ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

ТРЕНИНГ

«Помоги себе сам»

Выполнила:

педагог-психолог СОШ № 12пос. Светлый

 Кордабовкая Юлия Владимировна

 

Часто родителей и педагогов тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное -научить его помогать самому себе, т.е познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, младший школьный возраст.

Форма работы: групповая

Методы: беседа, ролевая игра.

Оборудование и материалы: карточки Люшера, картина с изображением чайки, магнитофон, набор дидактических карточек «Эмоции»

Цель тренинга: 1. Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа Я.

  1. Научить детей методам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, справиться с переживаниями.

Задачи: 1. Познакомить с эмоциями: радость, злость, грусть, страх. Учить распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.

  1. Развивать способность делиться своими переживаниями.
  2. Снятие мышечного напряжения.
  3. Повышение самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношенией с окружающими.
  4. Сформировать адекватные формы поведения, учить выражать эмоции и чувства социально приемлемым способом.
  5. Учить осознавать свое поведение, регулировать поведение в коллективе.

          7.Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

  1. Обучить приемам ауторелаксации и навыкам саморасслабления.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1 часть-ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ.

2 часть – РАЗМИНКА (Создание положительного настроя, снятие психоэмоционального напряжения).

3 часть – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. (Участие в играх, чтение, обсуждение ситуаций и т.п.)

4 часть – РЕФЛЕКСИЯ

Продолжительность занятия 60 минут.

Проективная методика «Мое настроение»

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его. Проводится в начале и в конце тренинга.

Материалы: 8 разноцветных карточек из теста цветовых выборов М. Люшера.

Инструкция. Разложите карточки на белом фоне веером. Предварительно обратите внимание на хорошее освещение.

«Какое у тебя сегодня твое настроение, самочувствие? Хорошее или плохое? Если бы у тебя были бы краски или карандаши, то каким бы цветом ты раскрасил свое настроение? Посмотри на карточки и выбери тот цвет, который соответствует твоему настроению».

Основные цвета и их символическое значение.

1) Синий-цвет отдыха, эмоциональной привязанности. Символизирует потребность в теплых эмоциональных связях.

2) Зеленый- пассивно-оборонительная реакция, стремление стабилизировать свое положение и удерживать его, сосредоточенность и самодисциплина.

3) Красный- цвет активности, агрессивности, сексуальности. Активность всегда целенаправлена.

4) Желтый-цвет солнца. Ненаправленная активность, надежда, оптимизм, иногда безрассудство.

Дополнительные цвета:

5) Фиолетовый- демонстративность, эпатажность. Для подростков является нормой, если более старшие личности-инфантилизм, изменение гормонального фона (беременность), гомосексуализм.

6) Коричневый ( 2 значения) 1) признак физического дискомфорта, вплоть до тяжкого физического заболевания;

2) «цвет эмигрантов». Ощущение оторванности от корней.

 7) Черный-отрицание, депрессия.

0) Серый- символизирует безразличие, отказ от активности, стремление уйти от действительности, не принимать живого участия в происходящем.

Достоинства методики: 1) быстрота проведения;

2) обследуемый не догадывается о цели исследования.

3) может использоваться для решения многих практических задач;

Недостатки методики: 1) Сложность интерпретации. Для качественной интерпретации требуется длительное время работы с методикой.

2) Необходимость разграничения характеристик обследуемого и устойчивых

особенностей его индивидуальности.

Для этого методика «Мое настроение» подкрепляется другими методиками.

Упражнения для разминки.

«Дружба начинается с улыбки…»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

«Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох-все делают шаг вперед. Выдох-все делают шаг назад. Вдох-все делают 2 шага вперед, выдох-все делают 2 шага назад. Вдох-2 шага вперед, выдох-2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук шаг назад и.т.п. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что0то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Основная часть

Диагностика уровня сформированности эмоций.

Психолог: Сегодня мы поговорим о эмоциях. Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильной. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

Психолог: Давайте поиграем в игру "СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК" чтобы у вас было хорошее настроение.

СПАСИ  ПТЕНЦА»

Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу ту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«ЧАЙКА»

Распечатать картинку, расположить ее на стене на уровне глаз.

Сесть перед ней в удобное кресло, или на стул.

Смотреть на нее некоторое время, скажем, 10-20 секунд.

Закрыть глаза.

Картинка должна быть визуализирована, видима внутренним зрением.

Если образ не удерживается, то, открыть глаза на несколько секунд и, снова их закрыть.

Делать так несколько раз, пока она не зафиксируется в памяти.

Затем включить музыку "Чайка Джонатан".

Картина оживет, Чайка начнет двигаться. Это успокаивает нервную систему, воздействует на гипофиз положительно, убирает депрессию!

Обсуждение своих ощущений.

Пиктограмма «Грусть»

Дети рассматривают пиктограмму «Грусть».

 «ЗАРЯД БОДРОСТИ»

Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка: Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» - 10 раз в одну сторону и 10- в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько  же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и .со словами: «Я дышу, дышу, ·дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

 Предостережение: взрослый следит за силой нажима на· важные .точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.

«ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ»

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладо и к животу, кулачком - к груди,· локтем - к животу и Т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленно состоянии.

Замечание

  1. Взрослы следит за силой прикосновений.
  2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.

З. Поглаживаний должно быть мало.

Пиктограмма «Страх»

Психолог демонстрирует пиктограмму "Страх". Посмотрите на картинку. Кто изображён на ней. Какое у него настроение? (Проходит обсуждение).

«ОЧИЩЕНИЕ ОТ ТРЕВОГ» (звучит любая музыка для релаксации)

Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. '(Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) выдох (подождать 3 секунды) - повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет, дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй правда ведь, он стал легче?.. Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, ничего не мешает, мешок становится легче и легче. {Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия не страшны! (Пауза.)

 Становится уютно и спокойно. Твой мешок опустел. (Пауза.)  Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело.  Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью ...

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не менее 30_секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться - ты дома, и мы все тебя очень любим ...

Список используемых источников.

  1. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Эмоции.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста. – М.: 1996.
  3. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: Аркти, 2005.
  4. Л.М. Шипицына, А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова. Основы коммуникации. –Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-П. «Образование», 1995 г.

 

Оставить заявку для публикации статей для педагогов с выдачей сертификата 

Оставить заявку для участия в педагогической конференции

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.