ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Дегтярева Татьяна Николаевна воспитатель ресурсной группы,
Ищенко Виктория Вадимовна тьютор,
Степанова Екатерина Юрьевна тьютор.

МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области»
п. Ровеньки

2025 г.

Мастер – класс. Речевое развитие у детей с РАС в условиях модели «ресурсная группа».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию коммуникативных игр в работе с детьми РАС.
Задачи:
• Обучение педагогов использованию коммуникативных игр, направленных на речевое развитие детей с РАС.
• Формирование сотрудничества и партнёрства, чувства коллективизма в процессе подгруппового взаимодействия педагогов.
• Повысить уровень педагогического мастерства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Материалы и оборудование: ноутбук, силуэты детского лица – 20, мольберт, зонтик, ручки.
Ход мастер-класса.
Введение в тему. Игра «Отвечай, сосед справа»
Уважаемые коллеги, давайте поиграем! Каждому из вас я буду задавать вопросы. Но отвечать мне будет не тот, на кого я смотрю, а его сосед справа.
Примеры вопросов:
 Назовите любимый фильм.
 Какая погода за окном?
 Расскажите, сколько детей в вашей семье?
 Назовите свой возраст.
 В каком месяце у Вас День Рождения?
 Какое сейчас время года?
Суждение:
– Какие чувства вы испытали во время игры?
– Важен ли для вас контакт глаз с партнёром во время общения?
Контакт глазами — неотъемлемая часть невербальной коммуникации. Мы используем его подсознательно во время социального взаимодействия. Людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) этот навык даётся с трудом. Сниженная потребность в общении приводит к нарушениям социального взаимодействия.
Обсудим особенности развития речи и коммуникации у детей с РАС в условиях ресурсной группы.
В нашем детском саду с сентября 2022 года действует ресурсная группа для детей с РАС. Посещают её 6 воспитанников в возрасте от 5 до 8 лет.
Специалисты группы оказывают помощь не только детям, но и родителям. Проводят тренинги и консультации, повышают родительские компетенции во время личных бесед, родительских собраний, мастер-классов.
Коррекционно-развивающую работу в группе осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог. С детьми проводятся занятия по развитию:
• высших психических функций;
• элементарных математических представлений;
• понятий об окружающем мире;
• речи и коррекции звукопроизношения;
• графо-моторных навыков;
а также конструированию, лепке, аппликации, рисованию.
Основная форма занятий — индивидуальная.
Дети с РАС часто замкнуты, могут испытывать трудности с развитием устной речи, письма и невербальным общением. Редко используют жесты и мимику, избегают зрительного контакта. Не понимают обращенную речь. Им свойственны нетипичные модели мышления и поведения.
Речь ребёнка с РАС может быть повторяющаяся или однотипная
Часто вербальные дети с РАС произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами, постоянно повторять слова, которые ранее слышал или ответить на вопрос той же фразой.
Другие дети используют стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.
Узкие интересы и исключительные способности
Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, но при этом не вступать в диалог. Другие могут иметь музыкальные таланты, достижения в спорте или уникальную способность запоминать, делать математические вычисления, писать стихи. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в различных предметных областях.
Неравномерное развитие языковых навыков
Речевые навыки у детей с особенностями развития формируются неравномерно. Например, они могут иметь большой словарный запас только в ограниченной области интересов.
Педагоги отмечают, что воспитанники с РАС в точности запоминают услышанную информацию, но память многих не сохранна. Некоторые выразительно читают, но не понимают смысла прочитанного.
Иногда, родители ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом. Опасения вызывает отрешённость ребёнка, отсутствие реакции на его собственное имя, и речь других людей.
Отсутствие навыков вербальной и невербальной коммуникации, неспособность выразить свои желания, чувства и потребности приводит к нежелательному поведению, вокализациям, вспышкам агрессии и самоагресии.
Занятия по развитию речи строятся по принципу чередования различных заданий и игр. При этом обязательно учитывается эмоциональное состояние каждого ребёнка, а также его индивидуальные особенности и потребности.
В ходе занятий отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Каждое правильно выполненное задание поощряется теми стимулами, которые являются для ребёнка мотивационными.
Формирование любого компонента речи требует определенного уровня развития мыслительной деятельности детей, поэтому важно сформировать психологическую базу речи, предпосылки к ней.
У детей с РАС наблюдаются такие особенности речи:
• отсутствие лепета;
• задержка речевого развития;
• монотонное или нетипичное звучание речи;
• особенности громкости голоса;
• отсутствие вокальной речи;
• эхолалия.
Я представлю несколько эффективных стратегий для коррекции особенностей речи:
1. Игра и социальное взаимодействие: игра с массажными шариками и пружинками Су-джок направлена на формирование речи.
Большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Предлагайте родителям играть со своим малышом, встречаться чаще лицом к лицу и проговаривать каждое действие, надевая и снимая пружинки, перекатывая массажные шарики.
2. Внимание.
Помогите ребенку сконцентрироваться на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрироваться на объекте или действии, они будут готовы к развитию речевого навыка.
3. Проговаривание действий: игра «Тук-тук-тук».
Не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.
4. Имитация: речевое упражнение с элементами драматизации.
Прежде, чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, или стучаться в барабан.
5. Алгоритм действий: выполнение задач с опорой на визуальное расписание.
Дети с особенностями обработки сенсорной информации лучше реагируют, когда знают, чего ожидать. Поэтому наличие рутины или алгоритма поможет им расслабиться перед дальнейшей отработкой академических навыков.
Рефлексия.
Про детей с РАС говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. Они так устроены. Для некоторых свет очень яркий, для других звук невыносимо громкий, либо прикосновение слишком интенсивное, поэтому их еще называют дети дождя.
В завершение мастер-класса давайте вспомним, о чем сегодня шла речь:
1. Рассмотрели дефициты речевого развития у детей с РАС.
2. Обсудили особенности проведения занятия по развитию речи.
3. Познакомились с эффективными методами работы с патологиями речи.
У вас на столах лежат силуэты детского лица. Предлагаю вам выразить свое мнение о проведенном мастер-классе и прикрепить под зонтиком.
Подводя итог, хочется отметить, что наша задача — повышать свои компетенции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Применение гуманистического подхода в обучении детей с РАС, формирование речи через коммуникативные игры и визуализированные материалы поможет повысить эффективность работы команды специалистов. Сформированные навыки важно генерализовать и в быту. Для выполнения этой задачи важна поддержка родителей.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.