Кручинина Ольга Владимировна
Максимович Мария Александровна
Педагог-психолог
Педагог-психолог
ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний»
Саратовская область,
город Энгельс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний» |
413100 г. Энгельс, пл. Свободы, д.11, тел./факс: 8(8453)56-84-10 ИНН 6449019008 КПП 644901001 ОГРН 1026401980582, сайт: rz-164.gosuslugi.ru эл: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«ТРОПИНКА К ПРИНЯТИЮ»
Программу составили:
Кручинина Ольга Владимировна
Максимович Мария Александровна
Энгельс, 2024
Содержание:
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Методики используемые в программе |
4 |
3. |
Сроки и этапы реализации программы |
5 |
4. |
Предполагаемые результаты
|
6 |
5. |
Содержательный раздел |
7 |
6. |
Организационный раздел |
7 |
7. |
Тематический план |
8 |
8. |
Литература |
9 |
9. |
Приложение |
10 |
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ «Тропинка к принятию» является образовательной (просветительской) программой, поскольку направлена на гармонизацию общения родителей с детьми посредством формирования психологических знаний, повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Актуальность программы очевидна, так как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей – одно из основных направлений государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
Поэтому очень важная проблема для педагогов и специалистов дошкольного отделения – наладить конструктивный диалог с родителями каждого ребёнка.
Программа «Тропинка к принятию» отвечает современным требованиям.
Данная программа опирается на научно-методологические взгляды
А.Я. Варга и В.В. Столина, которые представляют детско-родительские отношения как систему разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Программа рассчитана на 7 тренинговых занятий. Её целевой аудиторией являются родители детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Практическая значимость программы
Представленные материалы могут быть использованы широким кругом субъектов образовательной деятельности (в том числе воспитателями) для построения открытого характера образовательного процесса на основе сотрудничества с семьей воспитанников с ОВЗ в ДОО, для создания образовательных проектов совместно с семьёй и на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы семьи.
Цель программы: создание основы для гармоничного общения родителей с детьми с ОВЗ через повышение уровня психолого-педагогической компетентности, а также психоэмоциональной поддержки родителей воспитанников с ОВЗ дошкольного отделения.
Задачи программы:
- уточнять и формировать у родителей (лиц их заменяющих) представления о психолого-педагогических особенностях развития дошкольника с ОВЗ.;
-способствовать преодолению затруднений в детско-родительских отношениях;
- повышать уровень личностной комфортности детей и взрослых в семье и в дошкольном отделении;
- формировать открытые, партнерские и конструктивные отношения
м е ж д у родителей и специалистами дошкольного отделения;
Участники программы (целевая аудитория): родители (законные представители) воспитанников дошкольного возраста. Это могут быть родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, родители детей-инвалидов, а также родители приемных детей, специалисты и педагоги-психологи.
Нормативно-правовые основания программы:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 12.1948 г.)
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 11.1989 г.)
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 07.2014 г.)
- Семейный кодекс Российской Федерации от 12.1995 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.2013 г. №1155 (далее ФГОС ДО).
- Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Принят Государственной Думой 06.1999 г.).
- Письмо (заместителя министра) Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Распоряжение Минпросвещения России об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (от 9 сентября 2019 г. № Р-93).
Методики, используемые в программе.
Реализация программы осуществляется при помощи наглядных, словесных и практических методов. На занятиях используются арт- терапевтические техники, различные игры, упражнения, этюды, дискуссии, релаксации. Используя данные методы и приёмы, педагоги-психологи опосредованно, через родителей, влияют на процесс развития и воспитания ребёнка.
- Песочная терапия
- Арт-терапия
- Метафорические ассоциативные карты (МАК)
- Библиотерапия
- Релаксация
Также в процессе реализации программы используются: технологии, дискуссия, метод «мозгового штурма», рефлексия и др.
Материально – техническая база:
Достаточнопросторное помещение,
стулья
столы,
песочница
коллекция фигурок
бумага различного формата,
журналы для коллажей,
ножницы,
клей, краски,
проектор,
экран,
ноутбук.
Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в течение учебного года с обновлением и корректировкой тем и практического инструментария в начале каждого учебного года в зависимости от потребностей и запросов родителей и задач учебного учреждения. Количество тем, предложенных в программе может варьироваться.
Предполагаемые результаты
- Получение родителями полезных знаний об этапах развития ребенка и о том, как эффективно и экологично справляться с психоэмоциональными и поведенческими трудностями, как грамотно взаимодействовать с детьми;
- Выработка родителями индивидуальных и наиболее продуктивных поведенческих стратегий в трудных случаях;
- Повышение общей психологической культуры родителей для формирования партнерских и дружеских отношений между педагогами и родителями,
- Создание пространства для общения и обмена опытом между родителями;
- Приобретение родителями опыта групповой работы и совместного поиска решений проблемных ситуаций;
- Снятие эмоционального напряжения и тревожности у родителей;
- Развитие у родителей творческого и педагогического потенциала.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Количественные характеристики:
* Увеличение числа родителей, включенных в реализацию программы;
* Уменьшение количества претензий и недовольств родителей к сотрудникам относительно пребывания ребенка в дошкольном отделении.
* Увеличение количества обращений к специалистам и педагогам о сотрудничестве.
Качественные характеристики оцениваются опосредованно, через уважительные, конструктивные и заинтересованные взаимоотношения родителей и специалистов дошкольного отделения, через повышение вовлеченности родителей в творческие мероприятия, а также в целом по наблюдаемой атмосфере в группах и детско-родительскому общению.
Содержательный раздел
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ЗПР представлена в виде серии конспектов занятий с элементами арт-терапевтических тренингов с родителями по заранее объявленным темам. Каждое занятие имеет цель, задачи, структуру, приложение в виде практико-ориентированных рекомендаций, тестов и полезных ссылок по теме с целью организации процесса самообразования родителей детей, посещающих группы комбинированной направленности. В структуре каждого занятия выделяется «теоретическая часть», проводимая в виде мини-лекции или доклад специалиста, и творческо-практическая часть с элементами арт- терапевтических технологий.
Организационный раздел
Реализации программы
Продолжительность программы 1 учебный год
- Встречи проводятся 1 раз в месяц с октября по апрель
- Продолжительность – 1,5 - 2 часа
- Количество встреч – 7
- Количество участников –10-15 человек
Форма организации программы:
- мини-лекции;
- элементы психологических тренингов;
- арт-терапевтические практикумы;
- психолого-педагогические кейсы;
- обмен опытом.
Тематический план
№ |
Тема |
Творческо-практическая часть |
1 |
«Знакомство» |
Тренинг с использованием метафорических карт. Анкетирование |
2 |
«Как понять своего ребёнка» |
Мини-лекция. Коллаж.
|
3 |
«Какая я мама» |
Библиотерапия. Рисование песком |
4 |
«Причины детской агрессии. Как себя вести» |
Мини-лекция. Решение родительских кейсов |
5 |
«Ребенок боится. Как ему помочь» |
Мини-лекция. Изо-терапия |
6 |
«Развиваемся, играя» |
Мини-лекция, игротерапия |
7 |
«Я принимаю своего ребенка» |
Мини-лекция, Сказкотерапия. Анкетирование |
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года). – М: Норматика, – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).
- «Мама на нуле» Анастасия Изюмская, из-во «Самокат», 2017г.
- «Тайная опора» Людмила Петрановская, из-во «АСТ», 2015г.
- «Книга для неидеальных родителей», из-во «Теревинф», 2016г.
- «Приобщение к чуду. Или руководство по детской психотерапии». И.Млодик, из-во «Генезис», 2015г.
- «Монстры под кроватью» М.Домнек, из-во «Альпина Паблишер», 2000г.
- «Метаморфозы родительской любви» И.Млодик, из-во «Теревинф», 2017г.
- «Лабиринт души. Терапевтические сказки», О.Хухлаева, О.Хухлаев, из-во «Академическй проект», 2018г.
- «Коррекция детских страхов с помощью сказок» Кулинцова Ирина, из- во «Речь», 2011г.
- «Обычные семьи, особые дети» М.Селигман и Р.Б. Дарлинг, из-во
«Теревниф», 2018г.
Приложение
В приложении представлены два конспекта данной программы.
Занятие 1.
«Знакомство»
Цели: знакомство родителей друг с другом, создание дружеской атмосферы для успешной работы в группе, способствовать развитию диалога, снятие эмоционального напряжение.
Количество человек: 8–10.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац, Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями и 32 карты со словами); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод); листы А4, цветные карандаши, краски; набор камешков марблс.
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
Вступительное слово психолога: Здравствуйте уважаемые родители, мы приглашаем вас отправится в удивительное путешествие, в процессе которого мы предоставим вам возможность вам лучше познать себя, понять и принять своего ребенка.
Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».
Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я дарю вам…»
Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я дарю вам… (хорошее настроение, радость, оптимизм, положительный заряд бодрости, свое внимание, свою улыбку и т. п.)».
Игра «Я самый, самый…»
Каждый родитель рассказывает, что он лучше всего умеет делать. Например, первый участник говорит: «Я замечательно пеку пироги». Если из присутствующих никто не скажет «Я тоже», дайте этому участнику камешек марблс, он продолжает игру — называет следующую свою особенность или умение. Если в группе есть родитель, который может тоже этим похвалиться, то ход переходит к нему. В конце игры подсчитайте количество баллов (камешков марблс).
Примечание. Игра поможет создать позитивную атмосферу, снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность родителей в себе.
Слово педагога-психолога: Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.
Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.
Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.
С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья («Городские тополя», «Уж верба вся пушистая», «Ох, рябина кудрявая» и т. п.).
Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же, как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.
Упражнение «Я — такое дерево»
Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор.
Коллективная работа «Портрет идеального родителя»
Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.
Ведущий пишет на доске вертикально слово «Родитель». И просит участников подобать к каждой букве слова (прилагательное или глагол) характеризующие положительные и отрицательные качества родителей, располагая их по разным сторонам от главного слова.
Вопросы для обсуждения:
- Какими личностными качествами обладает идеальный родитель?
- Что мешает вам стать таким идеальным родителем?
- Вспомните сложный случай, когда вы испытывали трудности при взаимодействии с вашим ребенком. Как вы вышли изданной ситуации?
Упражнение «Мой ребенок»
Цель: усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка
Инструкция : Выберите карту, которая ассоциируется у вас с вашим ребенком.
Прокомментируйте свой выбор.
Педагог-психолог просит родителей назвать пять хороших качеств/достоинств своего ребенка.
Педагог-психолог: зачастую мы концентрируем свое внимание на отрицательных проявлениях и поведенческих трудностях и не замечаем положительное в трудных детях.
Вопросы для самоанализа:
- Что я делаю в роли умного и любящего садовника,
- А что я могу еще сделать, чтобы помочь дереву вырасти и окрепнуть?
Упражнение «Подарок/пожелание соседу»
Каждый родитель вытягивает из позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.
Рефлексия
Родителям предлагается анкета:
- Главная мысль нашей встречи
- Настроение нашей встречи
- Итог нашей встречи
Занятие 7.
«Я принимаю своего ребёнка. Трудности, ошибки, ресурсы.»
Цели: познакомить родителей со стадиями принятия особенностей ребенка, осознать на какой стадии находится мама в текущий момент жизни и наметить дальнейшие пути в сторону принятия своего ребенка.
Количество человек: 8–10.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: листы А4, цветные карандаши, краски;
Музыкальное сопровождение: звуки природы.
Мини-лекция
Тема принятия своего ребенка многослойна. В мире нет ничего более прекрасного и более человеческого, чем материнская, родительская любовь.
Но случается, когда ребенок рождается не того пола или не той внешности, которых ожидали родители; когда у ребенка обнаруживаются неожиданные диагнозы и сложности с поведением, развитием или здоровьем. Когда способности или интересы ребенка идут вразрез с ожиданиями родителей или полностью их не оправдывают.
И тогда путь к принятию становится долгим,внекоторыхслучаяхрастянувшимсянамногиегоды. Путь этот, как правило, очень непростой, болезненный. Чтобы принятьсвоегореальногоребенканужно
отказаться от фантазии о ребенке своей мечты и постепенно научиться принимать того реального человека, который живет рядом.
Пока родители не поймут этот горький, но простой факт, что их маленький человек именно такой, каким они его видят и знают, они не смогут по-настоящему принять и полюбить его и строить с ним открытые, искренние, отношения. И пока этого не случится, родители скорее будут являться воспитателями, которые выполняют свои базовые функции в отношении ребенка: они буду обеспечить безопасность, кормить, лечить, развивать своего ребенка, но!... не будут подлинными родителями
При таком недопринятии мамой своего ребенка, она часто очень добросовестно и даже слишком рьяно, исполняет свои задачи, но ей сложно давать ребенку искрении, не окрашенные болью или жалостью объятия, ласку и любовь.
Родители могут испытывать гамму разнообразных эмоций и переживаний проходя определённые ступени - от отрицания проблем до депрессии и опустошения. Стадии принятия таковы:
*Отрицание – родители не признают реальность и считают, что это временные трудности, или врачебная ошибка, или наветы и небрежение со стороны специалистов… что все будет в конечном итоге так, как они планировали и ожидали.
*Злость - приходит осознание реальности и злость за необратимость потери и неизбежность признания изменений в жизни, в семье, в представлении о ребенке. Злость обычно оборачивается на внешний мир, иногда на самого ребенка или близких людей.
*Торг - начинается активное «лечение, учение, мучение» ребенка и хождение по специалистам, в надежде, что не все так плохо, что кое-что еще можно поправить, что если очень стараться, то ребенок станет почти как обычный. Родитель согласен отдавать и вкладывать ресурсы в ребенка с условием, что все наладится. Важно сказать, что этот этап очень ответственный и в нем очень много ресурсов для родителей и возможностей для ребенка, если родитель сохраняет здравый смыл, чувство меры, и предпринимает усилия для помощи своему ребенку и себе.
*Депрессия – что-то меняется, но не так как хотелось бы, многое не подвластно изменениям, и тут приходит полное осознание и понимание, что теперь точно не будет так, как хотелось. Надо менять себя, образ жизни, и свое отношение к ситуации. Часто на это уже не
хватает родительских ресурсов, они истощились, если нет поддержки, многие мамы уходят в чувство вины, обиды на судьбу, «опускают руки», в голове появляются горькие мысли, иногда о свое смерти или смерти больного ребенка.
Это, пожалуй, самый сложный и драматический период. И тогда очень важно, чтобы рядом оказываются люди, готовые принять обессиленных родителей, просто быть с ними рядом и помогать по мере своих сил (физически, морально, материально). Хорошо, если есть возможность получать психологическую помощь, когда есть группы или сообщества таких же родителей.
*Принятие – процесс, когда постепенно правда становится неизбежной реальностью, с которой нужно научиться жить, получать новый опыт, приобретать новые умения, новые отношения, новый круг общения… Это время строить жизнь, с учетом факторов, которые изменению не подлежат. Это время действовать, учиться делать себя счастливым и открытым новому опыту.
Дорога по этим ступеням может растянуться на годы. Ведь мама или папа могут застрять на одной из ступеней или вернуться на, казалось бы, уже прожитую ступеньку.
Показателем успешно пройденного пути может опосредовано служить тот образ жизни, который ведет родитель. Если в нем есть место самореализации, друзьям, хобби, смеху, новым желаниям… то есть возможность думать, что родитель справился со своим горем неосуществившейся мечты. Но это не значит, что он не думает с печалью о физическом или интеллектуальном несовершенстве своего ребенка, что он не замечает разницы между своим и чужим ребенком, что не переживает о будущем. Нет, все это он видит, понимает и переживает. Но эти мысли, чувства и переживания не являются основными и доминирующими, они не определяют смысл жизни родителя, а являются неотъемлемым, но вторичным аспектом жизни. Они тот новый контекст, образно говоря, новые декорации и сюжет, в котором развивается судьба родителя, семьи и ребенка. Где родитель - главный режиссер и главный герой своей судьбы.
Упражнение «Слепой, глухой, немой»
Цели этого упражнения заключаются в погружении здоровых родителей в мир человека с ограниченными возможностями, развитии принятия, помощи в понимании подводных камней и возможных последствий, т. е. комплекса проблем и трудностей, с которыми приходится иметь дело инвалидам – и не только в силу наличия у них физических недостатков, но и вследствие социального непонимания, непринятия.
Инструкция. Выбираются 3 человека, которые будут играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:
1-й – не двигается, не слышит, но говорит и видит;
2-й – не говорит, не слышит, но двигается и видит;
3-й – не говорит, не видит, но слышит и двигается.
Задания для коммуникации:
• Вы собрались на праздник, договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок.
• Составьте список любимых продуктов для празднования дня рождения.
• Выберите новую марку сотового телефона с разными функциями.
Группа не помогает. По окончании первой серии можно предложить эти роли проиграть другим участникам группы.
Упражнение «Ворвись в круг»
Инструкция. Нечетное количество участников. Сначала все беспорядочно двигаются по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Участникам в кругу нужно не
пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть внутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10–20 минут.
По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминации. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям. Этим опытом они делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций в общем кругу. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть справедливыми, и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т. д.).
Арт-терапевтическое упражнение «Мой цветочек»
Закройте глаза и попробуйте представить себя на поляне, где мягкая трава и поют птицы, греет солнышко. Почувствуйте, как ваши глаза отдыхают, отдыхают руки и ноги. Ваше дыхание становится ровным и спокойным, Вам приятно находиться на этой поляне. Представьте, что перед вами появился цветок, посмотрите какой он, какие у него стебли, листья и лепестки. Потрогайте его, ощутите его аромат. Позвольте себе побыть с ним. Полюбоваться им, посмотрите, как он колышется на ветру. Как он радуется солнцу, тянет к нему свои лепестки. Вам становится спокойно и уютно. Вы чувствуете себя легко и бодро. Вы готовы продолжать свой день. Запомните свой цветок и возвращайтесь обратно в комнату.
Предложить родителям нарисовать свой цветок. Для рисования предлагаются на выбор использовать: пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры и краски.
Каждый родитель самостоятельно, как он увидел и почувствовал свой цветок, переносит его на бумагу. Здесь проявляется свобода творчества и спонтанность. По завершении рисования педагог-психолог предлагает вспомнить и вписать в лепестки все важные (чувства) слова, которые родитель вкладывал в этот цветок.
Обратите внимание на то, комфортно ли этому цветку? Где он растет? Есть ли у него земля, вода, защита или другой источник его жизненной силы? Если вы видите, что цветок «завис» в пространстве, если он оторван от земли и вам кажется, что он растет и живет неполноценной жизнью, предлагаю вам поместить цветок в то место и состояние, где ему будет комфортно: к примеру, дорисуйте цветку горшок или грядку.
После того как вы внесли изменения, подумайте и ответьте: как это повлияло на цветок? Затем обратитесь к своей жизненной ситуации, поразмышляйте, что эти изменения означают для вас.
Например: вы дорисовали солнышко. А что для вас в реальной жизни означает солнце, какие образы с ним связаны? Обычно его ассоциируют с теплотой, комфортом и заботой. Если вам не хватает теплоты, комфорта и заботы, то спросите себя: как добавить все это в свою жизнь? Тем самым вы обозначаете свою цель!
В завершение техники я предлагаю взять лист на ладони и рассказать о цветке, о чувствах, которые он вызывает. О том, как ощущается этот цветок и т.д. И приложить его к своей груди, чтобы напитаться всем светлым и прекрасным, что излучает цветок.
Также рекомендуется поставить или повесить рисунок на видное место, чтобы обращаться к нему и заряжаться от него ресурсом.
Рефлексия:
Работа в группе завершается общим шерингом обсуждением услышанного, присвоенного, полученных инсайтов и новых знаний.
Можно предложить поделиться тем, насколько было легкими или трудным эти задания, изменившимся состоянием, настроением, телесными ощущениями во время упражнений и после.