Пивоварова Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья» может включать следующие элементы:
- Вводная часть. Беседа о том, как началось утро, какие слова дети услышали от мамы и папы.
- Основная часть. Познакомление со стихотворением «Родня» и беседа по нему. Затем — игра «Радость и печаль», в которой ребята оценивают плохие и хорошие поступки.
- Загадки. Они помогают закрепить понятие, кто кому в семье приходится.
- Рассказ детей о своей семье. Дети по очереди подходят к домику, выбирают фотографии своей семьи и рассказывают, кто на них изображён.
- Игра «Букет красивых слов». Она помогает активизировать словарь по теме «Семья».
- Физминутка «Семья». Позволяет сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим.
- Закрепление знаний о профессиях родителей. Нужно закрепить знания о тех профессиональных действиях, которые родители выполняют на работе.
- Итоговая часть. Дети рассказывают стихотворения о семье.
Также в рамках занятия можно провести дидактическую игру «Корзина добрых дел». Дети встают в круг, передают корзинку друг другу и называют добрые поступки, которыми можно порадовать своих близких. 2
Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1. Образовательные: закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
2. Развивающие: развивать диалогическую речь.
3. Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям.
Тип занятия: обобщающее занятие.
Форма занятия: словесная: беседа.
Продолжительность: 20 мин.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.
Оборудование и материалы: картинки с изображением тучки и солнышка на каждого ребенка; мяч;
Предварительная подготовка: закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей, наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, игры, пальчиковая гимнастика.
Структура занятия:
Этапы занятия |
Содержание |
Время |
Организационный момент |
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости ! Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - А теперь присаживайтесь. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, сразу же скажите, какая сегодня тема нашего занятия. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» Что получится? (Семья). |
2 мин |
Основная часть |
-Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы: - Что есть у всех людей, но у каждого человека своё? Дети: Имя. - Чем отличаются люди из разных семей? Дети: Фамилией. - Ребята, кто сможет представиться? Дети: Меня зовут, моя фамилия…. - Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? Дети: Семья. - Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей.) - Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно. 1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша. (мама) 2. Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой. Строит, трудится наш. (папа) 3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша. (бабушка) 4. Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой. (братишка) 5. Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка —Моя старшая. (сестренка) 6. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый. (дед) Пальчиковая гимнастика "Моя семья". Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. Д/и «Радость и печаль» - Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко. - Нарисовали красивую картину; - Подрались с другом; - Съели манную кашу; - Убрали игрушки на место; - Порвали книгу; - На прогулке замарали куртку; - Разбили чашку; - Уступили место в автобусе бабушке; - Помогли маме с уборкой; - Отыскали потерянные бабушкой очки; - Разбили чашку; - Помогли маме с уборкой…
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Моя семья» (дети передают друг другу мяч, подбирая слова, которые характеризуют семью) (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая, большая веселая, заботливая, добрая) Д/И «Обязанности членов семьи». - У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности. - Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама? - А что в семье делает папа? Д/И «Если я…» Если я тебе мама, то ты мне? Если я тебе дедушка, то ты мне….? Если я тебе тетя, то ты мне…. ? Если я тебе дочка, то ты мне….? Если я тебе сестра, то ты мне? Если я тебе дядя, то ты мне….? Если я тебе племянница, то ты мне? Если я тебе внучка, то ты мне…. ? Если я тебе крестная, то ты мне….? Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. Свой дом - самое лучшее место. Кто живет ладно, у того все складно. Вся семья вместе, так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В хорошей семье, хорошие дети растут. Родители трудолюбивы – дети не ленивы! Своей семьи и создается общая картина.
|
13 мин |
Итог занятия |
- Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга и дружно живут вместе. - Послушайте стихотворение: Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно, Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья!
|
5 мин |