Демчук Ольга Андреевна
педагог-психолог
ГАУСО СО «Реабилитационный центр города Каменска-Уральского»
Свердловская область, город Каменск-Уральский
Министерство социальной политики
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Свердловской области
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
города Каменска-Уральского»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Будь внимателен!» для детей с ОВЗ
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: (6 уч. часов)
Составитель:
Демчук Ольга Андреевна
педагог-психолог
Каменск – Уральский
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка............................................................................3
1.1. Направленность программы.................................................................3
1.2. Новизна...................................................................................................3
1.3. Актуальность программы................................................................…..3
1.4. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.....................................................................................................4
1.5. Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся………………………………………………………………......4
- Учебный план .......................................................................................…6
2.1. Сроки реализации.............................................................................…..6
2.2. Форма занятий.................................................................................……6
2.3. Режим занятий....................................................................................….6
2.4. Планируемые результаты..................................................................….6
2.5. Мониторинг результатов освоения программы............................…...6
2.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы.........................................................…...6
- Учебная программа.............................................................................…...7
3.1. Учебно-тематический план..........................................................……..7
3.2. Содержание базовых тем программы.............................................…...7
- Методическое обеспечение программы.............................................….15
- Кадровое обеспечение реализации программы.................................….15
- Материально-техническое обеспечение............................................…..16
Список литературы..................................................................................…..17
Приложения к программе…………………………………………………..18
- Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будь внимателен!» для детей с ОВЗ разработана с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письма Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- Направленность программы
Программа «Будь внимателен» для детей с ОВЗ отнесена к программам социально - гуманитарной направленности. Программа разработана на основе методических пособий «Диагностика и коррекция внимания» Малашинская Л.И., Осипова А.А., «Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов » Черемошкина Л.В.
Теоретической и методологической основой программы являются:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- фундаментальные научно-теоритические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е.Левина).
- Новизна
Новизна программы заключается в том, что в процесс обучения включена деятельность с использованием нейропсихологических игр.
- Актуальность программы
Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы обусловлена тем, что развитие произвольного внимания у детей дошкольного и школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует навыки самоконтроля, умение действовать в соответствии с поставленной целью. Развитие таких свойств внимания как объем, переключение, сосредоточенность, распределение и устойчивость, обеспечивают возможность более качественного процесса обучения по различным учебным дисциплинам.
- Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: развитие произвольного внимания детей 5 -7 лет с ОВЗ.
Задачи:
Обучающие:
- Развитие различных свойств внимания (устойчивости, сосредоточенности, переключаемости, объема внимания).
Развивающие:
- Формирование произвольной регуляции поведения.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Закрепление навыков счета.
Воспитательные:
- Развитие навыков самоконтроля.
- Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Программа рассчитана на работу с детьми с ОВЗ 5-7 лет. Данному возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Дошкольный возраст – 3 - 7 лет. В эти несколько лет ребенок начинает открывать для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. У детей могут присутствовать такие нарушения психического развития, как: Психическое недоразвитие – общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем). Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерно позднее развитие (после 2 – 3 лет) нарушения. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована. Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д. Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Неравномерность психического развития Акселерация – это ускоренное (в среднем на 1-2 года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте. Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
- Учебный план
- Сроки реализации
Программа рассчитана на 6 учебных часов, реализуется в течение 1 учебного года.
- Форма занятий
Основными формами коррекционного обучения в реабилитационном центре являются психологические занятия, на которых систематически осуществляется психоэмоциональное развитие. Программа по развитию произвольности внимания предполагает решение коррекционных задач в форме:
- индивидуальных занятий;
- подгрупповых занятий (не более 3 человек в подгруппе).
- Режим занятий
Занятия проводятся в соответствии с графиком работы педагога-психолога, по индивидуальному графику обучающегося.
Продолжительность учебного часа – 30 минут, учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПин.
- Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы
К концу программы у обучающегося будет выявлено:
- улучшение качественных характеристик внимания (концентрация, распределение, объем, переключение).
- Улучшение навыков самоконтроля.
- Мониторинг результатов освоения программы
Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: диагностические задания (протоколы психологического обследования) и корректурной пробы. Результаты входного мониторинга фиксируются в протоколах (приложение № 1) и в критериально-оценочном листе (приложение № 2), по итогам которых можно отследить результативность программы.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
В конце реализации программы проводится итоговый мониторинг, заполняется критериально-оценочный лист (по баллам определяется результат работы за период пройденной программы).
Система отслеживания и оценивания результатов социально-эмоционального у ребёнка с ОВЗ оценивается по четырём уровням:
1-й уровень. Высокий (1,0 – 1,5 б)
2-й уровень. Средний (1,6 – 3,0 б)
3-й уровень. Низкий (3,1 – 4,4 б)
4-й уровень. Программа обучения ребенку не доступна (от 4,5 баллов).
- Учебная программа
3.1. Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
Т.1.1 |
Входная диагностика психического развития |
1 |
Т.1.2 |
«Животные» |
1 |
Т.1.3 |
«Фрукты-овощи» |
1 |
Т.1.4 |
«Игрушки» |
1 |
Т.1.5 |
«Геометрические фигуры» |
1 |
Т.1.6 |
Итоговая диагностика психического развития |
1 |
Итого: |
6 |
- Содержание базовых тем программы
Тема занятия |
Содержание |
Форма |
Вводный раздел |
||
Т.1.1 Входная диагностика психического развития |
Обследование уровня высших психических функций, эмоционального развития. |
Тестирование, бланк оценки развиваемых компетенций |
Основной раздел |
||
Т.1.2 «Животные» |
«Полоса препятствий» - дети выполняют задания, проходя препятствия (на красной подушке — хлопок, на желтой — присесть, на зеленой — 2 хлопка, стоя в желтом кольце — счет от 1 до 10, стоя в фиолетовом кольце — счет до 10 до 1). Сортер «Животные в домиках» - дети открывают домики по порядку, достают животных, называя их. Собирают сортер, ориентируясь на инструкцию педагога. Проговаривают, кто живет в каждом домике (тут живет заяц и т. д.), считают количество домиков. «Поймай рыбку» - дети ловят удочкой рыбку нужного цвета по инструкции педагога, считают количество рыбок, проговаривают цвета.
«Иголочки для ежей» Педагог дает ребенку большого и маленького ежа из фетра и прищепки. Закрепление понятий «большой-маленький», цвет (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый). Выполнение задания по инструкции (дай маленькому ежу красную иголочку, большому ежу - синюю и т.д./ убери у маленького ежа 2 красные иголочки, у большого зеленую и желтую), счет иголочек.
Пазлы «Домашние животные» - дети собирают животных по инструкции педагога (собери корову, козу). Складывают пазлы в коробочку по инструкции (убери свинью, убери того, кто между коровой и петухом и т.д.)
Графомоторная дорожка «Животные и детеныши» - дети по инструкции педагога берет карандаш нужного цвета, проводят дорожку. Проговаривают (у коровы есть теленок и т.д.)
Сортер «Ежик» - дети собирают узор, ориентируясь на зрительный образец и по памяти. Сравнивают получившийся узор, находят ошибки, исправляют их. |
Игра-разминка с использованием мягких модулей (подушки, пирамида), массажных дорожек.
Введение в тему Игра на развитие зрительного и слухового внимания, упражнение.
Игра на развитие зрительно-моторной координации
Сенсорная игра на развитие мелкой моторики, силы пальцев, слухового внимания.
Игра на развитие зрительного внимания, целостности восприятия.
Игра на развитие графомоторных навыков.
Игра на развитие зрительного внимания, памяти. |
Т.1.3 «Фрукты-овощи» |
«Полоса препятствий» - дети выполняют задания, проходя препятствия (на зеленой подушке — хлопок над головой, на красной — хлопок за спиной, на желтой — стоим на правой ноге), проползти через туннель, стоя в фиолетовом круге назвать 5 овощей, стоя в желтом круге назвать 5 фруктов.
Сортер-доска «Фрукты», «Овощи» - соотнесение контура с предметом, закрепление понятий овощей и фруктов, счет, дифференциация понятий.
Графомоторные дорожкки («Фрукты, «Овощи»»)
«Заплатки» - дети катают маленький шарик пластилина нужного цвета, ставят его в обозначенное контуром место.
Сортер с кружочками «Фрукты» - дети берут произвольно два кружочка двумя руками, одновременно помещают круги в нужные фрукты/берут круги нужного цвета по инструкции педагога.
Лабиринт «Яблоко» - дети проводят маркером дорожку по лабиринту. |
Введение в тему Игра-разминка с использованием мягких модулей (подушки, туннель, пирамида), массажных дорожек.
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового внимания.
Упражнение на развитие графомоторных навыков (пособие «Подготовка руки к письму» С.Б. Горбушина) Упражнение с пластилином на развитие мелкой моторики.
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового внимания.
Упражнение на развитие концентрации зрительного внимания. |
Т.1.4 «Игрушки» |
«Полоса препятствий» - дети выполняют задания, проходя препятствия (на зеленой подушке — повернуться направо, на красной — налево, на желтой — прыгнуть), перешагнуть через кубики.
«Машинки» - по инструкции педагога дети выставляют на рабочий лист фигурки машинок нужного цвета в определенном направлении (поставь красную машинку, которая едет направо, желтую — налево/ убери 1 зеленую, 2 красных машинки).
«Кулак, ребро, ладонь» - обучение выполнению упражнения вначале без предметов. Усложнение — добавляются машинки из счетного материала, выкладывается последовательность разных цветов. Инструкция для ребенка — на красной машинке — кулак, на зеленой — ребро, на желтой — ладонь, на синей — хлопок. Выполняется в двух направлениях (слева направо и справа налево).
Сортер «Ключики-замочки» - зрительное соотнесение, закрепление счета, цвета.
|
Введение в тему Игра-разминка с использованием мягких модулей (подушки, кубики, пирамида), массажных дорожек.
Дидактическая игра на развитие слухового, зрительного внимания, пространственных представлений.
Кинезиологическое упражнение
Дидактическая игра на развитие слухового, зрительного внимания, мышления. |
Т.1.5 «Геометрические фигуры» |
«Полоса препятствий» - дети выполняют задания, проходя препятствия (встать на подушку, с какой стороны от нее лежит фигура — той рукой взять ее и переложить на противоположную сторону, назвать фигуру. Перешагнуть через кубики. Задержаться, стоя на полусферах, считая до 10.
«Блоки Дьенеша» - дети составляют фигуры, ориентируюсь на зрительный образец (робот, грузовик), называют фигуры, цвет, размер. Педагог предлагает ребенку закрыть глаза, в это время меняет местами фигуры или добавляет новые. Задача ребенка — найти и исправить ошибки.
Сортер деревянный «Геометрические фигуры» + рабочий лист — педагог разбирает сортер, задача ребенка — поставить фигуры, ориентируясь на слуховую инструкцию (поставь красный круг, зеленый треугольник и т. д.). Усложнение — педагог разбирает сортер, дает ребенку рабочий лист с нарисованными попарно фигурами в столбик. Задача ребенка — взять двумя руками фигуры из первой пары, поставить одновременно на сортер, двигаясь зрительно сверху вниз и наоборот.
Развивающие игры Воскобовича «Фонарики» (дом) — задача ребенка — проанализировать зрительный образец фигуры, назвать геометрические фигуры, из которых она состоит, взять нужные, выложить фигуры на образец, затем на свой лист, обвести.
«Цветные ладошки» - перед ребенком выкладываются в столбик по 2 круга разного цвета. Справа и слева от кругов располагаются вертикально ладошки из бумаги красного, синего, зеленого и желтого цвета. Задача ребенка — указательными пальцами обеих рук дотронуться до первой пары кругов, далее положить руки на ладошки соответствующего цвета с соответствующей стороны. Упражнение выполняется сверху-вниз и снизу вверх. Усложнение — указательными пальцами дотрагиваемся до кругов и перекрестно меняем положение рук на ладошках. |
Введение в тему Игра-разминка с использованием мягких модулей (подушки, кубики, пирамида), массажных дорожек, массажных полусфер, набора геометрических фигур.
Упражнение на развитие зрительного внимания, самоконтроля.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации, слухового и зрительного внимания.
Упражнение на развитие графомоторных навыков, зрительного внимания.
Кинезиологическое упражнение
|
Заключительный этап |
||
Т.1.6 «Итоговая диагностика психического развития»
|
Обследование уровня высших психических функций, эмоционального развития. |
Тестирование, бланк оценки развиваемых компетенций. |
- Методическое обеспечение программы
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный (беседа).
- Наглядный (показ иллюстраций).
- Практический (игра, тестирование, самостоятельная работа).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- Частично-поисковый – решение детьми поставленной задачи совместно с педагогом.
- Исследовательский – самостоятельная работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- Подгрупповой – организация работы по малым группам (не более 2 человек).
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решения проблем.
Методическое сопровождение учебной работы педагога
Перечень дидактических материалов программы:
- Методическое пособие «Как научить детей сотрудничать» К. Фопель
- Учебно-методическое пособие «Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности» Бойков Д.И.
- Набор раздаточных карточек «Чувства и эмоции»;
- Иллюстративно-демонстрационный материал для занятий с детьми 3-7 лет «Мир чувств и эмоций».
- Кадровое обеспечение реализации программы
Для реализации данной дополнительной общеразвивающей программы необходим специалист с высшим психологическим образованием, в квалификации педагог-психолог. Компетентность педагога-психолога, реализующего программу, включает представление о планируемых результатах данной программы, умения проектировать зону ближайшего развития, психологически обеспечивать эмоционально-комфортную развивающую среду.
- Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
- Кабинет педагога-психолога;
- Оборудование учебного помещения:
- столы для учащихся – 2 шт;
- стулья для учащихся – 2 шт;
- стул для педагога – 1 шт;
-стол для педагога – 1 шт;
- шкафы и стеллажи для хранения дидактических и учебных пособий);
- Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер.
- Оснащение занятий:
- краски, карандаши, фломастеры
Список литературы
- Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220.
- Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
Нормативные документы
- Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18 июня 2003г. Ms. 28-02-484/16 от 03.06.2003г.
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155
- Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок, внесенным Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008.
- Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1.
Приложение № 1
Протокол
психологического обследования детей дошкольного возраста(5-6 лет)
Ф.И. О. ребенка___________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________Возраст________________________ДОУ________________________
Основной диагноз_________________________________________________________________________________
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию_____________
- Сколько тебе лет________________________________Когда ты родился?
3.С кем ты вместе живешь? Назови членов твоей семьи___________
- Как зовут маму?__________________________________Кем и где она работает?
- Как зовут папу?___________________________________Кем и где он работает?
- Назови свой домашний адрес. Где ты живешь?
- Кем ты хочет быть, когда вырастаешь?
- Какие сказки ты знаешь?
- Какие части суток ты знаешь?
1.Лестница(самооценка) |
Реб. |
Мама |
Папа |
Оценка |
Примечание |
||||||||||
2.Нелепицы (общая осведомленность) |
|
|
|
||||||||||||
3. Времена года (общая осведомленность) |
|
|
|
||||||||||||
4. Найди такую же картинку (внимание) |
|
|
|
||||||||||||
5. 10 предметов (память) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|||
6. Найди «семью» (мышление) |
Посуда
|
Одежда
|
Трансп. |
Овощи |
Фрукты |
Мебель |
|
|
|||||||
7. Рыбка (мышление) |
|
|
|
||||||||||||
8. Рисунок человека |
|
|
|
||||||||||||
9. Последовательность (речь, мышление) |
|
|
|
||||||||||||
10. Разрезные картинки (восприятие) |
|
|
|
||||||||||||
11. На что похоже? (воображение) |
1) |
|
|
||||||||||||
2) |
|||||||||||||||
3) |
|||||||||||||||
Итого: |
|
|
|||||||||||||
Средний балл: |
|
|
|||||||||||||
Приложение № 2
Протокол
психологического обследования детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Ф.И. О. ребенка_______________________________________________________________________
Дата рождения_________________________Возраст________________________ДОУ____________
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию_____________________________________________
- Сколько тебе лет____________________________Когда ты родился?________________________________
3.С кем ты вместе живешь? Назови членов твоей семьи_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Как зовут маму?_____________________________Кем и где она работает?___________________________
- Как зовут папу?_____________________________Кем и где он работает?_____________________________
Субтесты |
Протокол |
Оценка |
Примечание |
|||||||||||||
1.Лестница (самооценка) |
Реб. |
Мама |
Папа |
|
|
|||||||||||
2.Вырежи круг (мелкая моторика) |
|
|
|
|||||||||||||
3. Домик |
|
|
|
|||||||||||||
4. 10 слов (память) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
||||
5. Закончи предложения (словесно-логическое мышление) |
|
|
|
|||||||||||||
6. 4 лишний (образно-логическое мышление) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
7. Последовательные картинки (мышление, речь) |
|
|
|
|||||||||||||
8. Найди недостающий (логическое мышление) |
|
|
|
|||||||||||||
9. Рисунок человека |
|
|
|
|||||||||||||
10. Разрезные картинки (восприятие) |
|
|
|
|||||||||||||
11. На что похоже? (воображение) |
1) |
|
|
|||||||||||||
2) |
||||||||||||||||
3) |
||||||||||||||||
12. Запрещенные слова (произвольность) |
|
|
|
|||||||||||||
13. Графический диктант (произвольность) |
|
|
|
|||||||||||||
Итого: |
|
|
||||||||||||||
Средний балл: |
|
|
||||||||||||||
Приложение № 3
Критериально-оценочный лист
по программе «Учусь дружить» для детей с ОВЗ
№
|
ФИ |
Диагностика психического развития |
Итоговый балл |
||
В |
И |
В |
И |
||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
В-входной мониторинг;
И- итоговый мониторинг.