Соловушкова Елена Александровна
Педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» (МАДОУ №9) города Мончегорска
Мурманская область, город Мончегорск
Интерактивные песочные столы активно входят в воспитательно-образовательную деятельность воспитателей, логопедов и психологов как интерактивное средство обучения и воспитания.
Игры с песком заинтересовывают, отвлекают, расслабляют ребенка, обеспечивают эффективный способ подачи материала, тем самым приводят к наиболее успешному выполнению задания.
Создание песочных композиций в отличие от рисования не требует особых умений. Во время работы с песком ребенок постоянно получает ситуацию успеха, что сказывается на его эмоциональном благополучии.
Практическая часть (педагоги выступают в роли детей)
Психолог: «Здравствуйте, мои маленькие исследователи!Сегодня вы совершите удивительное путешествие в Страну Песка, где и мы вместе сделаем много интересных и удивительных открытий».
-но, прежде чем, приступить к опытам и экспериментами нам необходимо повторить правила игры с песком:
Дети:
-Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Психолог: А вы знаете, что это, наверное, не обычная, а волшебная Страна песка? В этой песочнице можно не только играть, но и изучать и познавать природу, математику, знакомиться с окружающим миром. Начнем изучать нашу планету. Давайте я вас научу, подойдем поближе к песочнице.
Упражнение «Здравствуй песок!»
Психолог: Давайте поздороваемся с песочком. Положим наши ладошки в песок. Здравствуй песок!
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
1 Блок «Познаем природу».
Режим «Карта высот».
Психолог: «А начнем мы наше путешествие со строения Земли. Скажите, молодые ученые, как вы думаете, из чего состоит наша планета? (ответы детей: горы, реки, моря, озера, пустыня и т.д.). Наша песочница сможет всё это воссоздать. Давайте приступим к строительству нашей Земли и посмотрим что произойдет».
Дети строят, фиксируем результат (как низины окрашиваются в синий цвет, имитируя водоемы, вершины в красный, имитируя горы и т.д.), разравниваем песок, переходим к следующему режиму.
Режим «Вулкан».
Психолог: « А вы знаете, что из некоторых гор может пойти лава? (ответ детей). А как называется гора, которая извергает лаву? (ответ детей: вулкан). Правильно. Наша песочница может сделать вулкан. Для того, чтобы создать вулкан, необходимо сделать гору из песка с округлой вершиной, выше уровня бортов песочницы.
Дети строят, фиксируем результат (наблюдаем, как вулкан извергает лаву, которая ведет себя как настоящая, а также выпускает дым), разравниваем песок, переходим к следующему режиму.
2 Блок. Повторяем времена года. Режим «Времена года».
Психолог: «Посмотрите, молодые ученые, на нашей песочнице сменяются времена года. Какие вы видите? (ответы детей)
3 Блок. Мы играем и развлекаемся.
Режим игры «Шары».
Психолог: «А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и развлечься. Ну-ка песочница, превратись в играй-центр! Ребята, посмотрите, что мы видим? (Ответы детей). Правильно, шарики. Нужно лопать шары нужного цвета, чтобы набрать наибольшее количество очков, необходимый цвет будет указан на границах песочницы, вот здесь».
Дети строят, фиксируем результат (обращаем внимание детей на цвет, который высвечивается на бортах песочницы и что лопать шарики можно хлопком по песку, а можно взмахом руки), разравниваем песок, переходим к следующему режиму.
4 Блок. Релаксация.Режим «Водопад»
Психолог: «А сейчас я предлагаю вам понаблюдать, как ведут себя водопады, реки, озера, водохранилища на нашей планете».
Профессор подходит к каждому ребенку и поочередно вытягивает руку (1 метр над песочницей) и просит растопырить пальцы, обращая внимание детей, что водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах.
Психолог: «До свидания,Нас ждет еще много великих открытий. «На этом наше путешествие заканчивается».
Рефлексия
Психолог: «Ребята, вам понравились удивительные эксперименты (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Итог мастер-класса:
Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого, есть возможность управлять различными объектами, например, кораблями или танками. Таким образом, мы можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему происходят извержения.
В интерактивной песочнице есть режимные моменты. В данном режиме детям предлагается, изменяя рельеф, погрузиться в красочный мир творчества. Каждая манипуляция (изменение высоты рельефа) с песком приводит к изменению его цвета. Режим «Карта высот» В данном режиме песок окрашивается в зависимости от высоты, в виде топологии. Цвета окрашивания песка: от синего в самом низу, до красного на вершинах. Дети наглядно изучают высоты рельефа. В зависимости от манипуляций с песком (изменение высоты рельефа), меняется его цвет. В режиме топологии возможно углубленное изучение континентов, имитация их с учетом особенностей рельефа — горы, низины, водные объекты.
Режим «Вулкан». Режим строительства, которые дополнен возможностью создания интерактивного объекта — вулкана. Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент. В данном режиме можно изучать:
‒ Вулканы и их строение, и образование;
‒ Поведение вулканов — действующие вулканы и «спящие», причины извержения вулканов;
‒ Что такое лава. Ее свойства;
‒ Воздействие вулканов на окружающую природу и человека;
Режим «Водопад». Режим строительства, который дополнен возможностью создания интерактивного объекта — водопада. Для того чтобы создать водопад, необходимо вытянуть руку (1 метр над песочницей) и растопырить пальцы. В этом режиме на рельефе может присутствовать только один водопад. Водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах. В данном режиме можно изучать:
‒ Водопады, самые известные водопады в России и в мире;
‒ Плотины и их виды: естественные и искусственные;
‒ Горные водоемы: реки, озера, водохранилища;
Спасибо за сотрудничество.