ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Новицкая Галина Михайловна

Учитель-логопед

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Основная общеобразовательная школа № 58» (МБОУ г. Мурманска ООШ № 58)

Город Мурманск

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ ОПЫТНОГО ПЕДАГОГА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Новицкая Галина Михайловна

учитель-логопед

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение г. Мурманска

«Основная общеобразовательная школа № 58»

(МБОУ г. Мурманска ООШ № 58)

Наставничество является не только технологией передачи педагогического опыта, но и представляет собой эффективную форму педагогической синергии опытного педагога и молодого специалиста. Происходит двустороннее обучение, при котором и наставник, и его ученик получают друг от друга что-то новое, так что их отношения взаимовыгодны. Молодой специалист перенимает ценный  опыт и знания, происходит интенсивное личностное формирование навыков, компетенций. Наставник раскрывает свой потенциал методиста, получает позитивные эмоции от осознания собственного уровня профессиональной зрелости, от совместного творчества.

Цели и задачи наставничества

Деятельность  наставника ставит цель: создать организационно-методические условий для успешного профессионального самосовершенствования молодого специалиста.

Наставническая деятельность предполагает решение комплекса следующих задач.

  1. Передача ценностей и традиций профессионального сообщества педагогов

2.Актуализация у молодого педагога устойчивой мотивации к профессиональному самосовершенствованию и систематизации методического опыта.

3.Поддержка адаптации педагога в образовательной среде; помощь в процессе его обучения, ускорение профессионального становления.

 

Содержание деятельности наставника

К содержанию деятельности наставника относится:

  1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
  2. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности наставником; анализ деятельности опытных педагогов.
  3. Планирование, анализ и контроль деятельности молодого специалиста.
  4. Помощь молодому специалисту в осуществлении плановых мероприятий и в преодолении трудностей текущей педагогической деятельности.

 

Этапы профессионального становления молодого специалиста

Молодой специалист проходит следующие этапы профессионального становления.

І этап – адаптационный (1-й год работы).

Коллектив принимает  новичка. Выпускник (выпускница) ВУЗа адаптируется к коллективу педагогов, детей и родителей. В совместной работе с наставником определяются значимые затруднения и пути их решения.

ІІ этап – развивающий (2 год работы).

Идёт процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.

ІІІ этап – системный (3 год работы).

 В деятельности педагога складывается система работы, появляются собственные разработки. Педагог совершенствует свою работу, обобщает и транслирует свой опыт на мероприятиях различного уровня. Происходит выход на повышение квалификации.

 

Стили ведения наставнической деятельности

С учетом профессиональных потребностей молодого учителя на определённых этапах становления наставником используются различные стили ведения наставнической деятельности.

  1. Наставник-проводник.

Знакомит подопечного с системой школы, осуществляет пошаговое руководство его педагогической деятельностью.

  1. Наставник-защитник интересов.

Организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера, договариваться об участии специалиста  в мероприятиях.

  1. Наставник-кумир.

Наставник своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника.

  1. Наставник-консультант.

Этот стиль реализует функцию поддержки специалиста. Подопечный получает помощь по требованию.

  1. Наставник-контролёр.

При такой наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций.

 

Формы и методы работы с молодыми специалистами

В наставнической деятельности применяются традиционные и инновационные формы и методы работы с молодыми специалистами.

 

Традиционные эффективные методы

Взаимопосещение и анализ уроков, логопедических занятий наставника и молодого педагога

Практикумы  и Мастер-классы наставника

Открытые уроки и занятия молодого специалиста для учителей школы, слушателей областных курсов повышения квалификации

Профессиональные конкурсы молодого специалиста

Индивидуальные тематические консультации (системные - по плану работы наставника, внеплановые - по требованию и определённой заявленной теме молодого специалиста)

Индивидуальные консультации с комбинированной тематикой «Час вопросов и ответов»

Обзоры педагогической литературы

Подбор учебно-методической литературы

Методические тематические папки

Индивидуальный план работы

Собеседование

Анкетирование

Аудиоотчёты, фотоотчёты

 

Нетрадиционные методы

Кейс-метод – метод анализа и решения описанной в кейсе (файле)  педагогической ситуации

Коучинг - метод раскрытия потенциала специалиста, нацеленный на решение конкретной задачи: наставник помощью наводящих вопросов, подсказок специалисту запускает у него механизмы целеполагания и поиска наилучшего варианта решения проблемы

Квик–настройка - метод быстрого настроя молодого педагога на успешную работу (аффирмации – краткие позитивные мотивационные утверждения)

Интеллект-карты – метод предоставления информации для структурирования мыслительного процесса при выдвижении серии идей по решению проблемы; часть метода «Мозговой штурм»

 

Отдельно необходимо выделить применение методов и приёмов технологии педагогической синергии (подразумевающей взаимодействие и взаимообучение педагогов).

Совместные выступления на педсоветах, конференциях, семинарах различного уровня (Бинарное транслирование опыта)

Совместная подготовка публикаций

Совместная диагностика обучающихся

Совместное консультирование родителей

Совместное аналитическое изучение письменных работ обучающихся

Совместное изготовление пособий

Совместная разработка документов

Совместное посещение методических мероприятий, анализ выступлений и мастер-классов.

 

Результаты наставничества

Наставническая деятельность стремиться к достижению следующих результатов:

- удовлетворённость результатами наставнической деятельности наставником, молодым специалистом, педагогическим коллективом;

- повышение профессиональной компетентности молодого специалиста в вопросах педагогики и психологии; высокие результаты в престижных профессиональных конкурсах; выход на аттестацию (на 1 квалификационную категорию);

- высокие показатели работы с обучающимися образовательного учреждения.

 

Рекомендации наставнику

- Вдохновляйте наставляемого собственным примером, демонстрируйте трудолюбие и содержательный интерес к педагогической деятельности.

- Развивайте в  себе креативность, способность нестандартно решать задачи наставничества.

- Овладевайте  различными стилями педагогического общения, исключите формализованное общение.

- Демонстрируйте готовность к сотрудничеству, уважение, проявляйте терпение.

- Направляйте наставляемого в постановке целей и в поиске путей решения, не критикуйте, но корректируйте при необходимости.

- Делитесь личным опытом преодоления образовательного дефицита.

- Поощряйте трудолюбие, готовность к развитию, самостоятельность, нацеленность на результат.

- Помогайте в разрешении и предупреждении  конфликтных ситуаций в педагогической деятельности наставляемого.

 

Рекомендации молодому специалисту

- Наставник добровольно делится своими  ресурсами – уважайте наставника и цените его время.

- Максимально используйте возможности программы наставничества, сфокусируйтесь на своих целях и приоритетах.

- Проанализируйте структуру своего образовательного дефицита, со своей позиции предварительно определите объём,  виды помощи наставника.

- Демонстрируйте готовность к конструктивному позитивному общению, сотрудничеству, обучению.

- Процесс интенсивного развития и обучения трудозатратен, проявляйте трудолюбие и терпение.

- Проявляйте инициативу и креативность.

- Анализируйте, учитесь использовать конструктивную критику, избегайте  конфликтов в деятельности.

Список источников

  1. Галацевич А.Д.  Приоритетные формы наставничества: форма наставничества «ученик-ученик» // Материалы международной научно-практической конференции «Технологии наставничества в теории и практике работы с молодежью» / Галацевич А.Д. / Под редакцией Г.В. Ковалевой. — Санкт-Петербург, 2022. – С. 62-64. – Текст электронный // научная электронная библиотека. (дата обращения 25.09.2023).
  2. Веденькова Т.Н. Создание системы эффективного наставничества / Т. Н. Веденькова // Методист. — 2021. — № 7. — С. 16-18.
  3. Велиева С. В. Теория и практика наставничества молодого педагога: учебное пособие. – ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 2021. - 80 с.
  4. Методические рекомендации для разработки программ наставничества в рамках реализации целевой модели наставничества / Н.И. Горшков, Н.Е. Катунина, Омск, — Издательский центр КАН»/ — 2021. – C. 32. — ISBN: 978-5-907156-75-3. – Текст электронный //  научная электронная библиотека. — (дата обращения 28.09.2023).
  5. Созгизова Г.В. Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования: методическая разработка / Г.В. Созгизова – 2022. –Nsportal.ru: образовательная социальная сеть. – 2022. – (дата обращения 28.09.2023).
  6. Концепция развития наставничества в РФ: одобрена на президиуме РАО 29.06.2023 // Вестник образования России. — 2023. — № 16. — С. 21-41. – Текст электронный // Российская академия образования: сайт. –  (дата обращения 28.09.2023).

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.