Методика разучивания песни «Скворушка прощается» (слова М.Ивенсен, музыка Т. Попатенко) для подготовительной группы детского сада
выполнила:
музыкальный руководитель
Сыромятникова Валентина Михайловна
Программное содержание
- Закрепить у детей умение воспринимать и передавать лирический характер песни. Вызывать эмоциональную отзывчивость на песню лирического характера. Петь напевно, неторопливо, в умеренном темпе.
- Брать дыхание после вступления и удерживать его до конца музыкальной фразы.
- Чисто интонировать мелодию. В конце куплета звук держать долго. Музыкальные фразы заканчивать мягко.
- Особое внимание уделить правильному дыханию, умению взять люфтпаузу, при этом, не останавливая движение мелодии.
- Правильно произносить согласные в конце слов .
Ход проведения:
1 этап. Слушание песни. Беседа. Разучивание песни.
- Ребята, скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями в феврале или марте. Птичка маленькая, но как хороша весенняя песня скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! С наступлением осени песня скворцов прекращается, они улетают на юг, и в лесу становится грустно. А теперь давайте послушаем эту песню и определите настроение этой песни. Сядьте все как настоящие слушатели, голову можете положить на руки на парту.
- Итак, какой характер этой песни? (Песня грустная, печальная).
- А почему она грустная? (Потому что наступила осень, дождик идет, а бедный скворушка сидит на ветке под дождем, прощается с нами до весны).
- Ребята, а вам жалко скворушка? (Жалко).
- А теперь давайте разучим эту песню и может быть нашему скворушке станет теплее. Сядьте все как исполнители, спинку держите прямо, ноги поставьте вместе на пол, руки положите на колени. Давайте вспомним, как мы правильно берем дыхание. Представьте, что у вас в ладошках цветок и вдохнем с наслаждением его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимаются. Давайте еще раз вдохнем его аромат. Хорошо. Послушайте как поется первая фраза куплета:
(пою: "Осень-непогодушка, тополь пожелтел.)
- Что означает слово непогодушка?
(Затем проговариваю медленно: "Осень-непогодушка, тополь пожелтел.)
- Послушайте первую ноту "О-о-о-о" (соль).
- Давайте вместе попробуем спеть первую строчку. (Осень-непогодушка, тополь пожелтел.)
- Хорошо, давайте еще раз споем эту строчку.
- А теперь спойте ее самостоятельно.
- Хорошо, молодцы. А теперь послушайте как поется вторая фраза 1 куплета: "Вдруг на ветке скворушка песенку запел."
(затем проговариваю медленно: "Вдруг на ветке скворушка песенку запел.)
- Давайте вместе попробуем ее спеть. Первую фразу поем про себя, а вторую вслух.
- Давайте еще раз споем эту фразу и повыразительнее. (Третий раз поют самостоятельно).
- Молодцы, а теперь давайте соединим две фразы вместе и споем первый куплет, а я напою вам слова.
Обратить внимание на правильную дикцию, на сложные слова «по дороге стелется желтая метелица». Спросить, что это значит, как они думают? Предложить детям прочитать отдельные слова в умеренном темпе, негромко. Затем шепотом, «по секрету», но чтобы все слова звучали ясно и четко.
Рассказать о том, как нужно правильно брать дыхание.
Предложить детям еще раз спеть 1 куплет песни.
2 занятие. Слушание песни. Беседа. Продолжение разучивания песни.
На занятии провести музыкально-дидактическую игру «Лесенка».
Для развития музыкального слуха и голоса спеть песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой. Диапазон фа-до2.
Проиграть мелодию на металлофоне в восходящем движении и в нисходящем движении. Спросить у детей, кто хочет попробовать поиграть эту мелодию на металлофоне. Дать поиграть 2-3 детям.
Спросить, какую песню мы пели на прошлом занятии? Дети отвечают, рассказывая, какая песня была по характеру.
Спеть 2-й куплет с музыкальным сопровождением.
Прочитать с выражением слова 2-го куплета.
Предложить детям повторить слова вместе.
Предложить повторить слова шепотом, по «секрету», для четкости проговаривания слов. Рассказать, что нужно активно шевелить губами и четко произносить слова, но тихо, шепотом.
Обратить внимание детей на то, как нужно дышать во время пения.
Спеть 2-й куплет без музыкального сопровождения.
Предложить детям спеть вместе со мною.
3 занятие. Закрепление
Попросить детей спеть песню-упражнение «Кукушечка» Е. Тиличеевой. Упражнение на развитие дыхания, умение петь протяжно и напевно.
Сыграть мелодию песни без музыкального сопровождения. Спросить у детей узнают ли они эту песню. Предложить детям спеть мелодию и выложить ритмический рисунок (кружочками). Участвуют 2-3 ребенка.
Прохлопать с детьми тот ритмический рисунок, который они выложили. Похвалить детей.
Спеть 3-й куплет. Выразительно прочитать слова 3-го куплета.
Проговорить слова вместе с детьми.
Предложить прохлопать ритмический рисунок. Постучать ритм по коленкам. Затем девочки хлопают в ладоши, мальчики хлопают по коленкам. Прохлопать всем вместе.
Спеть 3-й куплет. Спеть всю песню так, как будто мы на телевидение выступаем. Стараться петь протяжно и нежно, хорошенько проговаривая каждое слово. Сказать, что мы поем, а не напеваем.
Похвалить детей, сказать им, какие они молодцы. Сказать, что все пели очень красиво, четко проговаривая слова, нежно и протяжно. Песня получилась очень яркая и выразительно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТ ПЕСНИ «СКВОРУШКА ПРОЩАЕТСЯ»
(СЛОВА М. ИВЕНСЕН, МУЗЫКА Т. ПОПАТЕНКО)
1.Осень-непогодушка, тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
Ветка чуть качается, дождик не кончается,
С нами старый скворушка до весны прощается.
2.В путь-дорогу дальнюю скворушке лететь.
Песенку прощальную как ему не спеть?
Ветка чуть качается, дождик не кончается,
С нами старый скворушка до весны прощается.
3.Где ты солнце вешнее, ясный небосвод?
Над пустой скворечнею скворушка поёт.
Ветка чуть качается, дождик не кончается,
С нами старый скворушка до весны прощается.