Бармачева Марина Анатольевна
Учитель-логопед
ГБОУ НСО «КШИ»
Новосибирская область
г. Куйбышев
Нетрадиционные методы воздействия – это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей с ОВЗ. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения довольно высокий. Использование нетрадиционных технологий создает психо-физиологический комфорт детям во время занятия, создают «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия в домашних условиях интереснее и разнообразнее, тем самым повышая мотивацию детей к выполнению домашних занятий по заданию учителя-логопеда.
Рекомендуется остановиться на тех нетрадиционных технологиях, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: су – джок, акватерапия, пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса, который нарушен при дизартрических расстройствах речи, и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Описание нетрадиционных технологий, рекомендованных для выполнения домашнего задания
1. Су – джок терапия
Цель: нормализация мышечного тонуса, опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа) последнее достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
2. Пескотерапия и акватерапия
Цель: коррекция психофизического развития, нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса
Это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке и воде решаются такие коррекционно-развивающие задачи, как: коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.
В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии су-джок терапии, пескотерапии и акватерапии используются на этапах:
1. Развития диафрагмального дыхания.
2. Регуляции мышечного тонуса.
3.Развития артикуляционной моторики, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, развития слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза.
4. Развития лексико-грамматического строя речи.
5. Развития связной речи.
Логопедические игры с песком и водой на домашних занятиях с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции. На одном логопедическом занятии по заданию логопеда при использовании песка и воды можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.
I. Примеры игр и упражнений с элементами су-джок терапии
1. Массаж ладоней и кистей рук Су – Джок шариками
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Дождик
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучим медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(сжимаем шарик в ладони).
Вот сидит собака в будке,
(сжимаем шарик в ладошке)
А потом бежит туда-сюда,
(шарик катаем вперёд-назад на ладони)
Охраняет она дом,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)
Чтоб спокойно жили в нем!
Снежок
Раз, два, три, четыре,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим,
И опять поймаем.
(действия соответствуют тексту)
«Черепаха» - упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха - дети катают Су Джок между ладоней
Кусь, кусь, кусь, кусь - Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку
Никого я не боюсь - дети катают Су Джок между ладоней
2. Массаж пальцев эластичным кольцом
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять - разгибать пальцы по одному
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? - надеваем кольцо Су Джок на большой палец
- С этим братцем в лес ходил - надеваем кольцо Су Джок на указательный палец
-С этим братцем щи варил - надеваем кольцо Су Джок на средний палец
-С этим братцем кашу ел - надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец
-С этим братцем песни пел - надеваем кольцо Су Джок на указательный палец
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков
1) При автоматизации звука в слогах ребёнок по очереди на каждый слог перекладывает шарик Су-Джок из одной ладони в другую.
2) Также можно нажимать пальцем на половинку шарика Су-Джок на каждый отрабатываемый слог или прокатывать шарик от символа согласного звука к гласному, и наоборот - АС-ОС-УС; СА-СО-СУ
3) Ребенок надевает кольцо от шарика поочередно на каждый палец, произнося слог или слово с автоматизируемым звуком
4) Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много»
Взрослый, катая шарик между ладонями, называет предмет в единственном числе. Затем передает шарик ребенку. Ребенок катает шарик между ладонями и образует форму множественного числа.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Посчитай»
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот ребенка можно попросить описать действия взрослого.
5. Использование шариков Су-джок для развития фонематического анализа и синтеза
Выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов.
У ребенка в руках шарик. Взрослый называет звуки, ребенок, услышав заданный звук, прокатывает шарик в ладонях. Аналогично можно проводить игры по выделению звука в слогах и словах.
Звуковой анализ слова
1) Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Например, проводится звуковой анализ слова «КИТ». Первый звук в слове – мягкий согласный, ребенок прокатывает между ладоней зеленый шарик, второй звук-гласный, прокатывает красный шарик и т.д.
2) Для закрепления понятий «гласный», «согласный» используются массажные шарики двух цветов: красный и синий. Взрослый называет гласные и согласные звуки, ребенок, услышав гласный звук, прокатывает в ладонях красный шарик, на согласный-синий.
3) Определение количества звуков слове. Ребенок надевает столько массажных колечек на пальцы, сколько звуков в слове. Затем дает характеристику этих звуков, совершая колечком массирующие движения пальцев.
4) Деление слов на слоги. Прокатить шарик между ладонями столько раз, сколько слогов в слове.
6. Использование шариков Су-джок для развития связной речи
1) Составление предложений по картинке. На каждое слово прокатываем шарик в ладонях. Таким образом считаем количество слов предложении.
2) Заучивание коротких стихотворений с одновременным прокатыванием мяча в ладонях, по пальцам рук.
3) Пересказ короткого текста с одновременным прокатыванием мяча в ладонях, по пальцам рук.
II. Примеры игр и упражнений с использованием приемов акватерапии
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, камни, игрушки, непромокаемые фартуки.
«Определи первый звук в слове»
В воде находятся разные игрушки. Взрослый просит ребенка достать игрушку, название которой начинается на определенный звук.
«Найди букву»
В воде находятся пластиковые буквы, просим ребенка достать определенную букву
«Узнай букву на ощупь»
В воде находятся пластиковые буквы, просим ребенка закрыть глаза, опустить руки в воду, найти букву и определить на ощупь.
«Выложи букву»
В воде находятся камни марблс. Необходимо выложить на дне емкости букву из камней.
«Выложи слово»
В воде находятся пластмассовые буквы. Необходимо выложить слово на слух, либо по образцу с карточки.
«Посчитай слоги»
В воде находятся камни марблс. Ребенку нужно определить количество слогов в слове и выложить в воде такое количество камешков.
«Выложи рисунок»
В воде находятся камни марблс. Ребенок по образцу выкладывает рисунок из камней. Можно усложнить задачу, предложив выложить рисунок по памяти, пофантазировать, придумав свой рисунок.
«Большой-маленький»
В воде находятся пары игрушек разных размеров. У взрослого и ребенка сачки. Взрослый вылавливает большой предмет и называет, например, «сапог», а ребенок вылавливает маленький парный предмет и называет «сапожок» и т.д.
«Поймай и посчитай»
В воде находится несколько одинаковых игрушек, ребенок с помощью сачка вылавливает по одной одинаковые игрушки и считает, например, «одна рыба, две рыбы, пять рыб» и т.д.
III. Примеры игр и упражнений с использованием песочной терапии
В домашних условиях в качестве песочницы можно использовать большой водонепроницаемый ящик из пластика или дерева. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70 – 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия и предназначен для индивидуальной работы. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать. Альтернативой натуральному песку может служить кинетический цветной песок.
1. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо напомнить правила:
✔ набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;
✔ выдыхай медленно и плавно;
✔ старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной
струей выравнивает дорогу перед машинкой
«Что спрятано под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. Аналогичное задание проводится с коктейльной трубочкой, через которую ребенок дует в то место на месте, которое указывает взрослый.
«Замети следы»
В песке делаются углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не дошла до зайца.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
2. Артикуляционные упражнения
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям
языка двигать в песке.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт
движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт
движениям языка в том же направлении по песку.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки
легко похлопывать по песку.
3. Игры и упражнения на автоматизацию звуков
«Заведи мотор»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р.
Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением
«Горка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения -
выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и,
набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«Прошагай слово»
Произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая
по песку ладошками.
«Найди игрушки»
Взрослый закапывает в песок игрушки со звуком Ш так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку и раскапывает песок.
4. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
«Спрячь руки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Рассели жителей»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или заламинированные картинки с
дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
"Город"
Взрослый дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
5. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений
«Строители»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Взрослый предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух.
«Нарисуй, как попрошу»
Ребенку предлагают выполнить инструкцию взрослого: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки.
6. Игры и упражнения на развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и
сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует
использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картину и составь предложение»
Взрослый рисует на песке мяч, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («У Маши в руке шарик»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение», «Закончи предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, взрослый заканчивает фразу (и наоборот).
7. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова
«Придумай слово к схеме»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов.
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество
слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.