ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Якушева Татьяна Васильевна
Учитель- логопед
МБОУ «Пожарно – спасательный лицей» Томского района
Российская Федерация
Томская
Томский
П. Мирный


Конспект логопедического занятия для учащихся 3-4 кл. с ОВЗ
«Наши умные помощники»
(Органы чувств: что я знаю о себе?)
Якушева Татьяна Васильевна
Учитель- логопед
МБОУ «Пожарно – спасательный лицей» Томского района
Российская Федерация
Томская
Томский
П. Мирный

Цели занятия: Расширить представление детей об органах чувств человека.
Задачи:
Образовательные:
-Пополнять и активизировать словарный запас. Развивать процессы словообразования и словоизменения.
- формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира;
Коррекционные:
- Развивать связную речь. Упражнять в употреблении в речи сложных синтаксических конструкций.
-Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное и осознанное отношение к своему здоровью;
-приобщать их к ценностям здорового образа жизни;
Оборудование: изображение человека на магнитной доске, предметные картинки –глаза, нос, уши, губы (разных размеров). Презентация «Электронная гимнастика для глаз». А также волчьи уши, беличьи ,заячьи, лисьи. Запись музыки для физминутки, запись пения птиц. Освежитель воздуха, баночка с пеплом из-под сигарет, продукты (лимон, лук, соль, сахар), мяч, амулет в виде Совы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие гостей:
Ень, ень, ень, ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы, вы, вы, вы – будем все мы вежливы!
Те, де, де, те – мы услышим «Здравствуйте!»
Ас, ос, ас, ос – мы не будем вешать нос!
(Звучит музыка. Дети встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: нос с носом, ухо с ухом, правая рука с правой рукой и т.д.)
Ритуал начала занятия
Раз, два, три! Слушай и смотри!
Три, два, раз! Мы начнем сейчас!
К нам успело дойти послание от Мудрой Совы (зачитывается послание и показывается амулет в виде совы)
Уважаемые дети!
Лучше вас нет никого на свете!
Шлю вам пламенный привет и священный амулет.
Приготовьтесь отвечать, постарайтесь не молчать.
Говорите четко, правильно и красиво!
Вас ждут призы. Желаю вам удачи!!!
II. Вступительная беседа.
- Дети, сегодня на занятие к нам пришел необычный гость. Посмотрите внимательно и скажите, кто это? Женщина или мужчина? (мужчина, так как он с усами и бородой)
- А что в нем необычное вы заметили? (у него нет глаз, носа, ушей и рта)
III. Сообщение темы занятия.
- А мы можем обойтись без этих органов?
- Сегодня на занятии мы с вами разберемся, для чего человеку нужны язык, нос, уши, глаза?
IV.Основная часть.
1. Глаза
- Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят».
- Представьте, что у нас нет глаз. (дети закрывают глаза, логопед показывает картинки)
- Что я вам показала? Почему вы не знаете?
- Глаза – это орган зрения. Благодаря ему, мы видим. Мы можем определить форму, цвет, величину предметов. Мы можем их сравнить. Например, мы можем определить, что этот предмет высокий, а этот низкий. Эта книга толстая, а эта тонкая и т. д.
- Глаза – наши друзья. Они предостерегают нас об опасности. Вокруг нас много интересного. Но, к сожалению, есть люди, которые не могут видеть. Их называют слепыми.
И мы должны об этом помнить. По – возможности помогать таким людям.
- Как мы можем им помочь?
Вот поэтому необходимо беречь свое зрение. Для этого мы должны соблюдать очень важные правила: не читать лежа и в темноте, сидеть за партой правильно (покажите, как надо сидеть), не смотреть длительное время телевизор, долго сидеть за компьютером.
- Значит нужны нам глаза?
Давайте и нашему гостю подберем глаза (один ребенок выходит к доске, чтобы выбрать из предложенных нарисованных глаз подходящие по размеру).
-Объясни, почему ты выбрал именно эти глаза?
Если глаза очень большие, то как мы их можем назвать? (глазища)
А если маленькие? (глазки)
Работа с фразеологизмами
(Детям раздаются листочки, на которых напечатаны в одном столбике устойчивые сочетания, в другом столбике – объяснение переносного значения. Нужно к выражениям из первого столбика подобрать объяснение из второго)
глаза на лоб лезут часто плачет
лезть в глаза сильно хочется спать
глаза на мокром месте сильно удивляться
глаза открылись очень быстро
глаза слипаются стараться быть на виду
не успел глазом моргнуть узнал правду

Логопед. А гимнастика для глаз
Сейчас будет в самый раз .
(Проводится электронная гимнастика для глаз с использованием презентации)
2. Нос
- А сейчас мы с вами проведем опыт. Закройте нос. (Логопед брызгает освежителем воздуха). Не открывая носа, скажите, чем пахнет?
- А теперь откройте. Можете сказать? Так зачем нам нос? Понравился вам запах? Какой он? (приятный). Все приятные запахи (духи, цветы) называют ароматами. Но, к сожалению, есть и неприятные запахи. Какие вы знаете?
- А вот определите, какой это запах? (детям предлагается понюхать баночку с пеплом от сигарет) Нравится вам этот запах?
- Этот запах не только неприятный, но и очень вредный. Сигаретный дым приносит огромный вред здоровью не только курящим, но и тем, кто находится рядом с ними. Вам надо очень постараться быть благоразумными, чтобы эта вредная привычка не причинила вреда вашему здоровью.
Нос – это орган обоняния. Он помогает чувствовать и различать запахи. Но для чего еще нужен нос? Догадайтесь сами. Закройте нос и не открывайте рот (дети делают самостоятельный вывод: Нос нужен для дыхания).Когда мы говорим, мы должны правильно дышать. Такое дыхание называется речевым.
Сейчас мы с вами вспомним несколько упражнений для выработки правильного речевого дыхания.
Открываем мы глаза, вдох – и долго тянем А-А-А-А……. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук по одной линии
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх взлетает О-О-О-О…….. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук снизу вверх

Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетает У-У-У-У…….. Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук сверху вниз
Днем по кочкам ездим мы
Ы-Ы-Ы-Ы…………. Вдох носом, выдох ртом
Чередуем звучание звука: вверх – вниз- вверх - вниз
Завывает пурга,
И не видно ни зги. И-И-И-И-………… Вдох носом, выдох ртом
Тянем звук по спирали снизу вверх

- Вот какой важный орган обоняния – нос. И так как он такой необходимый, то мы должны бережно к нему относиться.
- Что для этого нужно делать?
(Для этого надо стараться не простужаться, не допускать насморка, стараться дышать свежим воздухом, избегать, по- возможности, мест, загрязненных гарью.)
Ну. уж коли нам так нужен нос, может быть и гостю он тоже нужен? Вот посмотрите, что это у него в кармане? (платок). Какой? (носовой). Если есть носовой платок, то должен быть и нос (ребенок выходит к доске, выбирает подходящий по размеру нос и объясняет свой выбор).
Если нос большой, то как мы говорим? (носище). Если маленький? (носик.)
- Следующее задание такое : нужно объяснить смысл крылатых выражений (учащимся раздаются карточки):
высунуть нос
утереть нос
уткнуть нос
говорить под нос НОС
вешать нос
задирать нос
водить за нос
с гулькин нос
- А какие стихи про нос вы знаете? (дети рассказывают стихотворения, выученные заранее)
Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карлсон нам принес.
(Я. Аким)
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос к банке с медом не прирос.
(Ф. Бобылев)
3. Уши
- А сейчас, дети, отгадайте загадку: «Я осла узнаю сам по его большим…. (ушам)»
- Нужны ли нам уши? Давайте проверим. Закройте их, представьте, что их у вас нет. (Логопед дает задание поднять левую руку, затем правую)
- Вот беда, вы ничего не слышите, не понимаете. А почему?
- Благодаря ушам, мы слышим звуки, которые раздаются со всех сторон. Звуки бывают разные. К сожалению, бывают неприятные звуки. Это громкий стук, крик, скрежет. (Дети добавляют)
- Но есть и приятные звуки. Какие? Сейчас мы послушаем очень приятное пение птиц. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу, лежите на мягкой травке, дышите свежим воздухом и слушаете пение птиц. (Звучит запись пения птиц).
А если мы слышим ритмичную музыку, то что нам хочется делать? (Нам хочется танцевать).
Физминутка. (Включается музыка со слайдами, дети повторяют движения, показанные на слайдах)
Уши – орган слуха. Благодаря ушам, мы слышим. Нередко они предупреждают нас об опасности. Но есть люди, которые обделены этим даром. Их называют глухими. И мы должны быть участливы к их беде, помогать им в их трудной жизни. И всегда должны помнить, что любой из нас тоже может оглохнуть. Чтобы этого не произошло, нужно бережно относиться к своим ушам. Не слушайте громкую музыку, не кричите, соблюдайте правила гигиены. Давайте выполним с вами массаж ушек.
Массаж ушек «Озорные Мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Дети в ряд сидят.
Раз, два, три – скажу, четыре.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
- А теперь давайте и гостю нашему уши подберем . У меня их здесь много. (Ребенок выходит к доске и выбирает подходящие уши. Логопед просит его объяснить выбор.)
- Это чьи уши? (беличьи). А это? (заячьи.) А это чьи? ( лисьи, волчьи). Молодец!
- А сейчас вспомним крылатые выражения про уши и объясним их (работа с карточками)
краем уха
на ухо медведь наступил
за ушами трещит
вянут уши УШИ
не верить своим ушам
тащить за уши
развешивать уши
4. Язык
- А вот вам еще одна загадка. Будьте внимательны.
В домике этом красные двери.
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
- Что это за домик? Что за двери? Кого охраняют эти звери?
- Какие загадки, пословицы и поговорки о языке вы знаете? (Дети приводят примеры)
Загадки:
• Если б не было его, не сказал бы ничего.
• Всегда во рту, а не проглотишь.
Пословицы и поговорки:
• Язык болтает - рукам мешает.
• Язык острее меча.
• На языке мед, под языком лед.
Отгадай пословицу по словам:
• язык, дело (Не спеши языком, торопись делом)
• язык, Киев (Язык до Киева доведет)
- Есть крылатые выражения и про язык. Давайте попробуем их объяснить.
прикусить язык
длинный язык
острый язык ЯЗЫК
общий язык
попадать на язык
проглотить язык
- А этот язычок такой непоседливый, ему все не сидится на месте. Он умеет не только веселиться, но и выполнять большую работу. (Выполняется нетрадиционная артикуляционная гимнастика с пробкой от шампанского.)
Язык- орган осязания. Он помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного. Делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Рассмотрите их друг у друга.
- Давайте поиграем и убедимся в необходимости этого органа. (Детям предлагается попробовать продукт и дать определение. Например: «Я ощутил кислый вкус. Это лимон» или «Я ощутил сладкий вкус. Это был сахар.» Далее - соль, лук.)
- И, конечно, благодаря языку, мы разговариваем. А если бы его у нас не было, мы были бы немыми. И, чтобы у нас не возникало серьезных проблем, чтобы ничего не мешало нам разговаривать, ощущать вкусовые качества продуктов, мы должны строго выполнять санитарно-гигиенические правила для всей полости рта. Какие? (Чистить зубы утром и вечером, не кушать очень горячую пищу, не засовывать в рот посторонние предметы)
V. Итог занятия. Рефлексия.
- Вот теперь мы точно знаем, зачем человеку глаза, уши, нос, язык. И наш гость может вести здоровый и полноценный образ жизни. Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии (Дети передают мячик друг другу и говорят, что они запомнили…)
- При ответе используйте слова:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Я смог…
• Было интересно узнать, что…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
- А теперь нужно правильно закончить предложения и красиво их прочитать.
Уши – орган зрения, которыми мы (видим)
Глаза – орган осязания, который (помогает отличать горькое от сладкого…..)
Нос – орган слуха, который (дает возможность слышать различные звуки)
Язык – орган обоняния, который (помогает чувствовать и различать запахи)
- Молодцы!
Дети делают вывод: - Мы должны помнить самое важное: надо бережно относиться к этим жизненно необходимым органам.
Награждение детей. Звучит музыка.
Список используемой литературы.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы-М., 2015 г.
Козлова С. А., Шукшина С.Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мое тело. М., 2010.
Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. ТЦ «Сфера»,2014.
Лингво- страноведческий словарь «Русские фразеологизмы».-м.Рус.яз.,1990 г.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь.
М. Дрофа, 1995 г.
Усачев А.А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов. М.: Полиграф – Проэкт; Дрофа – Плюс, 2011г.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.