Кузнецова Елена Петровна
Учитель-логопед
ОГКОУ Школа-интернат 88 «Улыбка»
Ульяновская область, г. Ульяновск
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!
Венгер Л.А.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие
графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной
категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики,
которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и
познавательном развитии ребенка.
Развитие графических навыков имеет большое значение при
обучении письму ребенка в школе, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно– двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом (у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается
правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо,
когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница»,
«строка», не укладывается в общий темп работы).
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму,
сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает
необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и
развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.
Данную работу мы строим по нескольким направлениям:
1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие
функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-
моторной координации.
• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
• формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) ,(«Наряди елку», «Разложи фрукты»);
• обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в
каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).
2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;
• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);
• формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).
3. Развитие пространственной ориентировки.
• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).
4. Формирование базовых графических умений и навыков.
• формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);
• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);
• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика));
• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;
• формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);
• формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.
5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров
предметов.
• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).
6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.
Одним из упражнений максимально приближенного к условиям
учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по
клеточкам под диктовку взрослого.
Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор,
увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся
с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно
выполнять в двух вариантах:
1) ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его
сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;
2) взрослый задает последовательность действий с указанием числа
клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), дети выполняют
работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.
Графические диктанты нужно сопровождать загадками и
пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую
моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности
предметов, пополняют словарный запас.
При выполнении графических заданий надо уделять внимание
формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно,
локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги
согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой
рукой (если ребенок левша, то правой рукой).
Заниматься с детьми необходимо систематически, приучать детей
выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.
Формирование и развитие графических навыков у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Особенности сформированности графических навыков у школьников с легкой УО:
• слабо развиты мелкие мышцы кисти руки;
• несовершенна координация движений;
• низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам;
• зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении развиты слабо.
Причины недостаточной сформированности графических навыков:
• нарушение зрительно-пространственного восприятия;
• нарушение кинестетического восприятия;
• нарушение зрительно-моторной координации;
• недостаточная сформированность межполушарных связей;
• нарушение координации движений.
Этапы формирования графического навыка:
1. Аналитический
- вычленение и овладение отдельными элементами действия
- уяснения содержания
2. Синтетический
соединение отдельных элементов в целостное действие
3. Этап автоматизации
- отработка навыка письма
- отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля
Ожидаемые результаты:
-Овладение приемами написания букв;
-Овладение приемами соединения букв;
-Овладение приемами сопоставления букв по высоте;
-Овладение приемами правильного наклона письма;
-Овладение приемами перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
-Умение сравнивать образец с результатом собственного письма.
Формирование и развитие графических навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.
Причины нарушенного формирования графических навыков:
• плохо развитое чувство ритма;
• недостаточность моторных систем ;
• нарушения моторики пальцев рук;
• снижение двигательной памяти;
• неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Этапы формирования графического навыка:
Развитие общей моторики;
Развитие мелкой моторики;
Формирование графомоторных навыков;
Формирование графических навыков.
Развитие общей моторики.
• Формирование базовых ощущений;
• Формированию планирования действий;
• Формированию контроля действий;
• Развитию умения анализировать;
• Развитию самоконтроля;
• Способности концентрироваться;
• Развитию координации обеих сторон тела.
Упражнения для формирования предпосылок развития графических навыков:
• Ползание по заданной траектории
• Прыжки, кружения
• Ограничение в пространстве
Развитие мелкой моторики.
-Формирование зрительно-моторной координации;
-Формирование зрительно-пространственного восприятия;
-Развитие кинестетического восприятия.
Упражнения для развития мелкой моторики:
-Массаж;
-Самомассаж;
-Пальчиковые игры;
-Работа с различными материалами;
-Рисование пальчиками, ладошками.
Формирование графических навыков.
• Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания;
• Развитие пространственной ориентировки;
• Формирование базовых графических умений и навыков.
Упражнения
-штриховка в различных направлениях;
-обводка по контуру;
-рисование в пределах строки;
-соединение точек;
-дорисовывание рисунка;
-рисование предметов, напоминающих по форме буквы.
Формирование графических навыков.
• Этапы обучения такие же, как для обучающихся с легкой умственной отсталостью
• Пролонгированные сроки освоения навыком
• Медленность и трудность формирования
• Результаты индивидуальны
• Варьированная доступность формирования
Работа с родителями.
1. Больше двигаться вместе с детьми : качаться, играть в игры с мячом, обнимать.
2. Создавать развивающую среду: дети развиваются через то, что их окружает.
3. Развивать самостоятельность, целенаправленность через игры и поручения.
4. Формировать границы ребенка: в позитивной форме, без манипуляции, без альтернативы, с уверенностью.
5. Поддерживать стремления ребенка.
6. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.