ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

музыкальный руководитель

Бондаренко Ольга Евгеньевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 5 "Олимпия" Дзержинского района Волгограда

г. Волгоград

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

         Когда нашему дошкольному учреждению был присвоен статус экспериментальной площадки ВГАПК РО по проблеме «Разработка регионального компонента в системе работы по экологическому образованию по программе «Детство» в рамках реализации проекта «Экологическое образование дошкольников как приоритетное звено непрерывного экологического образования населения Волгоградской области», было, конечно, волнительно, но в то же время интересно, ведь музыка обладает широчайшими возможностями для воспитания экологической этики, эстетики, экологической культуры в целом.

         Современное формирование экологического сознания дошкольника невозможно без взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной составляющих, ведь ребёнок познаёт мир не на рациональной, а на эмоциональной основе. Больно видеть, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое, нерукотворное и неповторимое. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.

         В психолого-педагогической литературе, посвящённой изучению эмоционального развития дошкольника, утверждается, что отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

    

         В нашем дошкольном учреждении экологическое образование осуществляется при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива. Я, как музыкальный руководитель, осуществляю музыкальное сопровождение занятий и праздников, которые проводят педагог-эколог и воспитатели, но, помимо этого, экологическое воспитание реализуется и в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.

Перейтик к экологическим конкурсам для педагогов

  

         Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». Но, наряду с произведениями классической музыки, я включаю в слушание детей произведения написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").

         Дети очень любят игроритмику, в которой они едут в гости к бабушке в деревню, знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, или отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Традиционным стал у нас праздник «День Земли», «Праздник прилёта птиц», который мы отмечаем каждую весну.   

         По итогам нашей целенаправленной работы я с удовлетворением наблюдаю, как изменилась позиция детей и их отношение к миру природы, они начали воспринимать её с позиций эстетики, красоты, осознали важность взаимодействия с природой, природными объектами, у детей проснулся интерес к миру природы, желание и готовность взаимодействовать с ним.

         Я с уверенностью могу сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в нашем детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы. Я рада, что по мере моих сил вношу вклад в общее дело спасения и защиты природы, в формировании образа нового человека – не «царя» природы, а её друга и помощника.

  

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.