Колегова Алёна Григорьевна
Педагог – психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №168
Свердловская область,
г. Екатеринбург
Аннотация программы
Вид программы: дополнительная, практико-ориентированная.
Важным фактором личностного развития ребенка являются детско-родительские отношения. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Особенно когда это касается семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Таким семьям приходится сталкиваться с рядом глобальных проблем:
Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое трое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится по рукам и ногам. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Воспитание и образование. Воспитательная функция требует педагогического искусства. Родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением.
Недостаточность психолого-медико-педагогических знаний. В большинстве случаев родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, переоценивают или недооценивают дефект.
Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Многие родители надеются на чудесное ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины, и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители не редко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают то и другое. Родители должны постараться как можно скорее обладать своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с ребенком, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие ребенка и родителей складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно эти нарушения.
Отношение общества к ребенку с ОВЗ. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям с ОВЗ часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.
Учитывая все эти проблемы, образовательное учреждение может оказать помощь в принятии ситуации родителями и адаптации ребёнка с ОВЗ, что ведет к дальнейшему успеху ребенка в процессе обучения.
Большой интерес участников образовательного процесса вызывает арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Творчество помогает справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, и ребенок, и взрослый получают для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала. Таким образом, была разработана программа арт-терапевтических занятий для детско-родительских групп «Секреты общения».
Цель: коррекция межличностных отношений между родителями и детьми и повышение их социальной адаптации посредством арт-терапевтических техник.
Задачи:
- организация психологической помощи детям и семьям группы риска, испытывающим проблемы в детско-родительских взаимоотношениях и находящихся в кризисной ситуации;
- создание условий, помогающих родителям в овладении навыками успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и родителей, самовыражения и гармонизации их личности посредством совместного творчества;
- повышение уровня психологического комфорта в семьях и в школе;
- обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.
Формирование группы происходит на добровольной основе. Посещают группу дети вместе с родителями (мама или папа).
Количественный состав: 5 - 13 пар. Детско-родительские группы обязательно должны быть закрытыми, то есть после первого занятия новые участники в группу не допускаются.
Возраст детей: обучающиеся 1 – 5 классов/ 7 – 11 лет.
Возраст родителей: не ограничен.
Цикл программы включает 4 занятия продолжительностью от 50 мин. до 60 мин. Проводятся занятия 1 раз в четверть. Занятия проводит специалист: педагог – психолог, что позволяет осуществить более эффективную помощь участникам: оказать внимание участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей и родителей.
Программа основана на следующих принципах:
1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого участника, веры в его положительный результат.
2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
3. Принцип добровольного участия.
4. Принцип активности всех участников и творческой позиции.
5. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка и взрослого.
6. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
7. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
8. Принцип единства развития (коррекции) и сопутствующей диагностики.
9. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей участников.
10. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются.
Ограничения и противопоказания:
Программа не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:
• дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
• дети с психопатоподобным поведением;
• дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) и психопатоподобным поведением.
Ожидаемые результаты:
- улучшение детско-родительских взаимоотношений и адаптации детей и семьи;
- повышение родительской компетентности;
- стабилизация эмоционального состояния участников;
- снижение психоэмоционального напряжения, уровня агрессивности, демонстративности;
- повышение уровня креативности и творческих способностей участников;
- повышение уверенности в себе и позитивного самоотношения.
Общая структура занятия включает следующие элементы:
1. Ритуал приветствия;
2. Разминка: настрой («разогрев»). Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений;
3. Основная часть: арт-терапевтическое упражнение, направленное на решение задач занятия; коллективная работа; работа в парах, малых группах.
4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации);
5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. Ритуал прощания.
Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.
При реализации программы используются такие техники работы, как:
• изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
• аппликация (рисование и соединение разных материалов);
• куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
• коллаж (рисование с элементами аппликации).
Тематическое содержание программы
№ Тема, вид деятельности Содержание Цель Материально – техническая база
Время проведения
1. «Морские берега» - изотерапия правополушарное рисование Эффективное взаимодействие, формирование художественной уверенности, получение доступа к творческим силам мозга, навыки восприятия, креативности, развитие интуиции. - Гармонизация детско – родительских отношений;
- Проявление индивидуальности;
- Самовыражение;
- Преодоление стресса;
- Формирование самоуверенности и самооценки;
- Достижение гармонии психо – эмоционального состояния.
гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, пластмассовые стаканчики, кисточки, клеенка, бумага А3- А4, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка. ~ 60 мин
2 «Корабль в море» - аппликация Воображение, самовыражение, развитие творческого мышления, развитие мелкой моторики, развитие тактильных ощущенний. Бумага, краски. Клей, природный материал, салфетки, релаксационная музыка ~ 60 мин
3 «Это я» - куклотерапия Самовыражение, повышение уверенности в себе, развитие творческого мышления, креативности, снижение уровня тревожности. Лоскуты ткани, ножницы, нитки, наполнитель ~ 60 мин
4 «Карта семейных желаний» - коллаж Воображение, развитие моторики, творческое мышление, креативность, планирование. Макулатура, клей, бумага, ножницы, карандаши, фломастеры ~ 60 мин
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"