ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Полякова Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 30 « Золотая рыбка» г. Туапсе


Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) акцентирует внимание на всестороннем развитии детей раннего возраста, включая физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Народные игры и хороводы являются ценным инструментом для достижения этих целей, поскольку органично сочетают в себе двигательную активность, музыкальность, элементы фольклора и социальное взаимодействие.
Значение хороводов и народных игр:
Физическое развитие: Игры с пением и движением способствуют развитию координации, равновесия, крупной моторики, ловкости и общей физической активности.
Социально-коммуникативное развитие: Участие в хороводах учит детей взаимодействовать друг с другом, следовать правилам, договариваться, проявлять эмпатию и сотрудничать.
Познавательное развитие:
Народные игры знакомят детей с окружающим миром, животными, растениями, явлениями природы, а также развивают память, внимание и мышление.
Речевое развитие: Игры с пением расширяют словарный запас, улучшают произношение, развивают речевую активность и умение выражать свои мысли.
Художественно-эстетическое развитие: Хороводные песни и танцы знакомят детей с народной музыкой, фольклором, развивают чувство ритма, музыкальный слух и эстетический вкус.
Игры – это не просто забава, это важная часть развития ребенка, особенно в раннем возрасте. Хоровод – один из древнейших видов народного творчества, сочетающий в себе песню, танец и игру. Для маленьких детей это прекрасный способ познавать мир, развивать координацию, речь и чувство ритма.
В хороводе дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать. Простые движения под знакомую мелодию создают ощущение единства и радости. Малыши с удовольствием повторяют движения за взрослыми, тем самым развивая свою моторику и подражательные навыки.
Народные игры, как и хороводы, несут в себе мудрость поколений. Они передаются из уст в уста, сохраняя традиции и культуру народа. Эти игры часто связаны с явлениями природы, животными и бытовыми сценками. Играя, дети познают мир, учатся различать добро и зло, развивают воображение и фантазию.
Важно выбирать игры и хороводы, соответствующие возрасту и интересам детей. Они должны быть простыми, понятными и нести позитивный посыл. Используйте яркие атрибуты, привлекательные костюмы и веселую музыку, чтобы создать праздничную атмосферу.
Пусть каждая игра станет для ребенка маленьким открытием и источником радости. Ведь детство – это время игр, и наша задача – сделать его ярким и запоминающимся.
Ранний возраст – это период интенсивного развития ребенка, когда закладываются основы его физического, эмоционального и социального благополучия. Народные хороводы и игры, являясь частью богатейшего культурного наследия, играют важную роль в гармоничном развитии малышей. Они способствуют развитию двигательных навыков, координации, чувства ритма, а также формируют чувство принадлежности к коллективу и знакомят с традициями.
Хороводная игра всегда сопровождается музыкой, поэтому в первую очередь позволяет развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.
В то же время способствует усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей: в физическом контакте, в общении, в потребности выражения эмоций, дети учатся согласованным и слаженным действиям. Очень важно для хороводных игр- это заучивание текста, который довольно быстро и легко запоминается в процессе самой игры.
Значение хороводов и народных игр. Хороводы и народные игры – это не просто развлечение, это эффективный инструмент воспитания и развития.
В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила, проявлять эмпатию и сопереживание. Ритмичные движения, песни и стишки способствуют развитию речи, памяти и внимания. Кроме того, народные игры знакомят детей с культурой и традициями своего народа, формируют чувство гордости за свою страну.
Примеры хороводов и народных игр. Для детей раннего возраста подойдут простые и понятные игры с небольшим количеством правил. Например:
«Солнышко и дождик»: Дети бегают по кругу под веселую музыку, изображая солнышко. Когда ведущий говорит «Дождик!», дети прячутся под зонтик.
«Зайка серенький сидит»: Дети сидят на корточках, изображая зайчиков. Под пение взрослого они выполняют движения, соответствующие тексту песни.
«Карусель»: Дети держатся за ленту, привязанную к центру, и идут по кругу, сначала медленно, затем быстрее.
«Солнышко»: Дети водят хоровод вокруг "солнышка" (ребенка в центре), поют песенку и выполняют движения, имитирующие лучики.
«Зайка»: Дети прыгают как зайчики под песенку, а потом прячутся от "лисы".
«Карусель»: Дети держатся за веревку, образуя карусель, и бегают по кругу под музыку.
«У медведя во бору»: Один ребенок изображает медведя, а остальные собирают грибы и ягоды, стараясь не попасться медведю.
При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физические возможности и интересы. Важно создавать доброжелательную атмосферу, поощрять участие каждого ребенка и адаптировать правила игр при необходимости. Народные игры и хороводы – это не только веселое развлечение, но и эффективный способ всестороннего развития детей раннего возраста в соответствии с ФОП ДО.
Хороводы и народные игры – это не просто развлечение, а ценный инструмент развития детей раннего возраста. Они способствуют формированию социальных навыков, координации движений, чувства ритма и, конечно же, приобщают к богатому культурному наследию. Внедрение инновационных подходов позволяет сделать этот процесс еще более эффективным и увлекательным.
Одним из таких подходов является интеграция хороводов и игр в различные виды деятельности.
Например, во время занятия по ознакомлению с окружающим миром можно использовать хоровод, имитирующий движения животных или явления природы. Это помогает детям лучше запомнить информацию и развивает их воображение.
Другим интересным направлением является адаптация традиционных игр к современным условиям. Вместо классических атрибутов можно использовать подручные материалы или создавать новые сценарии, отражающие интересы современных детей. Например, игра "Ручеек" может превратиться в "Космический туннель", а "Каравай" – в "Пирог для любимой куклы".
При проведении хороводов и народных игр необходимо учитывать возрастные особенности детей. Игры должны быть простыми, понятными и не слишком продолжительными. Важно создать доброжелательную атмосферу, поощрять участие всех детей и не акцентировать внимание на ошибках.
Использование ярких атрибутов и музыкального сопровождения сделает игру более увлекательной и запоминающейся.
Использование народных игр и хороводов в работе с детьми раннего возраста – эффективный способ не только развлечь, но и развить их физические, умственные и социальные навыки. Важно выбирать игры, соответствующие возрасту и интересам детей, а также создавать позитивную и поддерживающую атмосферу.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: учеб. пособие для вузов / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
Березина, А. Г. Народные игры как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста / А. Г. Березина // Дошкольное воспитание. - 2023. - № 7.
Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2022.
Гришина, Г. Н. Игры с пением и музыкой для детей дошкольного возраста / Г. Н. Гришина. - М.: Айрис-пресс, 2017.
Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. - М.: Институт практической психологии, 2021.
Костюк, Т. А. Развитие речи и познавательных способностей детей посредством народных игр / Т. А. Костюк // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 4.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.