Павленко Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа №104
Краснодарский край
г. Краснодар
1. Пояснительная записка
Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора: классный час «Дорогою добра».
17 февраля отмечается Международный день спонтанной доброты. Праздник довольно – таки молодой, но быстро набрал популярность в народных массах. Зародился он в США, вскоре был благосклонно принят в нашей стране и во всём мире. Общечеловеческие ценности едины для всех стран. И сделать один день счастливым даже для незнакомого человека, действительно имеет огромное значение. Этот праздник стал возможностью вдохновлять людей на неожиданные жесты заботы и поддержки. Проявления доброты — это маленькие и большие поступки, которые мы делаем, чтобы немного улучшить мир. Это может быть улыбка незнакомому человеку на улице, помощь пожилой женщине перейти дорогу, пожертвование на благотворительность или просто доброе слово, сказанное в нужный момент. День спонтанного проявления доброты в 2025 году — отличная возможность для личной рефлексии на эту тему и коллективного действия.
В этот день все мы можем проявить инициативу и обратить внимание на людей вокруг нас, чьи судьбы могут меняться благодаря простым, но искренним жестам доброты.
Доброта – понятие многогранное: это отзывчивость и проявление заботы, умение сочувствовать и сострадать, неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, бескорыстие, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь. Вот что должно стать основой воспитания с детства современного ребёнка.
Целевая аудитория мероприятия: 1 – 4 класс (7 – 11 лет), родители учащихся.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данный классный час проводится в системе образовательных мероприятий по формированию нравственных качеств у учащихся младшего школьного возраста.
Цель, задачи и планируемые результаты:
Цель: формирование у младших школьников значимой духновно – нравственной ценности как доброта.
Основные задачи:
образовательные: дать понимание, что такое добро, доброта, доброжелательность, добрые дела; раскрыть нравственное содержание доброты.
развивающие: активизировать мыслительную деятельность, способствовать формированию коммуникативных навыков, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
воспитательные: формировать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать у учащихся доброжелательное отношение к другим людям и обществу в целом, желание творить добро, совершая положительные поступки.
Регулятивные:
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, воспитывать стремление совершать добрые дела.
Познавательные:
учить различать добро и зло в различных жизненных ситуациях; формировать умения самостоятельно выделять и формулировать цель отдельного задания, строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выполнять совместную деятельность в парах; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
формировать способность работы в парах и в группах через умение находить совместные решения, аргументировать свою точку зрения, способность сохранять доброжелательное отношение к друг другу, взаимопомощь и взаимоуважение по ходу выполнения заданий.
Форма проведения: классный час с элементами игры.
Педагогические технологии:
ИКТ (презентация);
личностно –ориентированный подход;
здоровьесберегающие технологии.
Методы, приёмы:
словесный (беседа);
наглядный;
проблемный метод.
Ресурсы:
- материально – технические: компьютер, колонки, интерактивная доска;
- цифровые: презентация.
Этапы подготовки мероприятия:
1. Изучение материалов по данной теме, в том числе «Интернет – ресурсов».
2. Самостоятельное изучение учащимися следующих произведений:
В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка»,
В. Катаев «Цветик – семицветик».
В. Сухомлинский «Скажи человеку «спасибо», «Для чего говорят «здравствуйте», «Трудно быть человеком».
3. Участие в школьной акции «Посылка солдату».
4. Участие в школьной акции «Дарите книги с любовью».
5. Участие в школьном мероприятии «Снятие блокады Ленинграда».
6. Участие в классной акции «День добрых дел».
7. Подготовка учащихся для чтения стихотворений.
8. Изготовление «человечков добрых дел» на уроке труда.
9. Обобщение полученной информации и подготовка к мероприятию.
Методические рекомендации по использованию разработки в практике работы классных руководителей: разработка классного часа представляет опыт работы проведения мероприятий по формированию нравственных качеств у подрастающего поколения. Классный час разработан с учётом возрастных особенностей детей, что непосредственно способствует активизации познавательной деятельности учащихся. При проведении классного часа используются индивидуальная, парная и коллективная формы работы. Классный час ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. В основе классного часа задействован деятельностный подход, что позволяет каждому ученику чувствовать себя первооткрывателем новых знаний и умений. Классный час проводится с использованием ИКТ. Просмотр презентации ведётся в течение урока, где также один вид деятельности сменяет другой. Данный классный час разработан для использования в урочной и внеурочной деятельности учителями начальной школы.
2. Основная часть
Классный час «Дорогою добра»
Этапы проведения мероприятия
Мотивационно – целевой этап: выполнение упражнения, нацеливающего детей на позитивное отношение к друг другу, а также к работе по теме занятия.
Основной этап: проведение занятия в форме игры. Играя учащиеся выполняют задания, которые раскрывают основные понятия: добро, доброта, доброжелательность, добрые дела на благо людей.
Заключительный этап: подведение итогов, обоснование выводов, а также обмен символами добра друг с другом.
Ход мероприятия
1. Мотивационно – целевой этап.
- Ребята, покажите мне свои ладошки. Молодцы, а теперь потрите ладошку об ладошку так, чтобы они согрелись. Отлично! Закройте глаза и приложите свои ладошки к ним. Чувствуете, какое тепло исходит от наших рук. Оно проникает к нам в самое сердце. Именно наши руки такие теплые, сильные могут творить чудеса, помогая людям, которые так нуждаются. Теперь прошу вас открыть глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как хорошо начинать каждый день с улыбки! От неё нам становится приятно, и настроение сразу улучшается!
- Сейчас прочитаю стихотворение, вы попробуете определить тему классного часа.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
… Доброта.
- Ребята, важным качеством каждого человека должна быть доброта. А что такое доброта? Как вы думаете? На партах у вас лежат подсказки, попрошу вас выбрать те слова, которые раскрывают смысл слова.
а) дети работают в парах, подбирая синонимы к слову доброта. В данном задании используются высказывания великих людей о доброте (Слайд №1)
- Прочитайте слова, которые вы выбрали.
Проверка работы (Слайд №2).
б) беседа
Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро - забудь, а если получил от других, то помни. Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мамина любовь и нежность, дружба и т.д. Какие нужные слова, и как они дороги нашему сердцу.
2. Основная часть.
- Ребята, посмотрите перед нами необычный цветок. Называется он «Доброцветик» (Слайд 3) Он будет нашим помощником сегодня. На каждом лепестке этого цветка есть задания, которые и расскажут нам о доброте, и как её вырастить в нашем сердце.
1. Лепесток
- Ребята, на первом лепестке «Доброцветика» для нас приготовлена игра «Вежливо – невежливо». Сейчас вы будете отвечать на вопросы словами вежливо или невежливо (Слайд 4)
Здороваться при встрече?
В транспорте громко разговаривать с друзьями?
Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «вы»?
Не выполнить обещание?
Оказывать помощь другому?
Не уступить старшему место в транспорте?
Поблагодарить за помощь?
Не принести извинения?
Перебивать собеседника?
Брать без спроса чужие вещи?
Спрашивать разрешение у взрослых?
Культурно вести себя за столом?
Никого не дразнить и не обзывать?
Уметь просить прощение?
Говорить грубые слова?
Необходимо всегда быть вежливым человеком, благодаря этому можно построить доброжелательные отношения с окружающими нас людьми.
2. Лепесток
- Ребята, на втором лепестке притча. (Слайд 5) Кто знает, что такое притча? (Притча – это короткая история, которая обычно нас чему – то учит, в ней есть мораль и глубокий смысл.)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море, играли, загорали. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что – то бормотала про себя, подбирая с песка какие – то предметы, перекладывая их в сумку. Родители, увидев старуху, спешно подозвали своих послушных детей и велели держаться подальше от неё. А старуха, когда проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что – то поднять, улыбалась семье, но никто не ответил на приветствие.
Предположите, что делала старушка на пляже? Правильно ли взрослые повели себя, не ответив на приветствие пожилой женщины? Вежливо ли они поступили с ней? Каким это будет примером для их детей?
А теперь послушайте конец этого рассказа.
Много дней спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Ожидали ли вы такой ответ? Как мы можем оценить поступок старушки?
Добро, как солнышко - всех согревает. Оно нежное и ласковое. Добрый человек дарит тепло другим, согревая всех своими добрыми делами. И совсем не важен размер этих добрых дел – маленькие или большие – главное, что они позволяют менять мир людей в лучшую сторону.
3. Лепесток
- Ребята, сейчас послушаем стихи о доброте.
Стихотворение читают наизусть подготовленные дети.
Что такое доброта? Автор И. Богомаз
Артём Д.
Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
Маргарита В.
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
Полина Б.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
Матвей В.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Даша Б.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.
Давайте станем чуть добрее. Автор Анастейша Стилл
Витя П.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Максим Д.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
- Ребята, подумайте и скажите, что же такое доброта? Почему люди зависят друг от друга? Почему в мире доброты человеку жить комфортнее?
Физминутка.
Доброта. Автор Людмила Белозерова
Друзья, за руки возьмёмся (дети встали в круг, взявшись за руки)
И друг другу улыбнемся. (улыбаются друг другу)
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг. (наклоны влево)
Разлилась волна добра -
В каждом пусть живет она. (наклоны вправо)
По крупинке соберём -
Доброту к груди прижмем, (руками показывают сердце)
Вверх подбросим к облакам – (руки поднять вверх)
И с небес польется к нам,
Мягкой струйкой доброта. (руки опустить вниз)
Игра эта так проста.
С добром в мире всем тепло – (руки расставить в стороны)
В стужу греет нас оно. (обнять себя руками за плечи)
Жить с добром намного легче
От невзгод оно нас лечит. (поднять руки вверх, показать ладошки)
Подари друзьям добро (руки вниз, взять за руки свою пару)
И вернется к вам оно. (улыбнуться друг другу)
4. Лепесток
- Ребята, сейчас мы разделимся на команды. Каждой команде необходимо из предложенных слов собрать пословицу.
Работа в группах – составляем пословицы: расположить в правильном порядке слова пословиц о доброте. Сверить со слайдом. (Слайд 6)
Проверка работы.
- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.
а) Беседа.
- Ребята, эти пословицы придумал наш народ. Они рассказывают нам о различных жизненных ситуациях и дают ответ верного поведения человека. Как вы думаете сейчас эти пословицы актуальны? Почему даже спустя огромное количество лет, мы их по – прежнему используем в своей речи?
Действительно, такие ценности, как добро, доброта, доброжелательность – всегда ценились нашим народом. Это то, на что мы должны равняться в жизни и строго соблюдать.
5. Лепесток.
- Ребята, на этом слайде (Слайд 7) изображено сердце. Это наше с вами сердце. А теперь посмотрите, что с ним происходит, когда вы начинаете друг другу говорить неприятные слова. Как будто одна за другой в него вонзаются стрелы. Нам становится больно, обидно, неприятно. (Слайд 8)
Мы можем забрать назад свои слова, вынем стрелы и увидим, что раны заживают, но человек никогда не забудет, какую вы причинили ему боль своими словами, и шрамы на сердце останутся на всю жизнь.
Стихотворение "Обидное слово". Автор Татьяна Дашкевич
Кристина Ч.
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
а) Беседа.
- Ребята, давайте подумаем, как можно избежать конфликта? Конечно, нужно уметь договариваться. А как вы думаете обидеть или погладить легче? Пословица гласит: «Обидеть – что ударить, приласкать – нужно слова искать». Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно.
Чтобы наши сердечки были здоровыми мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям.
Подведение итогов:
Стихотворение «Доброта нужна всем людям». Автор Александра Найденова.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
- Каждый человек выбирает сам, каким ему быть в этой жизни, какие поступки совершать, какие дела творить. Но в мире, где люди совершают добрые дела – жить лучше. Ребята, нужно стараться, чтобы в ваше сердечко было наполнено только добрыми делами.
Рефлексия.
Звучит песня «Если добрый ты!». Автор слов - М. Пляцковский, автор музыки – Б. Савельев.
Сидящие за каждой партой учащиеся, обмениваются друг с другом «человечками добрых дел».