Марковчин Анатолий Анатольевич
Преподаватель
ОБПОУ "Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова"
Россия, Курская область г. Курск
Содержание
Введение ………………………………………………………….2
I. Первоначальное знакомство с произведением…………………3
II. Теоретический анализ партитуры……………………………….4
III. Методы работа над партитурой………………………………......9
1. Метод мануального освоение партитуры……………………11
2. Метод раздельного дирижирования..………………………..12
3. Метод сопоставления……..…………………………………..13
IV. Дирижёрское видение партитуры…………………………….15
V. Завершающий этап работы над партитурой…………………….17
VI. Список литературы.........................................................................19
Введение
Основная цель деятельности дирижера заключается в том, чтобы донести основную идею произведения до слушателей, раскрыть идейное содержание музыки, верно выразить мысль автора. И каждый исполнитель должен осознать суть произведения, а затем найти средства для наиболее убедительного ее выражения.
Основная задача дирижера определяет и сущность его работы над партитурой. Поверхностное знакомство с произведением приводит к тому, что в восприятии дирижера и в его исполнении преобладает непосредственно только переживания, эмоции. Сама же мысль будет отсутствовать или будет выражена неправильно. Г.Нейгауз говорил: «Тот, кто только переживает, всегда останется только любителем». Одно лишь дирижерское исполнение не будет иметь художественного значения, оно не сможет до конца раскрыть идею, содержание произведения. Глубокое проникновение в характер образов произведения, осознание общей драматургии помогают исполнителю понять намерения автора, постичь содержание музыки и найти нужные средства для его воплощения. Поэтому работа над партитурой — одна из важнейших сторон деятельности дирижера. Она требует напряженного труда, сосредоточенности и внимания. Круг вопросов, в которые должен вникать, изучая произведения, дирижер, весьма широк. Обычно работа над партитурой складывается из нескольких этапов и каждому нужно отдать должное.
I. Первоначальное знакомство в произведением
Для детального изучения произведения сначала нужно изучить эпоху, в которой жил и творил композитор, ознакомиться с искусством того времени. Все это помогает дирижеру глубже проникнуть и понять намерения композитора при создании того или иного произведения. На основе изученного работа дирижера над партитурой будет протекать более осознанно и плодотворно.
Знакомство с музыкой произведения начинается с проигрывания партитуры на фортепиано или проигрывание самой партитуры по голосам. Это создает общее представление о произведении, о его структуре, драматургии и т.д. Заодно с этим возникают представления об интерпретации, намечаются некоторые планы исполнительства. Как говорил А.М. Пазовский: «... от впечатлений, рожденных первым знакомством с партитурой, зависит многое».
Миссия дирижера как исполнителя и интерпретатора произведения ставит перед ним труднейшую задачу: правильно понять замысел и намерения автора, верно разгадать его мысль. Строгое следование авторскому замыслу не говорит о том, что у дирижера отсутствует творческая индивидуальность, что он лишен способности идти путем собственных поисков. Верность авторской идее никогда не поведет к ограничению творческой фантазии дирижера, никогда не лишит его права на художественное воспроизведение.
Первоначальное знакомство с произведением — важный этап в работе над партитурой. Оно не только дает первое впечатление о сочинении в целом, о его создании, стиле, содержании, авторских указаниях, но и формирует определенное отношении к нему, помогает установить дальнейший план работы.
II. Теоретический анализ партитуры
Следующий этап работы — доскональное изучение всех деталей партитуры и уточнение задач дирижером. Работа над партитурой должна вскрыть особенности драматургического развития произведения.
При изучении сочинения нужно выяснить состав оркестра, затем перейти к анализу выразительных средств: формы, гармонии, темпов, метроритма, динамики и т.д. Таким образом, в процессе взаимодействия всех средств выразительности рождается художественный образ произведения.
Необходимый творческий процесс — анализ произведения. Он дает представление о содержании произведения. Работая над деталями партитуры (голосоведение, фразировка, оркестровая фактура и т.д.) не следует забывать об общей концепции произведения и его драматургическом развитии.
При первом прослушивании произведения дирижер стремится определить его строение. Это помогает понять композицию осмысленно, понять в общих чертах. Анализируя форму произведения, дирижер должен выяснить, из каких частей оно складывается и каковы особенности каждой. Структура произведения находится в тесной связи с драматургией, с содержанием музыки. Поэтому анализ структуры раскрывает дирижеру неповторимое своеобразие, которое присуще данному произведению. Внимательно изучая структуру произведения, дирижер видит в ней индивидуальные выражения замысла автора, разделяет формы на отдельные построения, глубже проникает в содержание. Отсюда большое значение приобретает умение находить в каждой части формы — кульминацию, к которой тяготеет все развитие. Хорошо разобравшись в структуре произведения, дирижер осознает соотношение частей и их последовательность, чувствует направленность всей формы в целом.
Анализ мелодической линии непосредственно касается вопроса содержания произведения и помогает дирижеру глубже понять его суть. Выразительность мелодии тесно связана с другими средствами, ее невозможно рассматривать вне ритма, гармонии, динамики и т.д. Увеличение напряженности звучания связано с восходящим движением мелодии, ритмическим оживлением, усилением неустойчивости гармонии и динамики. При спаде напряженности наблюдается обратное явление: нисходящее движение мелодии, более спокойный ритм, снижение динамики. Изучая характер развития мелодии, ее движения, дирижер должен учитывать связь с развитием образа.
Анализируя партитуру нужно следить за развитием музыкальной мысли не только по горизонтали, но и по вертикали. Вникая в мелодическую и полифоническую линии, выявляется гармоническая основа произведения. Анализ гармонии произведения ставит перед дирижером разнообразные задачи. Часто нужно подчеркнуть именно функциональную сторону гармонии, особенно когда мелодическая линия отодвигается на второй план. В анализе гармонии очень важно понимание ее как элемента формы.
Динамические оттенки — одно из выразительных средств, помогающих раскрыть художественное содержание произведения. Задача дирижера обратить внимание на нюансы, необходимые для полного и яркого выражения содержания. Композитор обычно в партитуре указывает только самые общие, основные нюансы. Разработка динамической линии во всех ее подробностях, оттенках, переходах, сопоставлениях — является материалом для творчества дирижера. В этом проявляется его вкус, художественная индивидуальность, понимание стиля, содержание музыки, основанное на глубоком анализе произведения. Дирижер более детально прорабатывает план использования различных оттенков динамики, выясняет расположение кульминации. Некоторые композиторы (Малер, Равель, Глазунов, Дебюсси) в партитурах конкретно указывают динамику по вертикали. Дирижер должен сам найти нюансы, необходимые для того, чтобы оттенить мелодию, полифонические подголоски или гармонию.
На основе глубокого изучения партитуры у дирижера постепенно вырабатывается представление о темпе, который будет соответствовать характеру произведения, способствовать раскрытию его драматургии. Зачастую в партитуре установлен темп с указаниями метронома, но под метроном дирижировать нельзя — это лишает дирижера инициативы, самостоятельности, живого ритма, снижает волевое начало в исполнении. Если метроном не указан, дирижеру должен помогать собственный инстинкт или верное знание чувства стиля. Разумеется, свобода в толковании темпа не должна граничить с произволом. Следует остерегаться слишком замедленных и чрезмерно быстрых темпов. Таким образом, верное понимание темпа рождается одновременно со всей концепцией исполнения, с постижением идейно-эмоциональной сущности произведения, пониманием его стиля, а также индивидуальной творческой фантазией и темпераментом дирижера.
Одним из важнейших элементов в музыке является ритм. Вне ритма музыка немыслима. В музыкальном произведении ритм проходит в теснейшей связи с мелодической линией и другими средствами выразительности. Часто определенный ритм во взаимодействии с метром бывает характерным признаком какого-нибудь жанра, придает яркую национальную окраску музыке. Порой ритм характеризует состояние образа. Осознание дирижером ритмической основы произведения вытекает из ощущения целого и верного понимания соотношения всех его частей. Ритм должен быть строгим, логичным, организованным и вместе с тем свободным.
Любое изменение темпа имеет определенное эмоциональное и смысловое значение и всегда соответствует художественному образу. При постепенном изменении темпа — важна именно плавность от одного темпа к другому. Если же смена темпа, по указанию автора, происходит без предварительной подготовки, нужно следить за тем, чтобы более медленному темпу не предшествовало замедление, а более быстрому — ускорение. В практике часто приходится прибегать к различным темповым отклонениям, не указанным в партитуре. Это обусловливается художественными намерениями дирижера и вызвано необходимостью более яркого раскрытия содержания музыки в исполнении. Художественное чутье дирижера проявляется также при выполнении различных «остановок» внутри произведения. Нужно отдать должное ферматам, паузам, различного рода цезурам. Любые изменения в темпе неразрывно связаны с общим эмоциональным содержанием произведения и являются выражением определенных намерений композитора. Дирижер должен уметь допускать различные отклонения от определенной, строгой темповой и ритмической основы, правильно трактовать ферматы, цезуры, паузы. Эта работа решается дирижером в результате упорных творческих поисков и серьезной вдумчивой работы над партитурой.
Работа над партитурой включает в себя и анализ фактуры произведения. Фактуру нельзя рассматривать отдельно от других элементов: ритма, метра, гармонии и т.д. Тот или иной тип фактуры часто бывает признаком определенного жанра в музыке, а наличие жанровых признаков в музыке может натолкнуть дирижера на более яркое исполнительское толкование произведения.
Существенное значение имеет вопрос установления штрихов. Применение неправильного штриха часто совершенно изменяет характер фразы, искажает ее содержание и динамику. В вопросе выбора штрихов дирижеру представлена сравнительно большая свобода, так как указания автора часто весьма условны. Выбор штрихов, их выполнение всецело зависят от стиля произведения, характера фразы, темпа, нюансов и т.д.
Теоретический анализ партитуры требует от дирижера вдумчивости, кропотливости, своего рода педантичности. Он подводит дирижера к работе над деталями произведения и рассматривает каждую из них не отдельно, а воспринимает ее в едином процессе развития, как часть целого. В том, как дирижер находит место детали в целом, разгадывает ее смысл, сказывается индивидуальность, неповторимость его интерпретации.
III. Методы работы над партитурой.
Работа с оркестром — основной и ответственный этап в исполнительстве дирижера, от которого зависит успех концертного выступления. Подготовка к репетиции обязывает дирижера более глубокому изучению партитуры данного произведения.
В процессе работы над партитурой дирижеру необходимо не только изучать и анализировать нотный текст, но и обдумывать формы и методы предстоящей репетиционной работы, обдумывать штрихи, заранее намечать способы репетирования отдельных мест произведения и т.д. Дирижер должен осваивать партитуру и в мануальном плане, искать жестовые формы выражения музыкальных образов, находить приемы для руководства технически сложными местами произведения.
Многообразие форм и методов подготовительных занятий есть следствие различного отношения к дирижерскому исполнительству, различного понимания ее сущности. Одни дирижеры, увлекаясь исполнением, дирижируют горячо и темпераментно, другие же изгоняют из своего дирижирования всякие эмоции. Они видят задачи дирижера лишь в том, чтобы слушать исполнение и оперативно руководить им. Некоторые дирижеры только показывают все исполнительские обозначения, поставленные в партитуре: динамику, фразировку и т.д. Другие передают в жестах смысл этих знаков, их значение в выявлении выразительного характера музыкальной фразы, в воплощении ее образного содержания. Постепенно у дирижера складывается представление о звучании произведения в целом и отдельных мест с определенной фразировкой, динамикой, артикуляцией и т.д.
Во время подготовительных занятий действия дирижера должны быть направлены на всестороннее развитие исполнительских и специфических дирижерских навыков, на развитие выразительных средств управления исполнением, дирижер должен не столько упрощать, сколько напротив, усложнять задачи. Чем настойчивее дирижер будет искать мануальные средства для передачи всех выразительных элементов музыкальной фразы, тем глубже он будет вникать в ее содержание. Лишь при подобном отношении к музыкальному материалу дирижер сможет сделать исполнение осмысленным, живым и непосредственным. Дирижер должен уметь показывать при помощи жестов любые детали исполнения, чтобы воздействовать на исполнителя. Он должен стремиться к максимальной выразительности жеста, не ограничивая себя условностями, мешающими передаче его исполнительских намерений.
В отличие от исполнителя, подготовительная работа дирижера протекает совершенно по-иному. Исполнитель ставит и выполняет свои задачи, дирижеру приходится работать более многогранно. Работа дирижера над партитурой должна вбирать в себя и мануальное освоение, и освоение при помощи внутреннего слуха, т.е. практическую и теоретическую формы работы. Подготовительная работа представляет сложность для дирижера в том, что протекает без исполнителя.
Методы работы над партитурой:
1. метод мануального освоения партитуры;
2. метод раздельного дирижирования;
3. метод сопоставления;
4. метод упрощения исполнительских задач (при необходимости).
1. Метод мануального освоения партитуры.
Мануальное освоение партитуры произведения невозможно без постижения его содержания и глубины, без понимания всех особенностей развития образно-эмоционального строя, без способностей видеть и ощущать партитуру «по-дирижерски». Дирижеру априори приходится пользоваться мануальными средствами управления исполнением. Если партитура произведения выучивается дирижером без мануального ее освоения, то одно из важнейших звеньев развитие выразительных средств дирижерской техники выпадает почти полностью. Дирижеру необходимо осуществить поиск дирижерских средств для передачи в жестах:
1. музыкальной формы произведения;
2. динамики развития формы;
3. фразировки;
4. образности музыкального движения;
5. образно-эмоционального характера музыки;
6. звукового колорита.
Условия для мануального освоения партитуры дают именно предрепетиционные занятия. Отсутствие исполнителей не должно быть препятствием на пути к овладению дирижерской техникой. Работа в «домашних» условиях помогает дирижеру развивать следующие качества: внимание, наблюдательность, самоконтроль, целенаправленность действий.
2. Метод раздельного дирижирования.
Освоение партитуры по голосам и фактурным слоям диктуется самой спецификой дирижерского искусства. При руководстве коллективом дирижер должен уметь слушать все голоса оркестра. Этот навык приобретается в процессе работы над партитурой во время подготовительных занятий. Метод раздельного освоения партитуры заставляет дирижера слышать все голоса партитуры и находить дирижерские средства для одновременного руководства ими. Выявляя голоса, дающие дирижеру ритмическую опору, метод помогает преодолеть противоречия между тактированием и выразительным дирижированием. Данный метод очень полезен для мануальной работы рук, облегчает возможность преодолеть противоречия между выразительной и ритмической точностью руководства исполнением. Также метод раздельного дирижирования является средством развития дирижерских навыков и способностей, необходимых для исполнительского и мануального освоения партитуры. Этим методом дирижер может пользоваться и в дальнейшей своей работе.
Метод раздельного дирижирования развивает необходимые навыки:
а) внимание и наблюдательность;
б) способность к аналитическому мышлению;
в) умение слышать во время исполнения все голоса партитуры;
г) способность контролировать течение
исполнения.
2. В работе над исполнением произведения метод раздельного дирижирования способствует детальному анализу партитуры, помогает понять:
а) функцию каждого голоса партитуры;
б) функциональную связь между голосами;
в) роль ритмического сопровождения.
3. При мануальном освоении партитуры метод раздельного дирижирования позволяет:
а) находить голоса, дающие опору для руководства;
б) переносить управление с одного голоса
на другие;
в) применять обобщающие жесты для всех
голосов.
4. Метод раздельного дирижирования используется как средство самоконтроля с целью:
а) проверки точности жеста;
б) выявления ошибок в технике
дирижирования;
в) выявления недочетов в исполнении.
3. Метод сопоставления
Сравнивая два разных предмета, два явления того же класса, хочется изучить их свойства путем сопоставления. Сравнивая, можно установить признаки различия и сходства. В результате наши понятия становятся более полными и глубокими.
Метод сопоставления встречается и в работе над партитурой, и в исполнительской практике. Он развивает наблюдательность, внимание, умение анализировать. Во время работы с партитурой дирижер сравнивает видимое исполнение одного и того же места произведения, оценивает произошедшие в нем изменения. Также ставит новые задачи и реализует их.
При изучении партитуры в исполнительском плане, дирижер проигрывает произведения по отдельным голосам, сравнивая, отбирая лучшие варианты исполнения. Возможно исполнительское освоение партитуры при помощи внутреннего слуха. Дирижер ищет подходящие жесты, сравнивая их. Метод сопоставления развивает аналитические способности дирижера, помогает различать особенности исполнения. При этом следует обращать внимание на интонацию, динамику, ритмику, агогику и т.д.
Дирижеру нужно уметь сравнивать разные способы выполнения какого-либо приема мануальной техники. Также важно уметь сравнивать определенные характеристики дирижерского жеста.
IV. «Дирижерское видение» партитуры
Под этим понятием подразумевается способность видеть динамику развития музыкальной ткани произведения, образность музыкального движения. Это своего рода метод постижения формы и содержания произведения в дирижерском исполнительском плане. Дирижер не ограничивается элементарными понятиями о партитуре. Он анализирует форму, структуру произведения и развитие действия.
Большую роль играет анализ соотношения отдельных тактов и целых построений. Дирижер определяет не только темп и силу звука, но и образный характер исполнения произведения. Своими жестами он создает характер движения — легко, тяжело, взлет, спад и т.д.
Главное в образности музыкального движения дирижера — его образно-эмоциональное содержание, что отражает динамику развития формы произведения. Дирижер обязан видеть музыку партитуры в перспективе, от этого будет шире взгляд на форму произведения. Музыкальная мысль должна быть передана дирижером как единое построение, охватывающее отдельные фразы. Не нужно забывать, что основа дирижерской техники — тактирование. Необходима точность самих схем тактирования для соотношения метрических долей такта.
Обычное тактирование да и только, не помогает исполнителям понять выразительность, характер музыки. С усложнением музыкального языка и содержания произведений, с усложнением исполнительских задач схематизм тактирования становится помехой для выражения дирижером своих художественных намерений и музыкальных представлений. Необходимо пытаться преодолеть стандартность тактирования, переходя на более выразительные жесты, подсказанные образностью музыкального материала.
Дирижирование может раскрыть свои возможности, если дирижер имеет что «сказать» оркестру с помощью жестов. Только яркие музыкальные представления при наличии развитых двигательных ощущений, могут найти свое выразительное проявление в соответствующих жестах дирижера.
Музыкальные представления складываются в результате внимательного и глубокого изучения партитуры. Необходимо дирижерское понимание и ощущение динамики развития произведения, его образно-эмоционального строя, в результате чего дирижер сможет найти выразительные жесты, способные оказывать воздействие на исполнителей.
V. Завершающий этап работы над партитурой
На основании всестороннего изучения и теоретического анализа партитуры у дирижера складывается представление о плане исполнения произведения.
Последний этап работы над партитурой наступает тогда, когда дирижер, изучив все детали, соединяет произведение в единое художественное целое. По мере углубление в содержание произведения, в характер его образов первоначально намеченный план исполнения уточняется, иногда даже изменяется.
Новые черты художественного образа, новые идеи указывают на новое воплощение в звучании произведения в целом. Когда дирижер работает над музыкальным произведением, в его воображении неизбежно возникают различные ассоциации, связанные с разнообразными впечатлениями. Разнообразие ассоциаций обогащает представление дирижера о художественных образах произведения, помогает ему лучше почувствовать его содержание и передать свои намерения оркестру и слушателю. Кроме того, в раскрытии музыкального образа на много могут натолкнуть авторские указания, относящиеся к характеру исполнения.
После того, как партитура изучена и план ее исполнения сложился, стоит прослушать запись данного произведения в интерпретации различных дирижеров. Речь идет не о подражании, а о критическом отношении к произведению, что стимулируют собственную творческую инициативу и творческую фантазию. Если при работе с партитурой произведение полностью определилось в деталях, то прослушивание другого исполнения не влечет за собой навязывания чужого толкования.
Выполнение обширного круга задач, встающих перед дирижером, обогащает его представление о произведении, он совершенно иначе слышит и воспринимает музыку. Работа над партитурой помогает дирижеру глубже вникнуть в замысел автора, в закономерности произведения, вернее выявить его стиль, полнее раскрыть воспроизводимые образы, выразить характер их развития. Чем глубже и подробнее дирижер изучит партитуру, тем ярче и убедительнее будет концертное исполнение произведения.
VI. Список литературы
1. Иванов-Радкевич А. П. «О воспитании дирижера», М., «Музыка», 1973г.
2. Кан Э. «Элементы дирижирования», М., «Музыка», 1982г.
3. Кондрашин К. П. «О дирижерском искусстве», М., «Музыка», 1972г.
4. Канерштейн М. М. «Вопросы дирижирования», М., «Музыка»,1972г.
5. Малько Н. А. «Основы техники дирижирования», М., «Музыка»,1972г.
6. Мусин И. А. «Техника дирижирования», Ленинград, «Музыка», 1967г.
7. Светланов Е. «Техника дирижирования». - М.: 1989 г.
8. Сухорослов В.К. «Из истории народного инструментального
исполнительства в Центральной России». - Орёл. 2000 г.
9. Цыпин Г.М. «Вопросы дирижирования». - М.: 1980 г.