлопедагогическая диагностика |
3 неделя мая |
Насекомые
|
Итоговая тифлопедагогическая диагностика |
4 неделя мая |
Первые цветы |
Итоговая тифлопедагогическая диагностика |
5 неделя мая |
Лето красное |
Итоговая тифлопедагогическая диагностика |
Литература
- Развитие зрительного восприятия
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.П. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988
- Дружинина Л.А., Алехина Т.А., Шестакова И.А., Шержукова Н.Е. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск, 2008
- Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. Новосибирск, 1987
- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Самара, 2004
- Чевычелова Е. А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Младшая группа, Волгоград, 2011
- Фопель К. Привет, глазки! (Подвижные игры для детей 3 – 6 лет). М., 2005
- Развитие навыков пространственной ориентировки
- Дружинина Л.А., Андрющенко Е.В., Шалагина Г.А., Шильдяева Л.Г. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Челябинск, 2008
- Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов – на – Дону, 2008
- Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушениями зрения
- Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин Самара, 2004
- Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. М., 2004
III. Развитие социально-бытовой ориентировки
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (вторая младшая
группа)
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников
- Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,
имеющими нарушения зрения. Челябинск, 2008
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2003
- Шорыгина Т.А. Организация экспериментальной деятельности
- Чевычелова Е. А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией
Л.И. Плаксиной. Младшая группа, Волгоград, 2011
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
Ростов - на - Дону, 2010
- Феактистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. С – П., 2005
- Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения.
М., 1995
- Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
- Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Ростов-на-Дону, 2007
- Соколова Ю.И. Игры с пальчиками. М., 2005
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. М., 2008
- Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М., 2007
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. М., 1998
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик! (Расскажи стихи руками). М., 2012
- Фопель К. Привет, ручки! (Подвижные игры для детей 3 – 6 лет). М., 2005