Якушева Татьяна Васильевна
Учитель- логопед
МБОУ «Пожарно – спасательный лицей» Томского района
Российская Федерация
Томская
Томский
П. Мирный
Конспект логопедического занятия для учащихся 3-4 кл. с ОВЗ
«Наши умные помощники»
(Органы чувств: что я знаю о себе?)
Якушева Татьяна Васильевна
Учитель- логопед
МБОУ «Пожарно – спасательный лицей» Томского района
Российская Федерация
Томская
Томский
П. Мирный
Цели занятия: Расширить представление детей об органах чувств человека.
Задачи:
Образовательные:
-Пополнять и активизировать словарный запас. Развивать процессы словообразования и словоизменения.
- формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира;
Коррекционные:
- Развивать связную речь. Упражнять в употреблении в речи сложных синтаксических конструкций.
-Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное и осознанное отношение к своему здоровью;
-приобщать их к ценностям здорового образа жизни;
Оборудование: изображение человека на магнитной доске, предметные картинки –глаза, нос, уши, губы (разных размеров). Презентация «Электронная гимнастика для глаз». А также волчьи уши, беличьи ,заячьи, лисьи. Запись музыки для физминутки, запись пения птиц. Освежитель воздуха, баночка с пеплом из-под сигарет, продукты (лимон, лук, соль, сахар), мяч, амулет в виде Совы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие гостей:
Ень, ень, ень, ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы, вы, вы, вы – будем все мы вежливы!
Те, де, де, те – мы услышим «Здравствуйте!»
Ас, ос, ас, ос – мы не будем вешать нос!
(Звучит музыка. Дети встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: нос с носом, ухо с ухом, правая рука с правой рукой и т.д.)
Ритуал начала занятия
Раз, два, три! Слушай и смотри!
Три, два, раз! Мы начнем сейчас!
К нам успело дойти послание от Мудрой Совы (зачитывается послание и показывается амулет в виде совы)
Уважаемые дети!
Лучше вас нет никого на свете!
Шлю вам пламенный привет и священный амулет.
Приготовьтесь отвечать, постарайтесь не молчать.
Говорите четко, правильно и красиво!
Вас ждут призы. Желаю вам удачи!!!
II. Вступительная беседа.
- Дети, сегодня на занятие к нам пришел необычный гость. Посмотрите внимательно и скажите, кто это? Женщина или мужчина? (мужчина, так как он с усами и бородой)
- А что в нем необычное вы заметили? (у него нет глаз, носа, ушей и рта)
III. Сообщение темы занятия.
- А мы можем обойтись без этих органов?
- Сегодня на занятии мы с вами разберемся, для чего человеку нужны язык, нос, уши, глаза?
IV.Основная часть.
1. Глаза
- Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят».
- Представьте, что у нас нет глаз. (дети закрывают глаза, логопед показывает картинки)
- Что я вам показала? Почему вы не знаете?
- Глаза – это орган зрения. Благодаря ему, мы видим. Мы можем определить форму, цвет, величину предметов. Мы можем их сравнить. Например, мы можем определить, что этот предмет высокий, а этот низкий. Эта книга толстая, а эта тонкая и т. д.
- Глаза – наши друзья. Они предостерегают нас об опасности. Вокруг нас много интересного. Но, к сожалению, есть люди, которые не могут видеть. Их называют слепыми.
И мы должны об этом помнить. По – возможности помогать таким людям.
- Как мы можем им помочь?
Вот поэтому необходимо беречь свое зрение. Для этого мы должны соблюдать очень важные правила: не читать лежа и в темноте, сидеть за партой правильно (покажите, как надо сидеть), не смотреть длительное время телевизор, долго сидеть за компьютером.
- Значит нужны нам глаза?
Давайте и нашему гостю подберем глаза (один ребенок выходит к доске, чтобы выбрать из предложенных нарисованных глаз подходящие по размеру).
-Объясни, почему ты выбрал именно эти глаза?
Если глаза очень большие, то как мы их можем назвать? (глазища)
А если маленькие? (глазки)
Работа с фразеологизмами
(Детям раздаются листочки, на которых напечатаны в одном столбике устойчивые сочетания, в другом столбике – объяснение переносного значения. Нужно к выражениям из первого столбика подобрать объяснение из второго)
глаза на лоб лезут часто плачет
лезть в глаза сильно хочется спать
глаза на мокром месте сильно удивляться
глаза открылись очень быстро
глаза слипаются стараться быть на виду
не успел глазом моргнуть узнал правду
Логопед. А гимнастика для глаз
Сейчас будет в самый раз .
(Проводится электронная гимнастика для глаз с использованием презентации)
2. Нос
- А сейчас мы с вами проведем опыт. Закройте нос. (Логопед брызгает освежителем воздуха). Не открывая носа, скажите, чем пахнет?
- А теперь откройте. Можете сказать? Так зачем нам нос? Понравился вам запах? Какой он? (приятный). Все приятные запахи (духи, цветы) называют ароматами. Но, к сожалению, есть и неприятные запахи. Какие вы знаете?
- А вот определите, какой это запах? (детям предлагается понюхать баночку с пеплом от сигарет) Нравится вам этот запах?
- Этот запах не только неприятный, но и очень вредный. Сигаретный дым приносит огромный вред здоровью не только курящим, но и тем, кто находится рядом с ними. Вам надо очень постараться быть благоразумными, чтобы эта вредная привычка не причинила вреда вашему здоровью.
Нос – это орган обоняния. Он помогает чувствовать и различать запахи. Но для чего еще нужен нос? Догадайтесь сами. Закройте нос и не открывайте рот (дети делают самостоятельный вывод: Нос нужен для дыхания).Когда мы говорим, мы должны правильно дышать. Такое дыхание называется речевым.
Сейчас мы с вами вспомним несколько упражнений для выработки правильного речевого дыхания.
Открываем мы глаза, вдох – и долго тянем А-А-А-А……. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук по одной линии
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх взлетает О-О-О-О…….. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук снизу вверх
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетает У-У-У-У…….. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук сверху вниз
Днем по кочкам ездим мы
Ы-Ы-Ы-Ы…………. Вдох носом, выдох ртом
Чередуем звучание звука: вверх – вниз- вверх - вниз
Завывает пурга,
И не видно ни зги. И-И-И-И-………… Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук по спирали снизу вверх
- Вот какой важный орган обоняния – нос. И так как он такой необходимый, то мы должны бережно к нему относиться.
- Что для этого нужно делать?
(Для этого надо стараться не простужаться, не допускать насморка, стараться дышать свежим воздухом, избегать, по- возможности, мест, загрязненных гарью.)
Ну. уж коли нам так нужен нос, может быть и гостю он тоже нужен? Вот посмотрите, что это у него в кармане? (платок). Какой? (носовой). Если есть носовой платок, то должен быть и нос (ребенок выходит к доске, выбирает подходящий по размеру нос и объясняет свой выбор).
Если нос большой, то как мы говорим? (носище). Если маленький? (носик.)
- Следующее задание такое : нужно объяснить смысл крылатых выражений (учащимся раздаются карточки):
высунуть нос
утереть нос
уткнуть нос
говорить под нос НОС
вешать нос
задирать нос
водить за нос
с гулькин нос
- А какие стихи про нос вы знаете? (дети рассказывают стихотворения, выученные заранее)
Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карлсон нам принес.
(Я. Аким)
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос к банке с медом не прирос.
(Ф. Бобылев)
3. Уши
- А сейчас, дети, отгадайте загадку: «Я осла узнаю сам по его большим…. (ушам)»
- Нужны ли нам уши? Давайте проверим. Закройте их, представьте, что их у вас нет. (Логопед дает задание поднять левую руку, затем правую)
- Вот беда, вы ничего не слышите, не понимаете. А почему?
- Благодаря ушам, мы слышим звуки, которые раздаются со всех сторон. Звуки бывают разные. К сожалению, бывают неприятные звуки. Это громкий стук, крик, скрежет. (Дети добавляют)
- Но есть и приятные звуки. Какие? Сейчас мы послушаем очень приятное пение птиц. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу, лежите на мягкой травке, дышите свежим воздухом и слушаете пение птиц. (Звучит запись пения птиц).
А если мы слышим ритмичную музыку, то что нам хочется делать? (Нам хочется танцевать).
Физминутка. (Включается музыка со слайдами, дети повторяют движения, показанные на слайдах)
Уши – орган слуха. Благодаря ушам, мы слышим. Нередко они предупреждают нас об опасности. Но есть люди, которые обделены этим даром. Их называют глухими. И мы должны быть участливы к их беде, помогать им в их трудной жизни. И всегда должны помнить, что любой из нас тоже может оглохнуть. Чтобы этого не произошло, нужно бережно относиться к своим ушам. Не слушайте громкую музыку, не кричите, соблюдайте правила гигиены. Давайте выполним с вами массаж ушек.
Массаж ушек «Озорные Мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Дети в ряд сидят.
Раз, два, три – скажу, четыре.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
- А теперь давайте и гостю нашему уши подберем . У меня их здесь много. (Ребенок выходит к доске и выбирает подходящие уши. Логопед просит его объяснить выбор.)
- Это чьи уши? (беличьи). А это? (заячьи.) А это чьи? ( лисьи, волчьи). Молодец!
- А сейчас вспомним крылатые выражения про уши и объясним их (работа с карточками)
краем уха
на ухо медведь наступил
за ушами трещит
вянут уши УШИ
не верить своим ушам
тащить за уши
развешивать уши
4. Язык
- А вот вам еще одна загадка. Будьте внимательны.
В домике этом красные двери.
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
- Что это за домик? Что за двери? Кого охраняют эти звери?
- Какие загадки, пословицы и поговорки о языке вы знаете? (Дети приводят примеры)
Загадки:
• Если б не было его, не сказал бы ничего.
• Всегда во рту, а не проглотишь.
Пословицы и поговорки:
• Язык болтает - рукам мешает.
• Язык острее меча.
• На языке мед, под языком лед.
Отгадай пословицу по словам:
• язык, дело (Не спеши языком, торопись делом)
• язык, Киев (Язык до Киева доведет)
- Есть крылатые выражения и про язык. Давайте попробуем их объяснить.
прикусить язык
длинный язык
острый язык ЯЗЫК
общий язык
попадать на язык
проглотить язык
- А этот язычок такой непоседливый, ему все не сидится на месте. Он умеет не только веселиться, но и выполнять большую работу. (Выполняется нетрадиционная артикуляционная гимнастика с пробкой от шампанского.)
Язык- орган осязания. Он помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного. Делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Рассмотрите их друг у друга.
- Давайте поиграем и убедимся в необходимости этого органа. (Детям предлагается попробовать продукт и дать определение. Например: «Я ощутил кислый вкус. Это лимон» или «Я ощутил сладкий вкус. Это был сахар.» Далее - соль, лук.)
- И, конечно, благодаря языку, мы разговариваем. А если бы его у нас не было, мы были бы немыми. И, чтобы у нас не возникало серьезных проблем, чтобы ничего не мешало нам разговаривать, ощущать вкусовые качества продуктов, мы должны строго выполнять санитарно-гигиенические правила для всей полости рта. Какие? (Чистить зубы утром и вечером, не кушать очень горячую пищу, не засовывать в рот посторонние предметы)
V. Итог занятия. Рефлексия.
- Вот теперь мы точно знаем, зачем человеку глаза, уши, нос, язык. И наш гость может вести здоровый и полноценный образ жизни. Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии (Дети передают мячик друг другу и говорят, что они запомнили…)
- При ответе используйте слова:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Я смог…
• Было интересно узнать, что…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
- А теперь нужно правильно закончить предложения и красиво их прочитать.
Уши – орган зрения, которыми мы (видим)
Глаза – орган осязания, который (помогает отличать горькое от сладкого…..)
Нос – орган слуха, который (дает возможность слышать различные звуки)
Язык – орган обоняния, который (помогает чувствовать и различать запахи)
- Молодцы!
Дети делают вывод: - Мы должны помнить самое важное: надо бережно относиться к этим жизненно необходимым органам.
Награждение детей. Звучит музыка.
Список используемой литературы.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы-М., 2015 г.
Козлова С. А., Шукшина С.Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мое тело. М., 2010.
Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. ТЦ «Сфера»,2014.
Лингво- страноведческий словарь «Русские фразеологизмы».-м.Рус.яз.,1990 г.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь.
М. Дрофа, 1995 г.
Усачев А.А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов. М.: Полиграф – Проэкт; Дрофа – Плюс, 2011г.