ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

Шевченко Евгения Николаевна
воспитатель

МБДОУ ДС № 39 «Золушка» г. Туапсе

 Цели:

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.

Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».

Активизировать словарь детей ( орнитологи , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие).

Задачи:

Образовательные:  

закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих,

закрепить навык употребления сложноподчиненных предложений  с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткое описание о птицах.

Развивающие:

развивать мышление, речь, самостоятельность;

развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;

воспитывать умение  слушать сверстников, не перебивать;

воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц, проектор, моноблок, мяч  среднего диаметра.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко

2. Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргариты  Ивенсен  «Осень»):

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени в стихотворении?(падают листья, птицы улетают на юг)

3.Введение темы «Перелетные птицы»

- Ребята, когда я пришла в садик, нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?(о птицах)

4.Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».

Для этого предлагаю стать орнитологами.

5.Словарная работа

Знакомство  детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий  жизнь птиц.

- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи».

- Встали все. Раз, два, три повернись, в орнитологов превратись

- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

 (Перелетные)

6. Беседа о перелетных птицах: (сопровождается с показом слайдов)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

 Первыми улетают быстрокрылые  птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Как их отличить? Знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Их называют  насекомоядными.

 Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений.  Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Их называют зерноядными.

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? 

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, и они в полете ориентируются по звезд.  Другие- днем ,  в полете они ориентируются по солнцу. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – в полете им подкрепиться негде.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли  выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

7.Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка».

Ну – ка, посчитай – ка,

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, ,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

 

8. Отгадайте, пожалуйста, загадки: (сопровождается с показом слайдов и прослушиванием голосов птиц)

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

2. Это старый наш знакомый:

.Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

 

3.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

4.Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,    

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.   (дятел)

 

5.Я на елке на суку

Счет веду: «Ку-ку, ку-ку».     (кукушка)

 

6.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья,  белобока,

А зовут её …(Сорока)

 

7.Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(Ворона)

 

8.На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его - ... (скворец)

Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

9.Задание : «Выбери перелетных птиц».

Дети, пожалуйста, выберите из этих птиц перелетных.

Какие птицы остались, почему?

 10.Беседа по вопросам (сопр. с показом слайдов).

Птицы , которые остались,  не улетают, а  остаются с нами зимовать. Как они называются?(зимующие)

-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечисляют зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Нужно поддержать  птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

 

 

11.Упражнение «Отгадай и присядь».

Встали вкруг ,ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите рукам:

 Ворона, соловей, дятелголубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

 

12.Задание: «Узнай птицу по описанию».

Выберите картинку с изображением птицы и опишите ее, а  остальные дети будут узнавать птицу.

  -Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по                 проталинам и ищу червяков. (Грач)

  -Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

  -Я пою лучше всех птиц (Соловей)

  -Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)

 -Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

 -Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

13.Упражнение «Скажи одним словом».

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У скворца короткий клюв, он…/короткоклювый/…

14.Песня школьников: «Скворушка прощается».

15.Рефлексия.

А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

- Что нового вы узнали про полет птиц?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.