ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кустышева Анна Владимировна

Педагог-психолог

ГОУ РК «Специальная коррекционная щкола-интернат №12»

Республика Коми прилузский район с. Читаево

Государственное образовательное учреждение республики Коми «Специальная коррекционная школа-интернат № 12» с. Читаево

 

 

 

 

 

         У Т В Е Р Ж Д А Ю

 

     Директор ГОУ РК

«Школа-интернат №12 с. Читаево»

 

     ………………/ С.В. Лихачева /

 

Приказ № ……. ………

…………………………..2024 г.

 

Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с подростками ОВЗ с (УО), обучающихся в коррекционной школе

по Игротерапии

7-9 классы

Составил:

 педагог-психолог: Кустышева А.В.

Пояснительная записка

Актуальность

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов  самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;

- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

- профессиональное самоопределение;

- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;

- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.

Сегодня игра - самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и со взрослыми.

Для школьников 12–15 лет игра является безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Мальчики - девочки, последователи - лидеры, отверженные - «звезды» - все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. В игре им такая возможность предоставляется.

Для старших подростков характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как средство познания и развития. Психолого-педагогические возможности игры велики. В игре несовершеннолетний чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами.

Игра способствует развитию и саморазвитию, задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве, формирует саморегуляцию, развивает навыки планирования, самоконтроля и самооценки.

В игровой деятельности подросток чувствует себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы), он старается осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе. Совместная деятельность предполагает коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников и развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит детей видеть ситуацию глазами другого.

Цель программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, адекватной самооценки, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Обучающие:

  • Обучение коммуникативным навыкам;
  • Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
  • Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;

Развивающие:

  • Формирование навыка самопознания;
  • Способствовать личностному развитию;
  • Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;

Воспитательные:

  • Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
  • Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
  • Воспитание интереса к совместной деятельности;
  • Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
  • Воспитание у детей взаимоуважения, взаимодоверия;

Отличительная особенность программы

Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.

Ключевые понятия

Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;

Самоуважение – чувство собственного достоинства;

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;

Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;

Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;

Ценности – это то, что дорого и важно для человека;

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 15 до 16 лет.

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -35часов;

Ожидаемые результаты:

В результате учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • Научить пользоваться правилами выбора профессии;
  • Наличие навыка самопознания;
  • Осознание личностных ценностей;

В результате учащиеся должны УМЕТЬ:

  • Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
  • Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;
  • Адекватные навыки общения;
  • Обрести уверенность в себе

 

Тематический план программы

Дата

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1

 

Диагностика

Уровень тревожности.

Самооценка

 

2

2

 

Давайте познакомимся

Тренинг. Взаимодействие с друг другом.

1

3

 

Настольная игра «Эмоджинариум»

 

1

4

 

Игра «Крокодил»

 

1

5

 

«Дружим не против, а друг за друга»

Занятие с элементами трениннга

1

6

 

Настольная игра «Хулиганы, свидетели, жертвы»

 

1

7

 

Настольная игра «Я тебя понимаю»

 

1

8

 

Настольная игра «Гнев»

 

1

9

 

Игра «Дженго»

 

1

10

 

«Моя профессия»

Занятие с элементами треннинга

1

11

 

Настольная игра «Мой город»

 

1

12

 

Настольная игра «Территория страха»

 

1

13

 

Настольная игра «Социум»

 

1

14

 

«Я люблю жизнь»

Занятие с элементами тренинга1

1

15

 

Настольная игра «Суицид»

 

1

16

 

Настольная игра «Ты лучший»

 

1

17

 

Игра «Аукцион ценностей жизни»

 

1

18

 

«Карта моих желаний»

Арт-терапия

1

19

 

«Формирования ЗОЖ»

треннинг

1

20

 

«Профилактика агрессивного поведения»

Треннинг

1

21

 

«Конфликтные ситуации»

Треннинг.

1

22

 

«Мои права и права других людей»

Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей

1

23

 

«Познание своего Я»

Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои так и другие

1

24

 

Настольная игра «Один в поле не воин»

 

1

25

 

Настольная игра «Последствия»

 

1

26

 

Настольная психологическая игра «Семейные псикреты»

 

1

27

 

«Мы все разные но мы одинаковые»

Треннинг на сплочение

1

28

 

Игра «Крокодил»

 

1

29

 

«Ох уж эти экзамены»

Треннинг

1

30

 

Настольная игра «Миллионер»

 

1

31

 

Настольная психологическая игра «Теплая компания»

 

1

32

 

Настольная игра «Путь в будущее»

 

1

33

 

Диагностика

Самооценка, тревожность

2

34

Всего

 

 

35

 

Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер, проектор.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  3. Материалы для занятий: настольные игры; цветные карандаши; краски; гуашь; ручки шариковые; бумага для ксерокса.

 

 

Литература, используемая для разработки программы

  1. А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
  4. Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
  5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
  6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
  7. Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
  8. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
  9. Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические  тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.