ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ


педагог – психолог Канаева Мария Ярославовна

МБОУ СОШ № 54 г. Новосибирск

 

Пояснительная записка.
Актуальность проблемы
Актуальность заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно. Вот основные темы, звучащие на тренинге коммуникативной компетентности. Часть из них были проработаны в представляемом тренинге.
Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности. Таким образом, тренинг в психологическом контексте предполагает формирование и развитие определенных навыков, качеств, свойств личности или группы людей (команды), необходимых для эффективного функционирования в определенном виде жизнедеятельности.


Контингент детей, на которых ориентирована данная программа:
подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Количественный состав от 10 до 15
обучающихся.

Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у детей.
Задачи:
• Повышение степени сплоченности классного коллектива.
• Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.
• Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.
• Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.
• Развитие способности прогнозировать поведение другого человека
• Повышение самооценки, приобретение чувства уверенности.
• Развитие эмпатии, сопереживания, умения работать в парах, группах.

Целевая группа:
Программа разработана для подростков 12-14 лет, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований и разработана в форме психологического тренинга.Эта программа предназначена для классов, где отмечаются наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Классвыбирается по результатам анкетирования и наблюдения.

Техника проведения занятий
Оптимальное количество участников 15-20 человек.
Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, и в завершении – подведение итогов.
Продолжительность занятия — 40-60 мин.
Занятия целесообразно проводить 1-2 раза в неделю.

Основные формы и методы работы:
разогревающие упражнения;
моделирование ситуаций в ролевых играх;
упражнения в парах, группах;


Ориентировочная структура занятия:
Приветствие 5 мин.
Основная часть 20-30 мин.
Подведение итогов 10-15 мин.

 

 

 


Тематический план


№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов
1. «Знакомство. Имя +» 1 час
2. «Башни» 1 час
3. «Болото» 1 час
4. «Ковер самолет» 1 час
5. «Один раз отрежь» 1 час
6. «Достань дощечку» 1 час
7. «Карта моего сердца» 1 час


Содержательная часть программы.

Занятие №1
Цель:Знакомство учеников с психологом, формирование взаимного доверия, знакомство с правилами.
Ход занятия:
Вступительная часть.
- Здравствуйте, ребята. Я школьный психолог. Психолог занимается тем чтобы люди могли понять лучше, себя, друг друга, развивать ваши способности. С сегодняшнего дня мы с вами начнем занятия, чтобы вы могли как можно лучше понять друг друга.

Для начала нам нужно с вами поближе познакомиться.
1. «Имя +»
Все участники сидят в кругу. Передают друг другу игрушку. Тот у кого окажется в руках, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало (вместо прилагательного можно называть любимый цветок, блюдо, фильм…). Это упражнение позволяет познакомиться и провести первичную диагностику.

2. Для нашего эффективного взаимодействия мы усвоим правила. Для начала вы подумайте какие правила вы могли бы предложить для продолжении наших занятий и я вам предложу. После мы выберем и запишем самые основные и нужные на большом листе, чтобы вы всегда могли их видеть и не забывать их.
Примерные правила характерные для большинства групп.
1. Здесь и теперь. Обсуждать события, которые происходят в данный момент. Запрещается делать акцент на прошлое и будущее.
2. Активность. Активное участие является обязательным.
3. Конфиденциальность. Все о чем говориться в группе, должно оставаться в внутри группы.
4. «Стоп». Любой участник в любой момент может сказать стоп.
5. Уважать говорящего.

Упражнение «Принцесса, дракон и самурай»

Цель:Правильно проведенное упражнение очень сильно взбодрит и развеселит участников.
Время: 10-15 минут
Инструкция:Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру “Принцесса и самурай”. Эта игра похожа на детскую игрушку “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?
Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!
Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр.
Принцесса. “Ну, принцесса у нас будет “тепленькая”. Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет “ля-ля-ля”.
Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
Игра будет играться до трех побед.
«Космическая скорость»
Задача игры – передать мяч из рук в руки за три секунды в группе, количеством не менее 20 человек. Обязательное условие – мяч должен побывать у каждого только один раз (одновременно держать мяч два человека не могут). Игра требует сообразительности.


Занятие №2
Упражнение « Имена и пантомима»
Цель: приветствие, создание атмосферы доверия и комфорта.
Встали в круг, первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
Привет, ребята,
Я с вами дружу.
Меня зовут _____
Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое тело-движение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
Привет, ______________
Мы с тобой дружим тоже,
И мы так сделать можем!
Вся группа копирует показанное движение

«Башни»

Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.
Материалы:бумага, скотч, ножницы
Необходимое время: 20-30 мин
Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как минимум 6 чел.)
Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц — зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения».
1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки.
Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более 1 м)
2 этап : Каждая команда сейчас проектирующий отдел — создает проект своей башни. (5 мин)
Задача: Команда создает проект башни на бумаге.
Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ.
Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу скотч ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП МАТЕРИАЛЫ для создания башен!
4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами – следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков.
Анализ команд по критериям совместной работы.
• Что помогло построить башню, что мешало?
• Какая была у вас стратегия?
• На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было?
• Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?

Занятие №3

«ЛЕТАЮЩИЕ ИМЕНА»
Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я — Емельян», «Я — Ефросинья». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу. Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Жанна!» Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Зина!» Здесь тоже каждый должен поучаствовать минимум один раз. После того как и этот раунд закончен, в игру вбрасывается второй мяч и игра продолжается с двумя мячами сразу.

Упражнение «Передай стакан»
Цель: взбодрить участников.
Время выполнения: 8 минут
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы начнете передавать стакан по часовой стрелки, разными способами (не повторяясь). Смех и креативный подход приветствуется!
Упражнение «Болото»
Необходимое время: 10-15 мин
На пути у любой группы могут встретиться самые разные препятствия. Вот и нам встретилось болото.
На полу расчерчено поле – 4х4 или 5х5 квадратов (с увеличением поля растет сложность упражнения). Группа встает с одной стороны поля – напротив ведущего. У ведущего в руках – «схема болота», на которой отмечен путь через топь (группа его не видит).
Инструкция: Предлагаю вам пройти еще одно испытание. Представьте, что нашей группе необходимо преодолеть болото. На нем есть кочки, которые нам предстоит найти. По ним вы и перейдете на другую сторону. Условия: вам категорически запрещается разговаривать – упражнение выполняется в полной тишине. Вы проходите болото колонной по одному человеку. Если вы наступаете на кочку – я молчу, вы можете двигаться дальше. Если вы промахиваетесь – я говорю «плюх» и вы возвращаетесь в конец колонны. Перепрыгивать через ряд нельзя. Кто пойдет первым? Начали!
В ходе выполнения упражнения важно пресекать любые комментарии и возгласы при ошибочных действиях участников. Также не допускаются несловесные указания участникам на то, куда нужно наступать.Упражнение может протекать по-разному, это зависит и от особенностей пространственной ориентации отдельных участников, и от особенностей зрительной памяти, и от негласной поддержки группы.
После проведения упражнения желательно дать возможность участникам выплеснуть эмоции – особенно, если упражнение выполнялось очень долго. При обсуждении обратить внимание на соблюдение правил групповой работы. Обратить внимание на наличие-отсутствие «чувства локтя» в группе, как это помогало участникам.

Упражнение «Связующая нить» (вариант для завершения тренинга)
Участники садятся в круг. В руках ведущего клубок ниток.
Инструкция: - Подходит к концу 2 день нашей работы. Каждый из вас что-то вынес с нашего тренинга. А кое-что мы подарим друг другу сейчас. Я предлагаю вам, передавая клубок по кругу, назвать те сильные качества вашего соседа справа (слева), которые на ваш взгляд проявил данный участник в ходе тренинга. Или что-то ему пожелать. Затем клубок передается дальше по кругу, нить из рук не выпускаем.

Занятие №4

Упражнение «Уши мои локаторы»
Ведущий: «Я источник энергии и подзаряжаю сидящего со мной справа и слева человека. Поднимаю руку к ушам, и соседи поднимают руку к своему уху. Уши мои локаторы, вызываю Таню! Теперь Таня поднимает руки к ушам и вызывает кого-то другого».
Комментарий: Упражнение помогает участникам запомнить имена, снимает напряжение комизмом ситуации.

Упражнение «Ковер самолет»

Цель: Достижение максимального сближения между членами команды и координации действий.
Задачи:
1. Акцентировать внимание на развитие у участников умения «слышать» друг друга
2. Подчеркнуть важность слаженности действий
3. Донести до участников важность четкого выполнения команд
4. Сблизить участников
Содержание упражнения: На земле лежит коврик. Команда заходит на него.
Задание: Перевернуть коврик на другую сторону.
Запрещается касаться земли любыми частями тела, одеждой, обувью

В случае нарушения правил: Вся команда начинает упражнение заново

Результаты:
• слаженно действовать в условиях затрудненного зрительного контакта
• доверие к действиям членам своей команды
• осознание ответственности за свои действия


игра-загадка Крест-параллель
Есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, можно играть до разгадки.
Разгадка: крест обозначает скрещение ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест.

Занятие №5

Упражнение «Приветствие без слов»

Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических групп: пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.). Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке — по мере готовности или путем передачи мяча. Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.


Упражнение «Один раз отрежь»

В командообазующих технологиях могут быть и такие, где команда действует почти наугад. В выполнении подобных упражнений могут помочь методы изобретательности и аналитическое мышление, однако главная цель тренинга – взаимодействие и получение интеллектуального, чувственного и физического опыта взаимодействия.
Запаситесь рулеткой как средством измерения, она понадобится в конце упражнения.
1. Разделите группу на подгруппы (сориентируйтесь сами, сколько подгрупп будет уместно - две, три, либо работа в парах).
2. Вручите каждому по длинной нитке (точного измерения не требуется, но навскидку можно выбрать длину метра в два).
3. Теперь в течение строго отведенного времени участники должны обсудить и найти решение, как отрезать и представить к итоговому измерению ровно один метр нити. Пользоваться измерительными приборами, такими как линейки, рулетки, смартфоны – нельзя.
4. У группы будет на процесс выполнения задания ровно пять минут, четыре из которых посвятите времени обсуждения, а на последней минуте скомандуйте переход к этапу отсечения нити нужной длины.
5. Победит та подгруппа, длина нити которой будет максимально приближенно соответствовать длине в один метр.
6. Соберите и измерьте представленные нити. Объявите группу, чья нить наиболее соответствует эталону в один метр.
Проведите обсуждение, в котором выясните, в чем слабые, а в чем сильные места группы. Какие именно качества отдельных членов команды помогли подгруппе прийти к благополучному завершению упражнения, а какие, наоборот, мешали процессу. Затроньте так же тему соперничества и проанализируйте гипотетический вариант, если бы групп было не несколько, а всего одна, выполняющая одно задание, изменило ли бы это ощущения и поведение участников.
ПРИМЕЧАНИЕ: вместо ниток лучше всего использовать плотную веревку или крупную бечеву, но если таких не найдется, то сгодятся и нитки

Упражнение «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде.
Время: 20–30 минут в зависимости от размера команды
Необходимые материалы. Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.
Описание:
1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».
2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.
3. Общегрупповой список фиксируется на доске.
Подведение итогов упражнения:
Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?


Занятие №6

Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример:
Меня зовут Никита, меня любят москиты!
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Достань дощечку»
Время: 15-25 минут
Материал: Вам понадобится две дощечки. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры – две параллельные линии, находящиеся на расстоянии 1,5-2 м
Инструкция: Перед вами стоит задача – достать дощечкине выходя за линию. У вас 3 минуты для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли – команда начинает проходить поле сначала.
Занятие №7
Упражнение «Друг к дружке»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Время выполнения: 15 минут
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.
Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.


Арт-терапевтическое упражнение «Карта моего сердца»

«Карта моего сердца» как арт-терапевтическое упражнение позволяет участникам познакомиться друг с другом и способствует созданию доверия, раскрепощения.
Цель: создание условий для самораскрытия, стимулирование рефлексии,
развитие эмоционального и социального интеллекта в рабочей группе и индивидуально. С помощью «Карты» можно диагностировать некоторые значимые стороны развития личности в коллективе общения, предпочтения, интересы. У каждого из нас есть такие места, куда бы мы ни хотели больше попасть; есть такие люди, с которыми мы не хотим видеться, общаться; есть такие вещи, предметы, от которых давно хотим избавиться. В этом случае потребуется более глубокое обсуждение получившейся карты. Возможно, имеет смысл поговорить о том, какой опыт мы выносим из негативных переживаний, чему они нас учат, провести диагностику по предложенной схеме. В «Карту моего сердца» можно включать массу всего: книги, сны, мечты, воспоминания, путешествия, отношения, вынесенные эмоции, важные моменты в жизни и извлеченные из них уроки… Словом, «Карта моего сердца» предоставляет широчайшие возможности для творчества и поиска.

 

Литература
1. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
2. Майерс, Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 794 с. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.
4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
6. Чибисова М. к.п.н. доцент МГППУ Карта моего сердца. Арт-терапевтическое упражнение / М. Чибисова // Школьный психолог. — 2016. — №4. — С. 62-63.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.