ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Глазкова Елена Юрьевна
воспитатель
МБДОУ МО «Центр-детский сад №173»

Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР, представляет собой состояние, которое может возникнуть после пережитого человеком травматического события. Это состояние может быть спровоцировано различными факторами, такими как физическое или психологическое насилие, унижение или угроза жизни.
Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, хорошо знают, что детская психика обладает значительным жизненным ресурсом. Поэтому, когда родитель обращается с запросом «у моего ребёнка психотравма», в подавляющем большинстве случаев это состояние психики не находит своего подтверждения.
Ребёнок может быть чем-то встревожен, напуган, находиться в конфликте с кем-то, но он не отказывается от всех радостей жизни, которые присущи его возрасту. Например, после просмотра страшного мультфильма мальчик 4-х лет стал бояться засыпать в темноте, но он по-прежнему активен днём, с увлечением играет, хорошо ест, охотно общается с окружающими. Это испуг, но не психологическая травма.
Основные признаки психологической травмы в этом возрасте могут быть следующими:
1. Повышенная раздражительность, избегающее или агрессивное поведение. То есть родители отмечают, что «раньше он так себя не вёл», «он никогда так не реагировал на мои слова», «он стал каким-то другим».
2. Проблемы со сном, ночные кошмары и бессонница. Причём эта проблема устойчивого характера. То есть несколько ночей к ряду ребёнок не засыпает в обычное время, капризничает, жалуется на страшные сны, утром просыпается вялым, разбитым, со сниженным настроением.
3. Страхи и фобии, навязчивые мысли и поведение, которые прослеживаются в разных видах деятельности. Так ребёнок, на глазах у которого полицейские арестовали отца: постоянно проигрывает сюжеты по «плохих полицейских», с криками убегает и прячется, если завидел, даже издалека, полицейскую машину не может равнодушно реагировать на появление полицейских на экране: корчит рожицы, показывает угрожающие жесты, после этого не может успокоиться какое-то время. То есть он всегда реагирует на триггер его психотравмы.
4. Отстранённость, уход в себя, необщительность или излишняя привязанность к кому-то. Если ребёнок раньше охотно делился своими мыслями, был открыт для общения, то под воздействием психотравмы его поведение может стать избегающим. При этом ребёнка не удаётся вовлечь в привычную деятельность даже при помощи игр, любимых игрушек.
Весь его внутренний ресурс направлен на преодоление случившегося, внимание сфокусировано на внутренней боли, поэтому внешний мир отходит на второй план.
5.Проблемы с пищей и аппетитом. Подавленное состояние всегда сказывается на пищеварительной системе, поскольку стресс влияет на гормональный фон. Стойкое снижение аппетита — верный спутник психотравмы.
6.Проблемы с обучением и взаимоотношениями с окружающими. У детей, переживших психотравму, часто отмечается регрессивное поведение. Могут теряться уже приобретённые навыки.
Например, ребёнок, самостоятельно ходивший в туалет, начинает справлять нужду в штанишки или в угол, игнорируя унитаз. Или тот, кто ел самостоятельно, теперь цедит жидкую пищу с ложки.
У таких детей отмечается снижение когнитивных функций, теряется познавательный интерес к миру, снижается самооценка, произвольность внимания и памяти.
Психотерапевты и психологи могут использовать различные техники и методики, такие как игровая терапия, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, чтобы помочь ребёнку преодолеть психотравму.
Родители также играют важную роль в поддержке и восстановлении душевного здоровья ребёнка. Они могут обсуждать с ребёнком его чувства и опасения, создавать безопасную и поддерживающую атмосферу в семье, проговаривать, что всё уже закончилось, ребёнок прекрасно справился и жизнь продолжается дальше.
В случае возникновения конфликтов и недопонимания в семье, которые могут нарушить атмосферу согласия и спокойствия в доме, родители должны осознавать, что такие ситуации не должны ставить под угрозу любовь и близость между поколениями.
Когда взрослый человек обижается на поведение ребёнка, он сам начинает вести себя как ребёнок, и в такой ситуации дети не чувствуют себя в безопасности.
Работа над психотравмой у ребёнка требует терпения, знаний и профессионального подхода. При правильной поддержке и помощи ребёнок может преодолеть свои травмы и развиться в здоровую и счастливую личность.
Сейчас много книжных и киносюжетов, когда герой под воздействием детской психотравмы творит что-то эдакое, необычное, интересное читателю или зрителю.
Но в реальной жизни гораздо больше случаев, когда дети, пережившие что-то ужасное, становились полноценными взрослыми людьми, нормально проживающими свою жизнь.
Детская психика травмируется после трагических событий, которые и взрослым-то пережить трудно: потеря любимых, близких людей или разрыв отношений с ними (смерть, эмоциональный развод);
пережитое насилие, сопровождаемое запугиванием, причинением телесного вреда (в том числе сексуального характера), сюда же можно нанести теракты, нападения, разрушение привычной среды, если при этом ребёнок видит, что окружающие взрослые реагируют на это страхом, паникой.
Однако всегда следует помнить, что человек рождён для жизни, психика ребёнка гибкая, и при участливой поддержке ребёнок восстанавливается быстрее.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.