Кустышева Анна Владимировна
Педагог-психолог
ГОУ РК «Специальная коррекционная щкола-интернат №12»
Республика Коми прилузский район с. Читаево
Государственное образовательное учреждение республики Коми «Специальная коррекционная школа-интернат № 12» с. Читаево
У Т В Е Р Ж Д А Ю |
|
Директор ГОУ РК «Школа-интернат №12 с. Читаево» |
|
………………/ С.В. Лихачева / |
|
Приказ № ……. ……… …………………………..2024 г. |
|
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с подростками ОВЗ с (УО), обучающихся в коррекционной школе
по Игротерапии
7-9 классы
Составил:
педагог-психолог: Кустышева А.В.
Пояснительная записка
Актуальность
Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:
-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
- профессиональное самоопределение;
- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.
У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.
Сегодня игра - самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и со взрослыми.
Для школьников 12–15 лет игра является безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Мальчики - девочки, последователи - лидеры, отверженные - «звезды» - все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. В игре им такая возможность предоставляется.
Для старших подростков характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как средство познания и развития. Психолого-педагогические возможности игры велики. В игре несовершеннолетний чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами.
Игра способствует развитию и саморазвитию, задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве, формирует саморегуляцию, развивает навыки планирования, самоконтроля и самооценки.
В игровой деятельности подросток чувствует себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы), он старается осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе. Совместная деятельность предполагает коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников и развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит детей видеть ситуацию глазами другого.
Цель программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, адекватной самооценки, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
- Обучение коммуникативным навыкам;
- Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;
Развивающие:
- Формирование навыка самопознания;
- Способствовать личностному развитию;
- Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;
Воспитательные:
- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
- Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
- Воспитание интереса к совместной деятельности;
- Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
- Воспитание у детей взаимоуважения, взаимодоверия;
Отличительная особенность программы
Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.
В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.
Ключевые понятия
Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;
Самоуважение – чувство собственного достоинства;
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;
Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;
Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;
Ценности – это то, что дорого и важно для человека;
Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 15 до 16 лет.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -35часов;
Ожидаемые результаты:
В результате учащиеся должны ЗНАТЬ:
- Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
- Научить пользоваться правилами выбора профессии;
- Наличие навыка самопознания;
- Осознание личностных ценностей;
В результате учащиеся должны УМЕТЬ:
- Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
- Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;
- Адекватные навыки общения;
- Обрести уверенность в себе
Тематический план программы
№ |
Дата |
Тема занятия |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
|
Диагностика |
Уровень тревожности. Самооценка
|
2 |
2 |
|
Давайте познакомимся |
Тренинг. Взаимодействие с друг другом. |
1 |
3 |
|
Настольная игра «Эмоджинариум» |
|
1 |
4 |
|
Игра «Крокодил» |
|
1 |
5 |
|
«Дружим не против, а друг за друга» |
Занятие с элементами трениннга |
1 |
6 |
|
Настольная игра «Хулиганы, свидетели, жертвы» |
|
1 |
7 |
|
Настольная игра «Я тебя понимаю» |
|
1 |
8 |
|
Настольная игра «Гнев» |
|
1 |
9 |
|
Игра «Дженго» |
|
1 |
10 |
|
«Моя профессия» |
Занятие с элементами треннинга |
1 |
11 |
|
Настольная игра «Мой город» |
|
1 |
12 |
|
Настольная игра «Территория страха» |
|
1 |
13 |
|
Настольная игра «Социум» |
|
1 |
14 |
|
«Я люблю жизнь» |
Занятие с элементами тренинга1 |
1 |
15 |
|
Настольная игра «Суицид» |
|
1 |
16 |
|
Настольная игра «Ты лучший» |
|
1 |
17 |
|
Игра «Аукцион ценностей жизни» |
|
1 |
18 |
|
«Карта моих желаний» |
Арт-терапия |
1 |
19 |
|
«Формирования ЗОЖ» |
треннинг |
1 |
20 |
|
«Профилактика агрессивного поведения» |
Треннинг |
1 |
21 |
|
«Конфликтные ситуации» |
Треннинг. |
1 |
22 |
|
«Мои права и права других людей» |
Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей |
1 |
23 |
|
«Познание своего Я» |
Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои так и другие |
1 |
24 |
|
Настольная игра «Один в поле не воин» |
|
1 |
25 |
|
Настольная игра «Последствия» |
|
1 |
26 |
|
Настольная психологическая игра «Семейные псикреты» |
|
1 |
27 |
|
«Мы все разные но мы одинаковые» |
Треннинг на сплочение |
1 |
28 |
|
Игра «Крокодил» |
|
1 |
29 |
|
«Ох уж эти экзамены» |
Треннинг |
1 |
30 |
|
Настольная игра «Миллионер» |
|
1 |
31 |
|
Настольная психологическая игра «Теплая компания» |
|
1 |
32 |
|
Настольная игра «Путь в будущее» |
|
1 |
33 |
|
Диагностика |
Самооценка, тревожность |
2 |
34 |
Всего |
|
|
35 |
Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер, проектор.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: настольные игры; цветные карандаши; краски; гуашь; ручки шариковые; бумага для ксерокса.
Литература, используемая для разработки программы
- А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
- Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
- Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
- Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.