выполнила:
Спиридонова Юлия Сергеевна
логопед
ГКУ СО МО «Лобненский социально-реабилитационный центр»
Московская область, город Лобня, ул. Авиационная, д. 6
Логопед отделения реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Спиридонова Юлия Сергеевна.
Использование современных интерактивных технологий в логопедической работе реабилитационного процесса.
В настоящее время современные технологии являются неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. С рождения родители используют «гаджеты» и приспособления разного вида медиасферы для ухода и развития ребенка. Таким образом, специалист тоже должен идти в ногу со временем и изучать, а также внедрять в свою работу инструменты 21 века, не забывая о здоровьесберегающих технологиях.
Одной из актуальных задач для логопеда в социально-реабилитационном процессе является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также улучшение их коммуникативных возможностей.
Использование интерактивных компьютерных современных технологий оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики мелкой и крупной, творческого воображения, словарного запаса и непосредственно звукопроизношения, а также предотвращает утомление у детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В практике моей работы с 2016 года используется несколько вариантов: компьютерный Логотренажер «Дельфа-М 142», «интерактивный компьютерный стол», а в 2017 году, пройдя обучение, активно применяется в работе БОС-технологии (биологическая обратная связь).
Применение интерактивных технологий в работе логопеда позволяет решать несколько задач по различным направлениям:
1. Формирование зрительно-пространственных отношений.
2. Формирование лексико-грамматических категорий.
3. Развитие связной речи.
4. Обучение грамоте.
5. Развитие крупной и мелкой моторики рук.
6. Активизация мышления, внимания, памяти.
7. Различные аспекты звукопроизношения.
Использование современной техники позволяет провести диагностику, сохранив информацию как на бумажной, так и электронном носителе, проводить сравнительный анализ полученных результатов, интерпретировать занятие в доступной форме для ребенка, затрагивая различные направления коррекционной работы, переносить задание с монитора на бумажный носитель или подкреплять задание, возможность отработки полученного навыка в домашних условиях.
Применение «Логотренажера Дельфа –М 142» в логопедической работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ позволяет решить различные коррекционные задачи:
• коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса.
• развитие фонематических процессов.
• элементы обучения грамоте.
• обучение навыку чтения.
• работа над лексико-грамматической стороной речи.
• коррекция высших психических функций.
В работе использовались различные компоненты программы: разделы «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Коррекционный процесс осуществлялся с детьми в возрасте от 3-15 лет в зависимости от уровня развития.
Занятия проводились комплексные: наравне с коррекцией звукопроизношения и работой над речевым дыханием, в игровой форме осуществлялась работа над развитием памяти, внимания, восприятия и связной речи воспитанников.
Все дети в разной степени показали положительный результат в процессе коррекции звукопроизношения.
Применение интерактивного компьютерного стола в реабилитационной процессе с воспитанниками отделения реабилитации позволило сделать его увлекательным, динамичным, красочным, так как устройство является полифункциональным, позволяющим проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия, использование различного программного обеспечения.
• Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания используя наглядный красный материал.
• Развитие моторики и навыка пространственной ориентировки, точность движения рук.
• Развитие артикуляции и звукопроизношения.
• Развитие фонематических и лексико-грамматических компетенций.
• Обогащение пассивного и активного словаря.
В логопедической работе интерактивный стол занял место не только как элемент занятия, но и как диагностический материал, позволяющий отследить динамику в реабилитационном процессе.
Хорошие показатели у детей были достигнуты в формировании оптико-пространственных представлениях, развитии словаря и грамматических категорий, и особенно фонематические процессы. Все занятия проходили в игровой и позитивной обстановке, благодаря веселым сказочным персонажам, позволяющим создать положительную мотивацию.
Применение нестандартных подходов к реабилитационному процессу и использование инновационных технологий позволило улучшить показатели реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в логопедической работе. Ускорило процесс адаптации и формирования необходимый речевых норм.
Все занятия проводились согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и здоровьесберегающих технологий. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением ИКТ позволяет разнообразить и преобразить современные социально-реабилитационные процессы.