ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Бояджи Ольга Александровна

старший воспитатель,

Потапова Елизовета Сергеевна

воспитатель

МБДОУ ДС № 24 «Радуга»  г. Туапсе

 

 

Семья – это важный источник формирования нравственных позиций ребенка. Ведь, именно, семья является первичным коллективом, в котором ребенок приобретает свой первый жизненный опыт и приобщается к социальной микросреде.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Но высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. Прийти на помощь родителям в этом случае могут только педагоги дошкольных учреждений.

Под «педагогической культурой родителей» понимается составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей положительно влияет на весть строй семейной жизни и служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и педагогические умения, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Недостаточность знаний у родителей приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, а это рано или поздно сказывается на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности.

Ребенок, его образование, воспитание, развитие и социальная защита  – является главной ценностью педагогической культуры. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

О необходимости оказания родителям педагогической помощи выступали педагоги Зверева О.Л., Кротова Т.В. Они определили педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Ведь от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. А от качества работы дошкольного учреждения, в частности воспитателей, методистов, педагогов-психологов зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется такими понятиям как «сотрудничество» и «взаимодействие».

 Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Поэтому для достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

К сожалению, часть современных пап и мам оставляет воспитание и развитие своих детей на откуп дошкольного учреждения. Педагогам привлечь и заинтересовать родителей становится очень трудно, и это остаётся самой важной задачей ДОУ.

Чтобы стать настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения, охотно будут устанавливать с ними контакт. Педагоги дошкольных учреждений должны постоянно заниматься своим самообразованием,  повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Использование в работе с родителями разнообразных форм ведет к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и. таким образом, повышению педагогической культуры. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).

От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьёй зависит как характер, так и  результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. Их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Гармоничное развитие детской личности требует единства. Согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому так важно, чтобы основной составной частью работы в дошкольных учреждений  была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Путем активного вовлечения их в жизнь детского сада, участие в развивающей образовательной работе с детьми. Перед педагогами стоит  задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Родительские лектории «Типы семей и стили семейного воспитания», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», «Семейный климат» и др.  способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.

Тематические встречи по обмену семейного опыта воспитания детей «Мама, папа, я – патриотическая семья», «Трудовое воспитание в семье», «О поощрении и наказании в семье». Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций.

Основная цель всех форм  и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между  детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Взаимодействие  педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к образовательному процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной  деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремлении учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний и практикой работы с детьми.

Педагоги ДОУ пытаются подвести родителей к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своей родительской функции. Работа направлена на то, чтобы знания, информация, полученные от педагогов, педагога-психолога, литературных источников, стали внутренней составляющей личности родителя, приобрели для них личностный смысл, побудили к действию, к преобразованию себя, а значит – и к совершенствованию своей родительской культуры.

Главная цель совместной работы заключается в изменении родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей.

Педагогическая культура родителей, ее развитие и совершенствование, всецело зависит от самих родителей, от направленности их желаний и способов взаимодействия с детьми.

Благодаря внедрению разнообразных форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, сознательной, целенаправленной работы  с родителями как с равноправными участниками образовательного процесса, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей, происходит повышение педагогической культуры родителей, возрастает активность их участия в жизни дошкольного учреждения.

Список литературы:

 

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.// Управление дошкольным образовательным учреждением № 4, 2002 г.
  2. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.// Дошкольное воспитание, 2005 г. - № 1.
  3. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей.- М.: Просвещение, 2005 г.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.// Воспитатель ДОУ.-2009.-№ 4.
  6. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003 г.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.