Волкова Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе
Цель:
- Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с зеркалом и предметами с отражающей поверхностью через исследовательскую деятельность используя опыты.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение выделять существенные признаки и свойства зеркала, и предметов с отражающей поверхностью.
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе;
- формировать положительное эмоциональное состояние во время выполняемой работы;
- развивать у детей интерес к совместной исследовательской деятельность со взрослым и со сверстниками.
Развивающие:
- развивать представление детей о свойства зеркала, и предметов с отражающей поверхностью в исследовательской деятельности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы где присутствуют зеркала («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»), проведение экспериментов с предметами и веществами с отражающей поверхностью.
В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований, направленных на изучение свойств зеркала, занятие позволяет развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Материалы и оборудование: красивый сундучок, «осколки волшебного зеркала с заданиями» (картонные треугольники с одной стороны покрыты фольгой – 6 штук), записки, таз с водой стоящий на черной поверхности, карточки с статическими упражнениями, фольга, зеркала два больших и маленькие на количество детей, раскраски, фантики от конфет, шарик из любого материала, лист белой бумаги.
Воспитатель:
Здравствуйте дети сегодня мы будем исследователями.
Ребята, посмотрите, мне принесли красивый сундучок. Хотите узнать, что там? Давайте откроем и посмотрим? (Воспитатель достает зеркало).
- Ребята смотрите, что это я достала из сундука? (Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, это зеркало. Как вы догадались? (Ответы детей).
- Скажите, где можно использовать зеркало, в каких местах вы видели зеркала? (Ответы детей о том где они видели зеркала и как их можно использовать).
- Ребята посмотрите здесь находятся еще «осколки волшебного зеркала» и записка в сундуке лежит, в записке сказано, что если мы не выполним все задания, которые написаны на каждом осколке, и не соединим их все, то они разлетятся по всему миру. И случится беда – люди станут все злые, вы же не хотите, чтобы мир озлобился? (Ответы детей). Давайте выполним побыстрее все задания – соединив все осколки и посмотрим получилось ли у нас собрать зеркало. (Ответы детей).
Воспитатель:
- Посмотрите, какое сообщение написано на первом осколке:
1 – задание: дидактическое
- В каких произведениях говорится о зеркалах? (Ответы детей) - («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»).
(После выполненного задания осколок кладем на стол.)
2 – задание: экспериментальное
Воспитатель:
- Надпись на осколке гласит:
- Давным - давно, в древности, когда еще не было зеркал, жил на свете человек, и чтобы увидеть свое отражение, куда ему приходилось смотреться. (Ответы детей) - (Человек смотрелся в воду, озера или реки).
- Вот я и предлагаю это проверить.
Эксперимент № 1: «Отражение в воде».
Воспитатель:
Ребята посмотрите, что я для вас приготовила, как вы думаете, что это? (ответы детей) - (таз с водой стоящий на черной поверхности).
- Давайте заглянем в таз, что мы там сможем увидеть? Вы видите в ней свое отражение? (ответы детей).
А сейчас представьте, что налетел сильный ветер (дуем на воду), появились небольшие волны. Во время сильного ветра отражение на воде (озере или реке) видно так же четко как в безветренную погоду? (ответы детей).
Воспитатель помогает сделать вывод:
На какой поверхности воды изображение видно четко, хорошо? И почему? (ответы детей). (в гладкой воде отражение лучше).
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущим осколком).
3 – задание: Физминутка «Отражение в зеркале»
Воспитатель: читает инструкцию:
- А сейчас ребята закройте глаза и представьте, что мы стали все зеркалами и точно повторяем увиденные на картинке движения. (Воспитатель показывает картинки с изображением человечков в статических позах, дети повторяют нарисованное).
- Молодцы, отличные зеркала из вас получились, отражения движений были четкими и верными.
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущими осколками).
Воспитатель:
- Ребята вот еще один осколок – сообщение.
4 – задание: экспериментальное
Задание: «Найди свое отражение без зеркала»
Воспитатель:
- Скажите, где еще, кроме зеркала можно увидеть свое отражение?
(ответы детей).
- А в металлических предметах можно увидеть свое отражение? (ответы детей).
- Совершенно верно, и тогда человек нашел кусок металла. Долго он полировал металл, сам себя там увидал, и предмет он зеркалом назвал. Давайте проверим.
Эксперимент № 2: Полированный металл (фольга).
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, что там у вас лежит на столе? (ответы детей).
- Правильно – это фольга, давайте мы рассмотрим ее со всех сторон.
Воспитатель:
- Ребята как вы думаете из чего она сделана? (ответы детей).
- Она сделана из мягкого металла – алюминия. Посмотрите на свое отражение на фольгу, где гладкая поверхность. А теперь посмотрите на мятую фольгу. Что вы видите? В чем разница? (ответы детей).
Воспитатель помогает сделать вывод:
На какой поверхности фольги изображение видно четко, хорошо? И почему? (ответы детей). (на гладкой поверхности фольги отражение лучше).
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущими осколками постепенно собирается зеркало.)
Воспитатель достает из коробки следующий осколок, читает,
- Там написано «Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет».
- Давайте поиграем.
5 – задание: подвижная игра «Зеркало»
П/и «Зеркало» Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один показывает эмоцию с помощью мимики или жестов, другой старается повторить. Потом меняются ролями.
Дети садятся на места.
Воспитатель:
- Молодцы ребята хорошо поиграли.
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущими осколками постепенно собирается зеркало.)
Воспитатель достает предпоследний осколок – задание:
- Как обращалась к зеркалу царица из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? (ответы детей) - («Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи…»).
Воспитатель:
- Как вы думаете, нам зеркало рассказывает всю правду? (ответы детей).
- Сейчас проверим.
6 – задание: экспериментальное
Эксперимент № 3: Зеркало заднего вида, зеркальное отражение.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, что у вас еще лежит на столах? (ответы детей).
- Правильно зеркала. Скажите, а ваши родители где используют зеркала? (ответы детей).
- Правильно, давайте и мы посмотрим в зеркало, что мы там видим? (ответы детей).
- Да мы видим свое отражение, как выглядим в данный момент. А если я встану за вами, что вы увидите в зеркале? (ответы детей).
- Да ребята, вы также увидите и мое отражение - это явление называют зеркальным отражением.
Воспитатель помогает сделать вывод:
- Скажите, что мы видели в зеркале и как это явление называется? (ответы детей).
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущими осколками постепенно собирается зеркало.)
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, здесь остался еще осколок – задание: (читает)
- Стань фокусником.
7 – задание: экспериментальное
Эксперимент № 4: свойства иллюзий.
Воспитатель:
- Сейчас мы будем показывать фокусы. Два зеркала ставим углом, в угол кладем шар. Сколько вы видите шаров? А если вы будите приближать зеркала, что произойдет (ответы). (Дети приближают и отодвигают зеркала – уменьшая и увеличивая угол из зеркал, шарик отражавшийся в зеркалах то увеличивается в количестве, то уменьшается).
Воспитатель:
- Такие свойства зеркала используют в своей работе фокусники и иллюзионисты.
- Знаете ли вы, что с помощью листа белой бумаги, фантиков от конфет и обычных зеркал можно создать прекрасный узор? Чтобы доказать это проведём ещё один опыт.
- Давайте сомнём фантики и набросаем их на лист белой бумаги. Красивый узор получился? (Ответы детей).
Воспитатель:
- А теперь давайте возьмем два зеркала и поставим их по сторонам сделав угол. Посмотрите на изображение в зеркалах. Что происходит? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Да действительно получился замечательный узор. На этом принципе работает калейдоскоп, только вместо фантиков используются цветные стёклышки.
Воспитатель помогает сделать вывод:
- Если приближать и отодвигать зеркала – уменьшая и увеличивая угол, что произойдет с предметом, что мы увидим в отражении? Как это называется?
(Ответы детей).
(После выполненного задания осколок кладем на стол, рядом с предыдущими осколками зеркало собрано.)
Воспитатель.
- Ребята вот и собрали мы все осколки. Что у нас получилось? (Ответы детей).
Ребята, а, что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего делать? О чем из нашей встречи вы сегодня расскажете дома? (Ответы детей).
Посмотрите, в волшебном сундуке лежит еще одна записка, в ней говорится, что за вашу находчивость, любознательность, ваши знания, и старания, вас ждут подарки (раскраски с героями сказок «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»).