Николаевич Юлия Михайловна
воспитатель
МБДОУ ДС № 11 «Тополек» с. Дефановка
Один из возможных проектов по этнокультурному воспитанию дошкольников — «Этнокультурное воспитание дошкольников путём приобщения к народным обычаям, традициям и культуре».
Цель проекта: создание условий для воспитания патриотических чувств посредством приобщения детей дошкольного возраста к традициям и обычаям своего народа.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о традициях и обычаях своего народа;
- закрепить знания о родном крае, истории прошлого своей родины;
- приобщить дошкольников к народным праздникам;
- формировать представления об устном народном творчестве;
- учить соблюдать традиции своей семьи, детского сада, своего народа;
- воспитывать уважение к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.
План проведения проекта:
- Подготовительный этап. Подбор литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей. Заинтересованность детей и родителей темой проекта, ориентация их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
- Основной этап. Творческая встреча, конкурсы, викторина, развлечение, сюжетно-ролевые игры, ситуации, беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций, подлинных изделий народного искусства, просмотр видеоматериалов, экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, чтение художественной литературы, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры.
- Заключительный этап. Фестиваль национальных культур «Открытый мир», презентация проекта.
В рамках проекта могут использоваться такие формы работы, как выставки рисунков и поделок, развлечения, фольклорные праздники, посиделки, использование народных игр, в том числе хороводов, организация тематических вечеров и другие.
Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятия «компетенция», «компетентность», переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь очень уместно использование метода проектов, который оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Метод проектов позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Этнокультурный проект современного дошкольного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. Успешность реализации этнокультурного проекта зависит от создания развивающей этнокультурной среды, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она должна характеризоваться гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создать возможность для активизации познавательной деятельности детей.
Таблица 1. Перспективный план проектной деятельности
Тема |
Цель |
Дата проведения |
|
Расширить представления детей о внутреннем обустройстве жилья, назначении и местоположении основных предметов быта. |
Октябрь |
|
Уточнить и расширить представления детей о предметах быта, изготовленных из различных природных материалов, их назначении. |
Ноябрь |
|
Конкретизировать представления детей об основных элементах традиционной одежды коми народа. |
Февраль |
|
Дать представление детям об основных народных промыслах по принципу территориальности. |
Апрель |