Беляева Марина Валерьевна
преподаватель
Частное учреждение профессиональная образовательная организация ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Краснодарский край, г.Белореченск
В современном динамично меняющемся мире финансовая грамотность становится неотъемлемой частью успешной жизни каждого человека. Осознавая это, ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» уделяет повышенное внимание развитию финансовой грамотности своих обучающихся.
Цели и задачи. Основная цель – формирование у студентов устойчивых навыков управления личными финансами, рационального планирования бюджета и осознанного принятия финансовых решений. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: повышение уровня знаний о финансовых инструментах и рынках; развитие критического мышления в отношении финансовых продуктов и услуг; формирование ответственного отношения к личным финансам; стимулирование интереса к изучению финансовой сферы.
Методы и подходы. В образовательном процессе активно используются современные методики, направленные на вовлечение студентов в активное обучение. Это включает в себя деловые игры, кейс-стади, тренинги и мастер-классы с участием экспертов финансовой отрасли. Особое внимание уделяется практическому применению полученных знаний.
Реализуемые мероприятия. Техникум регулярно проводит тематические мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности. Это могут быть лекции, семинары, конкурсы и олимпиады по финансовой тематике. Кроме того, организуются встречи с представителями банков, страховых компаний и других финансовых организаций.
В современном мире, где финансовые рынки становятся все более сложными и взаимосвязанными, финансовая грамотность приобретает первостепенное значение, особенно для молодого поколения. Обучающиеся в системе среднего профессионального образования (СПО), готовящиеся к выходу на рынок труда, нуждаются в прочном фундаменте знаний и навыков для принятия обоснованных финансовых решений.
Внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы СПО – это не просто дань моде, а жизненная необходимость. Эти знания помогут им эффективно управлять личными финансами, планировать бюджет, разбираться в банковских продуктах и инвестициях, а также оценивать риски, связанные с финансовыми операциями.
Эффективное развитие финансовой грамотности в системе СПО требует комплексного подхода. Это включает в себя разработку специализированных учебных программ, использование интерактивных методов обучения, привлечение экспертов-практиков из финансовой сферы, а также организацию внеурочных мероприятий, таких как семинары, тренинги и деловые игры.
В конечном итоге, повышение финансовой грамотности обучающихся СПО способствует не только их личному благополучию, но и укреплению экономики страны в целом. Грамотные финансово граждане – это основа стабильной и процветающей экономики.
Одним из актуальных вопросов повышения общей финансовой грамотности молодёжи является их обучение основам банковской деятельности и банковских услуг. Задача развития банковской грамотности у студентов заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и формирование у них начальных знаний практического управления личными финансами. Это обусловлено тем, что, начиная с 14-ти лет, у несовершеннолетних возникают финансовые права, закрепленные в действующем законодательстве. Так, согласно статье 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Зарубежные аналитики отмечают: «Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансовая грамотность учащейся молодежи – важнейшее условие долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.
В этой связи, им необходимы прикладные навыки в управлении личными денежными средствами. Следует также отметить, что современное молодое поколение является активным потребителем и все больше становится объектом внимания розничных торговых сетей, сервисных компаний, производителей банковских услуг, реализующих, в том числе и совместные проекты. Недостаток понимания и практических навыков в сфере сбережения, кредитования, оплаты услуг может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые возможно придется расплачиваться в течение многих лет.
Поэтому в СПО в тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности студентов.
А это значит, что обучающиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания и финансовой грамотности обучающихся. В процессе ее осуществления обучающиеся усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производственных отношений, о действующем хозяйственном механизме.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки, финансовой грамотности и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.
Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности в ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общеобразовательный цикл обеспечивает усвоение обучающимися основных понятий экономики.
Учащиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.
На уроках математики обучающиеся решают задачи экономического содержания.
Уроки физики, биологии, химии демонстрируют им использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.
Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение обучающимися информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.
Особую роль, в экономическом воспитании обучающихся принадлежит учителям профессиональных дисциплин. Практически это единственные специалисты техникума, получившие подготовку в области конкретной экономики и финансах.
Благодаря этому они должны быть своеобразными консультантами по осуществлению экономической и финансовой подготовки обучающихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в техникуме.
То есть активно включать обучающихся в экономическую и финансовую деятельность. В определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).
Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.
Особое значение в экономическом воспитании и финансовой грамотности обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития общества.
Система среднего профессионального образования за последние годы значительно окрепла. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.
В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.
В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.
Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании обучающихся.
Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы, и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.
В процессе изучения факультативных курсов учащиеся ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.
Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.
Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».
Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.
Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.
Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.
Внеклассная работа по экономическому воспитанию обучающихся.
Сюда относится работа кружков экономических знаний:
организация бесед, диспутов, собраний;
лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям;
проведения викторин, семинаров;
выставок;
конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам.
В системе экономического воспитания учащихся ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями предприятий отрасли.
Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела
Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся в различных формах самоуправления.
Участие в управлении расширяет кругозор ребят, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.
Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждом учебном заведении атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.
Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий профессиональной школы, семьи.
Очевиден тот факт, что если воспитание в учебном заведении не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.