ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Лифантьева Надежда Вячеславовна

МБДОУ детский сад №3,воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида №3 города Крымска крымского района
Краснодарский край, Крымский район, город Крымск

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания.
Цель: возрождение традиций семейного чтения и повышение качества семейных взаимоотношений.
Основными задачами семейного читательского клуба являются:
- повышение педагогических знаний родителей в вопросах социального развития, социальной адаптации детей дошкольного возраста через активные формы взаимодействия;
- организация совместной деятельности родителей с детьми во взаимодействии ДОУ и библиотеки;
- знакомство родителей со способами приобщения детей дошкольного возраста к литературе в условиях семьи;
- привлечение участников клуба «Вместе с мамой» к ресурсным возможностям детской библиотеки в развитии интереса детей к литературе и навыков социального общения;
- ознакомление родителей воспитанников с новинками и жанрами детской литературы, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли художественной литературы в полноценном развитии ребенка.
Какие бывают традиции? Их много - совместное приготовление обеда в выходные, семейные праздники, семейные реликвии. Но я решила, что чтение по вечерам, а именно сказки на ночь - это время душевной близости, тактильного контакта с родителями. Время когда вы сидите рядом и никуда не торопитесь.
Чтение сказок - это в первую очередь традиция, которая обеспечивает преемственность накопленной за всю многовековую историю разных народов мудрости между поколениями в лёгкой для восприятия форме.
Или как говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
В начале 2023 – 2024 учебного года администрация детского сада, педагоги и психолог провели анкетирование среди родителей «Семейное чтение», с целью анализа читательской среды семьи. После обработки анкет нами были сделаны следующие выводы:
1. Большинство родителей (80%) регулярно читают книги детям.
2. После прочтения книги дети и родители вместе обсуждают прочитанное (63%).
3.Чаще всего родители являются инициаторами того, чтобы узнать, какое впечатление на ребенка произвело то, что они прочитали. Некоторые родители идут дальше обсуждения содержания, т.е. делают выводы о «морали» произведений, переносят выводы в реальную жизнь (54%).
4. У 80% опрошенных имеется домашняя библиотека.
Сегодня мы с вами поговорим о самой простой и самой доступной традиции, которая необходима современным детям.
Я провела опрос среди родителей наших воспитанников и выяснила, что большинство родителей придерживаются чтению перед сном. Ведь главная задача совместного чтения - это важная форма общения ребёнка и родителя. Роль семьи в формировании отношения ребёнка к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает.
В наше время на книжных полках магазинов много детской художественной литературы которая не соответствует возрастным особенностям. К сожалению мы забыли о том, что есть много разнообразных, интересных, поучительных, волшебных сказок. В нашем случае - это русская народная сказка.
И в моей практике появился клуб семейного чтения «Вместе с мамой». Это когда в группе детского сада проходят встречи воспитателя вместе с детьми и их родителями.
Родители воспитанников привлекаются к работе семейного клуба и как партнёры в совместной деятельности. Участвуют в литературных вечерах, викторинах, театральных постановках, вместе с детьми делают книжки - самоделки, подбирают книжки для семейного чтения.
Заседание семейного читательского клуба проводится 1 раз в месяц. В работе клуба принимают участие семьи воспитанников. Кроме мам и пап, заседания клуба посещают бабушки и дедушки детей, что способствует развитию внутрисемейных связей, возрождению традиций семейного чтения.
Заседания клуба проводятся интересно и разнообразно. Каждое заседание включает в себя игры – драматизации сказок, как взрослыми, так и детьми, что способствует развитию у дошкольников творчества и фантазии.
Далее, мы вместе с родителями решили сделать книжки – малышки. Мы взяли чистый лист бумаги, разрезали и склеили его таким образом, чтобы получилась книжка. Вырезали картинки из заранее приготовленных мною шаблонов. Потом вырезанные картинки дети самостоятельно вклеивали в книжки малышки.
При изготовлении книжек – малышек, мы выбрали 3 техники изготовления. Это склеивание страниц по подобию книжек, скрепление страниц с помощью атласной ленточки и в виде гармошки. А также родители проявили инициативу по созданию своей книжки.
Так в нашей группе появилась мини библиотека. Так же у детей есть возможность взять понравившуюся книжку себе домой. Для того чтобы книжки не терялись, мы изготовил стенд, где помечается с помощью значков, которые дети знают, кто какую книжечку взял домой.
Кроме того, нами был разработан и успешно реализован краткосрочный (в течение двух недель) проект «Сказочные герои наших лесов». Проект, кроме цели развития творческого потенциала дошкольников, ознакомления детей с устным народным творчеством и приобщения детей к традициям русской национальной культуры, имел экологическую направленность. Дети узнали о диких животных, которые являются героями русских народных сказок, их повадках, образе жизни и среде обитания. Дети познакомились со сказками «Теремок» и «Рукавичка», их героями. Проект был реализован в следующих формах работы:
- беседы «Дикие животные наших лесов», «Кто как к зиме готовятся?»;
- рисование «Дом для сказочного животного»;
- аппликация «Зайчишка – трусишка»;
- оформление альбома «Дикие животные»;
- подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит»;
- разучивание стихов о животных: «Волк», «Заяц», «Медведь»;
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто в домике живет?», «Кто спрятался?»
- чтение рассказов В.Бианки, Д.Мамина – Сибиряка, Н.Сладкова;
- разучивание потешек, чистоговорок, скороговорок;
- экскурсия в зоопарк;
- оформление фотовыставки «Животные нашего зоопарка»;
- прослушивание в аудиозаписи голосов животных в природе.
Даем советы родителям:
Дети 2 лет любят книги с крупными картинами, любят их рассматривать.(«Колобок», «Репка», Теремок»).
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому лучше рассказывать ему сказки своими словами и одновременно рассматривать картинки к книжке.
У детей 3 лет словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно читать стихотворения. Познакомить с произведениями местных авторов.
У детей 4 -5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи.Читая ребенку литературные произведения нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно приступать к заучиванию стихотворений.
Для детей 6-7 лет к народным сказкам добавляются и авторские сказки.
Благодаря плодотворной совместной работе педагогов и родителей малыши стали проявлять стойкий интерес к литературе, с удовольствием и вниманием слушают, когда педагог читает им, просят родителей почитать дома, самостоятельно берут книги в книжном уголке, рассматривают иллюстрации, «читают» своим игрушкам, организуют сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
Можно сказать, что работа клуба станет причиной повышения интереса детей и родителей к художественной литературе.
Считаю, что, партнёрские отношения между педагогом и членами семьи воспитанников крайне необходимы для образования и развития детей.
Ожидаемые результаты:
- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона);
- поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;
- поможет укрепить родительско-детские взаимоотношения в семье;
- возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;
- подготовка к самостоятельному чтению в школе: переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения.

Открыт прием работ на конкурсы для педагогов - психологов «В мире людей»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.