учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщить знания детей о видах спорта, дать четкое представление о пользе занятий спортом; закрепить умение детей образовывать существительные во множественном числе Им. и Род. Падежей; закрепить навык образования родственных слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, связную речь,
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
- формировать правильное отношение к своему здоровью.
Оборудование: диск с записью неречевых звуков «Транспорт», ноутбук, презентация, слайды с изображением видов спорта, карточки с изображением спортсменов и спортивного инвентаря, картинки с изображением разных мячей, игрушки-символы Олимпиады-2014.
Ход занятия.
- I. Организационный момент.
- Ребята, кто пришел к нам в гости? (Белый зайка).
- Это необычный зайка, а олимпийская белая Зайка. Активная Зайка успевает всё: заниматься спортом, учиться «на отлично» и помогать маме. Она талисман, хозяйка Олимпиады, которая проходила в городе Сочи в далёком 2014 году. Что же такое Олимпийские игры?
- II. Основная часть.
Беседа об Олимпиаде.
- Олимпийские игры – главные спортивные соревнования. Первые олимпийские игры проходили в Греции в 1896 году. Победителям вручали оливковую ветвь и лавровый венок. Председатель Олимпийского движения Пьер де Кубертэн предложил на Олимпийских играх зажигать Олимпийский огонь. Олимпийский огонь зажигают в Греции и проносят через города, поля, моря, океаны, горы в ту страну, где будут проходить Олимпийские игры. Факел доверяют нести лучшим спортсменам мира. Олимпийский огонь - символ единства дружбы и мира народов. Олимпийские игры проходят один раз в четыре года в разных странах.
- У Зайки есть друзья – они тоже талисманы, хозяева Олимпиады – белый леопард и белый мишка.
Выставляются картинки с изображением символов олимпийских игр. Логопед рассказывает детям о символах Олимпиады.
Белый мишка по имени Полюс, покладистый и добрый, он лучший друг детей, дарит им свою заботу и уважение.
Полюс ни минуты не может сидеть на месте, обладает настоящим спортивным характером и постоянно стремится к новым спортивным вершинам, показывая силу и волю к победе.
Белый леопард Барсик – сильный, выносливый зверь, который живёт в горах Кавказа. Белый леопард – знаток горных склонов и отличный спортсмен. Он охраняет ближайшие селения от непогоды, а в свободное время учит своих друзей кататься на сноуборде.
- Ребята, что такое Олимпиада? (Это спортивные соревнования).
- Кто будет участвовать в Олимпиаде? (В олимпиаде будут участвовать спортсмены).
-Все спортсмены могут принимать участие в Олимпиаде? (Нет, только лучшие спортсмены)
- Где в нашей стране проходила Олимпиада? (Она проходила в нашем крае, в городе Сочи).
- Зайка, Полюс и Барсик приглашают нас в волшебную страну – Спортландию, где спортсмены тренируются, готовятся к Олимпиаде.
- 2. Артикуляционная гимнастика.
- Перед поездкой потренируемся, разомнем губки, щечки, язычки.
Упражнения: «Воздушный футбол», «Заборчик-трубочка», «Качели», «Киска сердится», «Часики», «Лошадка».
- Развитие слухового внимания.
- На чем можно доехать до этой страны, вы сейчас узнаете. В волшебную страну везет волшебный транспорт. Закройте глазки и прислушайтесь.
Дети слушают звуки различных видов транспорта и определяют их.
- 4. Изучение нового материала.
- Посмотрите, сколько спортсменов!
Возникают слайды с изображением видов спорта.
Как называется спортсмен, который плавает? (пловец).
Как называется спортсмен, который бегает? (бегун).
Как называется спортсменка, которая занимается гимнастикой? (гимнастка).
Как называется спортсмен, который ходит, бегает на лыжах? (лыжник).
Как называется спортсмен, который играет в футбол? (футболист).
Как называется спортсмен, который играет в хоккей? (хоккеист).
- Игра «Один-много»:
пловец – пловцы – много пловцов
бегун – бегуны – много бегунов
гимнастка – гимнастки – много гимнасток
лыжник – лыжники – много лыжников
футболист – футболисты – много футболистов
хоккеист – хоккеисты – много хоккеистов
фигуристка - фигуристки – много фигуристок
баскетболист - баскетболисты – много баскетболистов
- Молодцы, ребята, вы знаете много видов спорта. И сейчас мы с вами вспомним, какой спортивный инвентарь относится к какому спорту.
- Игра «Кому, что нужно для тренировок?»
Баскетболисту – баскетбольный мяч, баскетбольное кольцо
Футболисту – футбольный мяч, ворота
Пловцу – резиновая шапочка, очки для плавания
Гимнастке – гимнастическая лента, гимнастический мяч, булавы, обруч
Лыжнику – лыжи, лыжные палки
Биатлонисту – лыжи, винтовка, мишени
Боксёру – боксёрские перчатки, боксёрская груша
Фигуристке – коньки
Теннисисту – теннисный мяч, теннисная ракетка
- Игра «Для чего нужен этот мяч?»
7.Закрепление навыка словообразования.
Упражнение «Слова-родственники»
- Ребята, сейчас начнутся соревнования, но мы не можем попасть на стадион, ведь у нас нет билетов. Как же быть? Зайка нам подсказала, что мы можем увидеть соревнования, если правильно назовем родственные слова.
«Вода» – водяной, водичка, подводный, наводнить, водица.
«Снег» – снеговой, снеговик, снегопад, Снегурочка, снежок, снежинка.
«Бег» - бегун, бегунья, забег, бежать.
«Спорт» - спортсмен, спортивный, спортсменка
- Речь с движением «Зарядка»
Мы - веселые ребята, Мы - ребята-дошколята, Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся. Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! Мы наклонимся сейчас, Полюбуйтесь-ка на нас! Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом. |
Ходьба на месте.
руки в стороны, к плечам
наклоны вниз
приседания
прыжки на обеих ногах
вдох носом, не поднимая плеч выдох через рот |
- Составление предложений с помощью символов.
- Ребята, Зайка просит помочь ей. Подскажите, можно играть в хоккей летом? Почему? Каким спортом еще нельзя заниматься летом? В какое время года можно заниматься хоккеем, лыжными гонками?
Вывод: футбол, плаванье, гимнастика, бег – это летние виды спорта. Хоккей, лыжные гонки, бобслей – это зимние виды спорта.
- Игра «Четвёртый лишний»
- биатлон, бокс, лыжи, фигурное катание.
- сноуборд, плавание, бобслей, фристайл.
- баскетбол, художественная гимнастика, футбол, слалом.
- лыжи, биатлон, футбол, фигурное катание.
III. Итог занятия.
- Вам понравилось в волшебной стране Спортландии? Но нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы получить билет на автобус, нужно отгадать загадки Зайки.
Загадки:
Спорт на свете есть такой
Популярен он зимой.
По полозьям ты бежишь,
За соперником спешишь (лыжные гонки)
Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Быстро мчаться по лыжне-
Не под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лежа ….из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовется….(биатлон)
Этот спорт известен всем,
Интересен он уж тем,
Что на льду людей толпа,
Шайба же на всех одна (хоккей)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (санки)
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках,
Шайбу этой клюшкой бьет.
Кто спортсмена назовет? (хоккеист)
Из десятков разных стран
Собрались спортсмены к нам.
Вам названье вспомнить надо:
Этот «слет» -…(..Олимпиада)
Этот знак не продают,
А торжественно вручают.
За спортивные успехи
Им лишь лучших награждают.(медаль)
- Все могут сесть в волшебный автобус. Давайте попрощаемся с хозяевами Зимних Олимпийских игр.
Скажем им: «До свидания! До встречи!»
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
- Вот мы снова оказались в детском саду.