ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кузнецова Елена Петровна
Учитель-логопед
ОГКОУ Школа-интернат 88 «Улыбка»
Ульяновская область, г. Ульяновск


Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!
Венгер Л.А.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие
графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной
категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики,
которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и
познавательном развитии ребенка.
Развитие графических навыков имеет большое значение при
обучении письму ребенка в школе, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно– двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом (у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается
правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо,
когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница»,
«строка», не укладывается в общий темп работы).
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму,
сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает
необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и
развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.
Данную работу мы строим по нескольким направлениям:
1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие
функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-
моторной координации.
• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
• формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) ,(«Наряди елку», «Разложи фрукты»);
• обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в
каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;
• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);
• формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

3. Развитие пространственной ориентировки.
• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

4. Формирование базовых графических умений и навыков.
• формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);
• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);
• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика));
• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;
• формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);
• формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров
предметов.
• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.
Одним из упражнений максимально приближенного к условиям
учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по
клеточкам под диктовку взрослого.
Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор,
увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся
с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно
выполнять в двух вариантах:
1) ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его
сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;
2) взрослый задает последовательность действий с указанием числа
клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), дети выполняют
работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.
Графические диктанты нужно сопровождать загадками и
пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую
моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности
предметов, пополняют словарный запас.
При выполнении графических заданий надо уделять внимание
формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно,
локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги
согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой
рукой (если ребенок левша, то правой рукой).
Заниматься с детьми необходимо систематически, приучать детей
выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.

Формирование и развитие графических навыков у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Особенности сформированности графических навыков у школьников с легкой УО:
• слабо развиты мелкие мышцы кисти руки;
• несовершенна координация движений;
• низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам;
• зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении развиты слабо.
Причины недостаточной сформированности графических навыков:
• нарушение зрительно-пространственного восприятия;
• нарушение кинестетического восприятия;
• нарушение зрительно-моторной координации;
• недостаточная сформированность межполушарных связей;
• нарушение координации движений.
Этапы формирования графического навыка:
1. Аналитический
- вычленение и овладение отдельными элементами действия
- уяснения содержания
2. Синтетический
соединение отдельных элементов в целостное действие
3. Этап автоматизации
- отработка навыка письма
- отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля
Ожидаемые результаты:
-Овладение приемами написания букв;
-Овладение приемами соединения букв;
-Овладение приемами сопоставления букв по высоте;
-Овладение приемами правильного наклона письма;
-Овладение приемами перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
-Умение сравнивать образец с результатом собственного письма.

Формирование и развитие графических навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.

Причины нарушенного формирования графических навыков:
• плохо развитое чувство ритма;
• недостаточность моторных систем ;
• нарушения моторики пальцев рук;
• снижение двигательной памяти;
• неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Этапы формирования графического навыка:
 Развитие общей моторики;
 Развитие мелкой моторики;
 Формирование графомоторных навыков;
 Формирование графических навыков.
Развитие общей моторики.
• Формирование базовых ощущений;
• Формированию планирования действий;
• Формированию контроля действий;
• Развитию умения анализировать;
• Развитию самоконтроля;
• Способности концентрироваться;
• Развитию координации обеих сторон тела.
Упражнения для формирования предпосылок развития графических навыков:
• Ползание по заданной траектории
• Прыжки, кружения
• Ограничение в пространстве
Развитие мелкой моторики.
-Формирование зрительно-моторной координации;
-Формирование зрительно-пространственного восприятия;
-Развитие кинестетического восприятия.
Упражнения для развития мелкой моторики:
-Массаж;
-Самомассаж;
-Пальчиковые игры;
-Работа с различными материалами;
-Рисование пальчиками, ладошками.

Формирование графических навыков.
• Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания;
• Развитие пространственной ориентировки;
• Формирование базовых графических умений и навыков.
Упражнения
-штриховка в различных направлениях;
-обводка по контуру;
-рисование в пределах строки;
-соединение точек;
-дорисовывание рисунка;
-рисование предметов, напоминающих по форме буквы.

Формирование графических навыков.

• Этапы обучения такие же, как для обучающихся с легкой умственной отсталостью
• Пролонгированные сроки освоения навыком
• Медленность и трудность формирования
• Результаты индивидуальны
• Варьированная доступность формирования

Работа с родителями.

1. Больше двигаться вместе с детьми : качаться, играть в игры с мячом, обнимать.
2. Создавать развивающую среду: дети развиваются через то, что их окружает.
3. Развивать самостоятельность, целенаправленность через игры и поручения.
4. Формировать границы ребенка: в позитивной форме, без манипуляции, без альтернативы, с уверенностью.
5. Поддерживать стремления ребенка.
6. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.