ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Ахмедова Юлия Олеговна

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ №53 имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева

Курская область, г.Курск

Автор: Ахмедова Юлия Олеговна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №53 имени дважды Героя Советского Героя А.И. Родимцева».

Цель: Ознакомление с подростковым аддиктивным поведением и методами коррекции.       

           Аддиктивное поведение и его методы коррекции.

         Аддиктивное поведение – это один из типов, а отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций, иными словами поведение вызванное приемом психоактивных веществ ( алкоголь, наркотические вещества) и продуктов питания, а так же уходом от реальности в компьютерные онлайн игры или в религиозные секты.

Исходя из этого определения мы можем выделить 2 вида аддиктивного поведения:

  1. Химические аддикции: зависимость от ПАВ – алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурение. Внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого несовершеннолетнего разрушается значительно быстрее, и в это разрушение вовлекаются близкие ему люди.
  2. Нехимические аддикции: переедание, голодание, коллекционирование, сексуальная аддикция, азартные игры, трудоголизм, компьютерные игры и Интернет, фанатное движение в музыке, просмотр «мыльных опер», созависимость. Внимание подростка постоянно фиксируется на определенных предметах или проявлениях активности, принимая такие размеры, что начинает управлять его жизнью, делая несовершеннолетнего беспомощным, лишая воли к противодействию аддикции. Эти предметы или виды деятельности постепенно вытесняют из жизни подростка нормальные контакты с людьми.

        Основной мотив такого поведения это «серое», апатичное состояние человека. Подростки в таком состоянии ищут то, что даст им эффект «вау» - новая реальность, где они нужны, где им весело. Такие примеры можно найти как в реальной жизни, так и в художественной литературе.

В соответствии с концепцией Н. Пезешкиана (немецкий невролог, психиатр и психотерапевт) существует четыре вида «бегства» от реальности:

  1. «Бегство в тело» - происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. Это частые изменения своей внешности вплоть до пластической хирургии, частые сексуальные контакты.
  2. «Бегство в работу (учебу)» характеризуется дисгармоничной фиксацией на школьных делах, которым подросток начинает уделять непомерное время в сравнении с другой деятельностью, становясь трудоголиком.
  3. «Бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму.
  4. «Бегство в фантазии» - уход в мир фантазий, в религиозные секты.

    Подросток с аддиктивным поведением подстраивается под нормы общества и формально научается использовать социальные роли. При налаживание контактов, использует манипулятивные техники и испытывает поверхностную эмоциональную связь. Обманывает окружающих и обвиняет их в собственных ошибках и промахах.

   Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период у несовершеннолетних происходит потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Анализируя вышесказанное, мы выделяем следующие факторы:

  1. повышенный эгоцентризм;
  2. тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
  3. амбивалентность и парадоксальность характера;
  4. стремление к неизвестному, рискованному;
  5. стремление к независимости и отрыву от семьи;
  6. незрелость нравственных убеждений;
  7. болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
  8. склонность преувеличивать степень сложности проблем;
  9. кризис идентичности;
  10. деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
  11. негативная или несформированная «Я-концепция»;
  12. гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипация, увлечения (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация);
  13. низкая переносимость трудностей;
  14. преобладание пассивных стратегий в преодолении стрессовых ситуаций.

Перед выбором коррекционных программ мы проводим скриниги и диагностику:

  • изучаем личность обучающегося и коллектива группы
  • анализируем адаптацию подростка в среде;
  • выявляем дезадаптированных обучающихся;
  • изучаем взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками;
  • подбираем пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляем и развиваем интересы, склонности и способности обучающихся;
  • осуществляем психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков.

Следующие направления мы выделим для коррекционной работы:

- информирование (лектории, занятия с использованием интерактивной формы

обучения и др.); - мы проводим различные беседы по поводу аддиктивного поведения, здорового образа жизни и его влияния на жизнь, влияния компьютерных игр и интернета, влияние стресса и тревожности, важности поддержки и взаимопонимания.

- метод групповой дискуссии – подростки рассуждают на темы, которые мы привели выше, почему они за или против той или иной темы;

- организация и проведение антинаркотических мотивационных акций и др – в школах есть проекты «Скажи «нет» ПАВам» по борьбе с детской и подростковой наркоманией.

При выявлении подростков, употребляющих психоактивных веществ поможет только медикаментозное лечение.

                   

             

                                Используемые источники:

  • Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: МОДЭК, 2003. – 111с.
  • Змановская Е.В. Девиантология. - М.: Академия, 2008. – 288с.
  • Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2019. – 940с.
  • Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Городец, 2016. – 392с.
  • Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2019. – 458с.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.