ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Бармачева Марина Анатольевна
 Учитель-логопед
ГБОУ НСО «КШИ»
Новосибирская область

г. Куйбышев

Нетрадиционные методы воздействия – это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей с ОВЗ. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения довольно высокий. Использование нетрадиционных технологий создает психо-физиологический комфорт детям во время занятия, создают «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия в домашних условиях интереснее и разнообразнее, тем самым повышая мотивацию детей к выполнению домашних занятий по заданию учителя-логопеда.
Рекомендуется остановиться на тех нетрадиционных технологиях, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: су – джок, акватерапия, пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса, который нарушен при дизартрических расстройствах речи, и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Описание нетрадиционных технологий, рекомендованных для выполнения домашнего задания
1. Су – джок терапия
Цель: нормализация мышечного тонуса, опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа) последнее достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
2. Пескотерапия и акватерапия
Цель: коррекция психофизического развития, нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса
Это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке и воде решаются такие коррекционно-развивающие задачи, как: коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.
В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии су-джок терапии, пескотерапии и акватерапии используются на этапах:
1. Развития диафрагмального дыхания.
2. Регуляции мышечного тонуса.
3.Развития артикуляционной моторики, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, развития слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза.
4. Развития лексико-грамматического строя речи.
5. Развития связной речи.
Логопедические игры с песком и водой на домашних занятиях с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции. На одном логопедическом занятии по заданию логопеда при использовании песка и воды можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.
I. Примеры игр и упражнений с элементами су-джок терапии
1. Массаж ладоней и кистей рук Су – Джок шариками
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Дождик
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучим медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(сжимаем шарик в ладони).

Вот сидит собака в будке,
(сжимаем шарик в ладошке)
А потом бежит туда-сюда,
(шарик катаем вперёд-назад на ладони)
Охраняет она дом,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)
Чтоб спокойно жили в нем!

Снежок
Раз, два, три, четыре,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим,
И опять поймаем.
(действия соответствуют тексту)

«Черепаха» - упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха - дети катают Су Джок между ладоней
Кусь, кусь, кусь, кусь - Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку
Никого я не боюсь - дети катают Су Джок между ладоней

2. Массаж пальцев эластичным кольцом
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять - разгибать пальцы по одному
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? - надеваем кольцо Су Джок на большой палец
- С этим братцем в лес ходил - надеваем кольцо Су Джок на указательный палец
-С этим братцем щи варил - надеваем кольцо Су Джок на средний палец
-С этим братцем кашу ел - надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец
-С этим братцем песни пел - надеваем кольцо Су Джок на указательный палец

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков
1) При автоматизации звука в слогах ребёнок по очереди на каждый слог перекладывает шарик Су-Джок из одной ладони в другую.
2) Также можно нажимать пальцем на половинку шарика Су-Джок на каждый отрабатываемый слог или прокатывать шарик от символа согласного звука к гласному, и наоборот - АС-ОС-УС; СА-СО-СУ
3) Ребенок надевает кольцо от шарика поочередно на каждый палец, произнося слог или слово с автоматизируемым звуком
4) Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много»
Взрослый, катая шарик между ладонями, называет предмет в единственном числе. Затем передает шарик ребенку. Ребенок катает шарик между ладонями и образует форму множественного числа.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Посчитай»
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот ребенка можно попросить описать действия взрослого.

5. Использование шариков Су-джок для развития фонематического анализа и синтеза
Выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов.
У ребенка в руках шарик. Взрослый называет звуки, ребенок, услышав заданный звук, прокатывает шарик в ладонях. Аналогично можно проводить игры по выделению звука в слогах и словах.
Звуковой анализ слова
1) Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Например, проводится звуковой анализ слова «КИТ». Первый звук в слове – мягкий согласный, ребенок прокатывает между ладоней зеленый шарик, второй звук-гласный, прокатывает красный шарик и т.д.
2) Для закрепления понятий «гласный», «согласный» используются массажные шарики двух цветов: красный и синий. Взрослый называет гласные и согласные звуки, ребенок, услышав гласный звук, прокатывает в ладонях красный шарик, на согласный-синий.
3) Определение количества звуков слове. Ребенок надевает столько массажных колечек на пальцы, сколько звуков в слове. Затем дает характеристику этих звуков, совершая колечком массирующие движения пальцев.
4) Деление слов на слоги. Прокатить шарик между ладонями столько раз, сколько слогов в слове.

6. Использование шариков Су-джок для развития связной речи
1) Составление предложений по картинке. На каждое слово прокатываем шарик в ладонях. Таким образом считаем количество слов предложении.
2) Заучивание коротких стихотворений с одновременным прокатыванием мяча в ладонях, по пальцам рук.
3) Пересказ короткого текста с одновременным прокатыванием мяча в ладонях, по пальцам рук.
II. Примеры игр и упражнений с использованием приемов акватерапии
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, камни, игрушки, непромокаемые фартуки.
«Определи первый звук в слове»
В воде находятся разные игрушки. Взрослый просит ребенка достать игрушку, название которой начинается на определенный звук.
«Найди букву»
В воде находятся пластиковые буквы, просим ребенка достать определенную букву
«Узнай букву на ощупь»
В воде находятся пластиковые буквы, просим ребенка закрыть глаза, опустить руки в воду, найти букву и определить на ощупь.
«Выложи букву»
В воде находятся камни марблс. Необходимо выложить на дне емкости букву из камней.
«Выложи слово»
В воде находятся пластмассовые буквы. Необходимо выложить слово на слух, либо по образцу с карточки.
«Посчитай слоги»
В воде находятся камни марблс. Ребенку нужно определить количество слогов в слове и выложить в воде такое количество камешков.
«Выложи рисунок»
В воде находятся камни марблс. Ребенок по образцу выкладывает рисунок из камней. Можно усложнить задачу, предложив выложить рисунок по памяти, пофантазировать, придумав свой рисунок.
«Большой-маленький»
В воде находятся пары игрушек разных размеров. У взрослого и ребенка сачки. Взрослый вылавливает большой предмет и называет, например, «сапог», а ребенок вылавливает маленький парный предмет и называет «сапожок» и т.д.
«Поймай и посчитай»
В воде находится несколько одинаковых игрушек, ребенок с помощью сачка вылавливает по одной одинаковые игрушки и считает, например, «одна рыба, две рыбы, пять рыб» и т.д.
III. Примеры игр и упражнений с использованием песочной терапии
В домашних условиях в качестве песочницы можно использовать большой водонепроницаемый ящик из пластика или дерева. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70 – 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия и предназначен для индивидуальной работы. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать. Альтернативой натуральному песку может служить кинетический цветной песок.
1. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо напомнить правила:
✔ набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;
✔ выдыхай медленно и плавно;
✔ старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной
струей выравнивает дорогу перед машинкой
«Что спрятано под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. Аналогичное задание проводится с коктейльной трубочкой, через которую ребенок дует в то место на месте, которое указывает взрослый.
«Замети следы»
В песке делаются углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не дошла до зайца.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
2. Артикуляционные упражнения
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям
языка двигать в песке.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт
движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт
движениям языка в том же направлении по песку.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки
легко похлопывать по песку.
3. Игры и упражнения на автоматизацию звуков
«Заведи мотор»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р.
Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением
«Горка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения -
выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и,
набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«Прошагай слово»
Произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая
по песку ладошками.
«Найди игрушки»
Взрослый закапывает в песок игрушки со звуком Ш так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку и раскапывает песок.
4. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
«Спрячь руки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Рассели жителей»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или заламинированные картинки с
дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
"Город"
Взрослый дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
5. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений
«Строители»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Взрослый предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух.
«Нарисуй, как попрошу»
Ребенку предлагают выполнить инструкцию взрослого: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки.
6. Игры и упражнения на развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и
сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует
использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картину и составь предложение»
Взрослый рисует на песке мяч, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («У Маши в руке шарик»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение», «Закончи предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, взрослый заканчивает фразу (и наоборот).
7. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова
«Придумай слово к схеме»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов.
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество
слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.