Шевченко Евгения Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 39 «Золушка» г. Туапсе
Актуальность:
Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения, и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Придуманный нами квест по сказке «Петушок и бобовое зернышко» – это игра с помощью, которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? В квесте присутствует эффект неожиданности (встреча с людьми редких профессий и их орудиями труда).
Квест по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» может включать следующие этапы и задания:
- Встреча с хозяюшкой. Курочка просит маслица у хозяйки, в обмен та просит принести ей свежего молока и выполнить задание. Например, выложить по пять фасолин каждому петушку (картинки с петухом на каждого ребёнка).
- Встреча с хозяйкой коровушки. Дети просят у неё молока. Хозяйка коровушки просит принести ей свежей травки для коровушки и выполнить задание — выбрать из картинок, лежащих на столе, картинки с молочными продуктами.
- Встреча с хозяином. Дети просят у хозяина свежей травки для коровушки. Хозяин просит сходить к кузнецу и принести ему косу, чтобы накосить травы, и выполнить задание — разложить картинки с правилами, как можно или нельзя вести себя за столом.
- Встреча с кузнецом. Ребят встречает кузнец и говорит, что даст им косу, если дети выполнят его задание. Например, проведут опыты с кузнецом «Металл и его свойства».
Цель квеста — создать условия для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей.
Задачи:
- учить детей правильно воспринимать содержание литературного произведения, сопереживать героям;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- формировать навыки безопасности собственной жизнедеятельности (навыки аккуратного приёма пищи);
- развивать познавательный интерес, любознательность, речевую активность детей;
- формировать общительность, доброту, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству.
Материалы и оборудование: домик, костюмы для героев сказки, фасоль, картинки с изображением петухов на каждого ребёнка, картинки с изображением продуктов, картинки о правилах поведения за столом, деревянные палочки, металлические палочки, сундук, предметы из разных материалов, рукавица с магнитом, мелкие металлические предметы, кувшин молока, горшочек масла, трава, коса. 2
Цель: создание условий для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей.
Задачи:
- учить детей правильно воспринимать содержание литературного произведения, сопереживать героям;
- помогать детям правильно воспринимать содержание литературного произведения, сопереживать героям;
- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- формировать навыки безопасности собственной жизнедеятельности (навыки аккуратного приёма пищи);
- развивать познавательный интерес, любознательность, речевую активность детей;
- формировать общительность, доброту, инициативность, стремлению к самостоятельности и творчеству.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о безопасности в быту и об оказании первой медицинской помощи; распределение и разучивание ролей; изготовление костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: домик, костюмы для героев сказки, фасоль, картинки с изображением петухов на каждого ребенка, картинки с изображением продуктов, картинки о правилах поведения за столом, деревянные палочки, металлические палочки, сундук, предметы из разных материалов, рукавица с магнитом, мелкие металлические предметы, кувшин молока, горшочек масла, трава, коса.
Герои сказки:
Василиса Премудрая
Петушок
Курочка
Хозяюшка
Хозяюшка коровушки
Хозяин
Кузнец
Ход мероприятия:
Василиса Премудрая:
Наша жизнь, как город в сказке
Где играют каждый день
Где смеяться нам не лень
Поспешим туда скорей.
Ребята мы попали в сказку, а про кого она вы отгадайте загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.
Дети: Петух.
Встречаем петушка и курочку. Петушок клюет бобы и давится.
Курочка просит помощи у ребят, и дети с курочкой вмести идут выполнять задания, чтобы помочь петушку. На пути мы встречаем хозяюшку.
Курочка просит маслица у хозяюшки. В обмен хозяюшка просит принести ей свежего молока и выполнить задание.
- В гостях у хозяюшки: Хозяюшка просит выложить по пять фасолин каждому петушку (картинки с петухом на каждого ребенка) счет в пределах 5.
Дети выполняют задание и идут к следующему герою (Хозяйка коровушки). Дети просят у Хозяйки коровушки молока.
- В гостях у Хозяюшки коровушки: Хозяйка Коровушки просит принести ей свежей травки для коровушки и выполнить задание, выбрать из картинок, лежащих на столе, картинки с молочными продуктами.
Дети находят картинки и идут к следующему герою, где их встречает Хозяин они просят у хозяина свежей травки для коровушки. Хозяин просит сходить к кузнецу и принести ему косу, чтобы накосить травы и выполнить задание.
- В гостях у Хозяина: Хозяин просит разложить картинки с правилами как можно или нельзя вести себя за столом. Дети выполняют задание, беседуют с ведущей.
Физминутка «Петушок»
Петушочек встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Крыльями похлопал,
Ножками потопал,
Шею вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Затем дети идут к следующему герою, кузнецу за косой. Ребят встречает кузнец и говорит, что даст им косу если дети выполнят его задание.
- В гостях у Кузнеца: Опыты с кузнецом «Металл и его свойства»
Кузнец: загадывает загадку.
Тот тяжёлый инструмент
Гвоздь вобьёт в один момент.
В каждом доме нужен он,
Без него не строят дом. (молоток)
Кузнец: Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть исследователями.
Опыт 1
Дети слушают сначала деревянные палочки, а потом металлические. Выясняют, какой звук был громче и почему. А вы умеете различать металлические звуки от неметаллических? У меня есть сундук, в нем много всякого добра. Педагог заносит сундук в группу. Высыпает все предметы на пол и говорит, давайте проверим все ли предметы из металла.
Игра «Наведи порядок в сундуке» Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его, из чего он сделан.
Опыт 2
Педагог надевает «волшебную рукавичку» и проводит магнитом над мелкими предметами. Что произошло? И почему? Дети рассматривают магнит, делают выводы.
Кузнец: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, и я вам отдаю косу.
Дети берут косу несут ее хозяину, у хозяина берут траву и несут ее коровушке, коровушка дает молока. Дети берут молоко и идут к хозяюшке. Хозяюшка взбила из молока масло. Дети забирают масло и идут с курочкой спасать петушка.
Василиса Премудрая:
Петушок спасен и в конце всех героев приглашают на чаепития к петушку и курочке.
Петушок: Кукареку!!!Спасибо вам за то, что вы помогли мне!
Воспитатель: Ребята, объясните петушку почему с ним случилась беда?
Дети:Петушок торопился и подавился, поэтому нельзя торопиться.
Воспитатель: Кто помог петушку в беде? Почему вы ему помогли?
Дети:(рассуждения детей)Курочка и мы. Если случится с другом беда, то нужно ему помочь. Мы все вместе старались спасти петушка и нам помогли люди разных профессий. Если бы кто -то отказался помочь, то масла бы не было.Все профессии нужны, все профессии важны.
Воспитатель: Встречались ли на вашем пути трудности? Как вы их преодолевали?
Дети: (высказывания детей)
Когда на пути встречаются много препятствий, не надо сдаваться, и все тогда получится.