Мукминова Наталья Юрьевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район
А какое понятие можете дать этому слову вы? (ответы родителей) СЛАЙД
А вот как ответили ваши дети (Что такое семья? – видео)СЛАЙД
Значимость слова “семья” очень велика. Но бывает , что есть в семье он и она, есть дети, есть крыша над головой, одна фамилия, а потребности в общении при этом нет. И каждый стремится уйти из дома побыстрее, потому что где – то его больше понимают и принимают. Что это? Семья? Наверное нет . Что – то наподобие санатория, где можно поесть, постираться, отдохнуть, то есть обиталище внутренне чужих людей. Выходит, что семья – это прежде всего, внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть.
И сейчас я предлагаю открыть “простые истины”, на которых держится семья и создать модель счастливой семьи.
Если мы вспомним роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», то в самом начале встречается фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто возьмется ее оспаривать. Так какую же семью можно назвать счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи? Попробуем ответить на эти вопросы.
У меня вопрос к вам, родители. Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? СЛАЙД 3 (ответы родителей)
Послушайте, теперь, что думают ваши дети СЛАЙД (видео – счастливая семья)
Попробуем вместе создать модель счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы, которые записаны на доске: СЛАЙД
Наши дети — это наша старость… (А.С. Макаренко).
Семья без детей, что дерево без корней.
Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет.
На что и клад, когда у мужа с женой лад.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
(Затем происходит обмен мнениями между родителями).
- Я предлагаю заложить вам первый кирпичик счастливой семьи – любовь СЛАЙД
– Я уверена, что вы все любите своих детей. Мы знаем, что ребенка надо воспитывать в любви, только тогда из него вырастет уверенный, любящий человек. Существует много разновидностей любви. Но всегда ли родительская любовь во благо ребенку?
Разбор ситуаций (карточки на столах) Приложение 1.
- Следующий кирпичик – мудрость СЛАЙД
А.Сухомлинский писал: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей”.
Вы – главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности.
Я предлагаю вам ответить на вопросы и определить характер ваших взаимоотношений с ребенком и определить есть ли у вас проблемы в воспитании.
Тест для родителей «Я и мой ребенок» (СЛАЙД) – Приложение 2.
- Следующий кирпичик – это лад (эмоциональное благополучие в семье)
Как вы думаете, влияет ли положительное отношение в семье на внутреннее состояние ребёнка? А может никак не влияет?
Смотря на ваших детей, наблюдая за ними, по их поведению мы всегда можем сказать, как обстоят дела в его семье. Если в семье любовь, мудрость, лад – то ребёнок спокоен, уравновешен, раскован, жизнерадостен. И наоборот: ребёнок плачет, нервничает, ничего не слышит – это первый сигнал тому, что дома непорядок.
Рисунок «Моя семья»
Посмотрите на доску вы видите 2 рисунка. Как вы думаете на какую они тему? «Моя семья»
По мнению психологов маленькие дети не всегда могут словами описать свое эмоциональное состояние. Но зато это они могут проецировать в рисунках. И отношения в семье тоже.
Хотя по результатам этого теста нельзя делать окончательных выводов о взаимоотношениях в семье, однако по рисунку можно определить:
- Дружна ли семья
- Все ли члены семьи являются обязательными для ребенка
- К кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение
- Какое место в семье ребенок отводит себе и другим членам
- Кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто нет.
Попробуем вместе с вами провести интерпретацию теста «Моя семья» (СЛАЙД)- Приложение 3.
- Следующий кирпичик – это пример. СЛАЙД
Здесь я вам много говорить не буду. А перескажу вам рассказ Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек”.
“В одной семье жил старый дедушка: глаза его слезились, руки дрожали, изо рта постоянно бежала слюна. Однажды он уронил тарелку с едой, и ковёр замарался, тарелка разбилась. Сноха заругалась: “ Теперь буду кормить тебя из свинячьей лоханки”. Сказала и сделала. В комнате теперь было чисто. Прошло много времени с тех пор. И однажды родители заметили увлечение сына: он что – то мастерил из дерева вот уже ни один день.
– Что делаешь, родименький? – спросила сына мать.
– Делаю лоханку, чтобы вас потом из неё кормить.
Хорошим Примером для детей являются родители. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.
Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.
Какими же качествами должны обладать идеальные родители и ребенок? (ответы родителей) СЛАЙД
(Ответы детей – видео)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом.
Не забывайте слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
- Большую роль в укреплении семьи играют – семейные традиции СЛАЙД
Благодаря традициям все члены семьи собираются вместе, общаются. Традиции в каждой семье могут быть разными – это и праздники и совместные выезды на природу, коллекционирование, посещение родственников, выставок и т.д.
А какие традиции существуют в ваших семьях?.
Опыт семей группы.
Ведущий: Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой и пробовали создать модель счастливой семьи. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье – это основа основ. Всё остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник не грани, бриллианта не будет, а заготовка
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.
Свои пожелания подготовили для вас и ваши дети. Послушайте их.
ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЕЙ (видео)
Приложение 1.
- Отец и бабушка, в день рождение мамы, дарят подарки и шестилетней дочери Свете. Чтобы не видеть огорчения на лице девочки, преподносят ей утешительные сувениры. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.
– Коробка с конфетами – это Светочке, сувенир – тоже ей, пригодиться в игре с куклами,.. А вот из ткани , сошью Свете платье. Ты, довольна, доченька? – обращается она к девочке.
Разбор ситуации: важно, чтобы дети не были – потребителями жизни. Важно учить ребенка разделять радость другого.
- Бабушка рассказывает: “Моей внучке 7 лет. Когда я начинаю что – нибудь делать, она хочет делать то же и конечно мешает мне. Расплёскивает воду по полу, обливается. Какой помощник из неё в 7 лет? Успеет еще наработается, маленькая еще. Пусть играет со своими игрушками.” Права ли бабушка?
Разбор ситуации: Если ребёнок привыкает к тому, что всё даётся легко и просто, усилия и старания не нужны, тогда может произойти так, что у ребёнка не будет сформировано серьёзное отношение к занятиям. Он не научится правильно держать ручку, будет не усидчив, не будет терпения и настойчивости, так необходимых в учебной деятельности.
3.. Мама шестилетнего Никиты рассказывает «Мой ребенок самый умный. Он уже умеет читать, ходит в музыкальную школу. Он у нас такой ласковый, нежный. Мы ему дома ничего не запрещаем. Пусть делает то что хочет, так он лучше познает мир» На замечания воспитателя ( Никита дерется, отбирает игрушки, кричит на занятиях, перебивает воспитателя и т.д.) мама Никиты говорит: «Никита этого не может делать. Это вы недоглядели. Это другие дети сами к нему лезут».
Разбор ситуации: Любовь умиления – самое печальное, что представить в отношении родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия “можно”, “нельзя”, “надо”. Вот с такой установкой – можно всё – дети приходят в школу. Им можно всё: кричать, бегать, перебивать учителя и товарищей, плохо вести себя в столовой и на перемене. Принцип воспитания многих родителей – делай что хочешь, мне не мешай. А ведь родители в ответе за поступки своих детей, они должны предъявлять к детям необходимые требования и учить тому, что можно, а что нельзя, и не оставлять без внимания ни один поступок. Недаром народная мудрость гласит: “Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит, разреши делать всё, что он хочет.”
Приложение 2.
Тест «Я и мой ребенок»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
А) могу и всегда так поступаю – зеленый круг
Б) могу, но не всегда так поступаю – желтый круг
В) не могу – красный круг
- Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Поставить себя на место ребенка?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, вести себя как хочет?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
- Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
А) могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
В) не могу
Если у вас больше всего зеленых кружочков, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Если у вас преобладают желтые кружочки, то забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы можете и умеете воспитывать, но ваш стиль не всегда последователен. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки. Вам стоит задуматься об этом.
Красные круги. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо желания добиться этого.
Приложение 3.
Интерпретация теста «Моя семья»
Правило 1. Члены семьи.
В рисунке ничего случайного быть не может. Не полный состав семьи наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Отсутствуют как правило те члены семья, с которыми у ребенка конфликтные отношения или они наименее эмоционально привлекательны для ребенка. Чаще всего это младшие братья и сестры, к которым ребенок испытывает ревность
Правило 2. Автор рисунка.
Если на рисунке отсутствует сам автор, то это может означать либо трудности самовыражения «Меня здесь не замечают», либо знак протеста «Мне и без них неплохо».
Правило 3. Размер членов семьи.
Наиболее значимый для ребенка член семьи, как правило, на рисунке выше остальных и лучше прорисован. Если самый высокий на рисунке – автор , то это говорит о его превосходстве над другими членами семьи. Если ребенок рисует себя очень маленьким и в нижней части листа – то у него в данный момент низкая самооценка.
Правило 4. Расположение на листе.
Наиболее высоко на рисунке располагаются персонажи, обладающие наибольшей властью в семье. Ниже, те, чья власть минимальна.
Правило 5. Расстояние между персонажами.
Кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам. Если члены семьи соприкасаются руками – тесный психологический контакт.
Правило 6. Части тела.
Голова – самая ценная часть тела. Член семьи с большой головой – самый умный.
Персонажи с большими глазами воспринимаются ребенком как тревожные, желающие чтобы им помогли. Глаза – щелки – запрет на плач.
Уши – послушность.
Рот – агрессия, крик.
Ноги – самостоятельность.
Руки – способность что-то делать
Правило 7. Другие персонажи, предметы
Солнце – символ защиты и тепла
Предметы, оказывающие большую роль в семейных отношениях, либо это неудовлетворенные потребности ребенка.
Приложение 4
Кодекс истинного родителя
- Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
- Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.
- Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам)
- Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.
- Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
- Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
- Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.
- Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.