Лаврентьева Виктория Александровна
Педагог-психолог
Янинский ЦО, СОШ
Ленинградская область,
Янино-1
ФАКТЫ О БУЛЛИНГЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ. БОРЬБА С БУЛЛИНГОМ
Каждый педагог и родитель обязан знать следующие факты:
1.Буллинг не является игрой или безобидной шуткой.
Шутка- это когда весело всем участникам процесса
Игра- это когда согласны с правилами и условиями все присутствующие
- Буллинг не проходит сам по себе
Это явление, при котором очень быстро стирается понимание нормы. И то что еще вчера, могло шокировать наблюдателей, сегодня становится новой нормой. И ежедневно градус только увеличивается
- Буллинг не является проблемой того, кого травят
Это не сложность коммуникации «Васи и одноклассников»
Это жестокость, которую проявляет группа по отношению к кому-то одному, более слабому. И именно это провоцирует девиантное поведение в будущем в более глобальных масштабах
На примере сказки «Гадкий утенок» можно вспомнить , что у утенка не было проблем с коммуникацией. Просто из-за своих внешних отличий, он был вынужден терпеть щипки и насмешки. Никого не интересовало, что он говорит и как.
У него не было ни единого шанса объясниться и наладить эту самую коммуникацию. Группа решила его исключить. И по данному примеру понятно, что вопрос был исключительно в группе, но не в утенке
И вопрос необходимо решать именно с группой
Что делать и как с этим бороться?
В первую очередь важно называть вещи своими именами . У безопасного на слух буллинга, есть отечественный синоним. Который гораздо лучше характеризует то, что происходит и это слово- травля
Важно донести до сознания подростков, что действия , при которых выделяется один или несколько участников в негативном ключе, а именно:
? регулярные насмешки и неподобающие шутки
?физическое воздействие: толкнуть, схватить, отобрать что-то, испортить одежду
?игнорирование
И ряд других действий, которые призваны причинить боль моральную или физическую, являются насилием
Во вторую очередь необходимо донести, что совершает насилие не только инициатор травли, но и наблюдатели
Именно с их молчаливого согласия происходит буллинг. Как и любые преступления, именно равнодушие, провоцирует дальнейшую травлю
В третью очередь важно понимать мотивы
Инициатору травли необходимы одобрение в виде улыбок, взглядов, страха и молчаливого одобрения со стороны сверстников
И совершает он это, только ради эффекта от зрителей
Внутри преследователя очень много обиды, боли и ощущения собственной ничтожности
Именно поэтому ему так необходимо повышать свою значимость, подавляя другого
Достаточно наблюдателям выразить протест
Озвучить свое отношение к этому
Назвать травлю низким и подлым поступком и с большой долей вероятности, преследователь потеряет к этому интерес
На группу детей может и должен оказывать влияние тот, кому дело доверяют
Это авторитетный для детей педагог или классный руководитель
Каждая ситуация должна быть разобрана.
Практический пример разбора:
Чего делать нельзя ?:
«Давайте пожалеем Васю, ему обидно и больно»
«Петя, ты же сильнее. Зачем ты обижаешь слабого Васю?»
Что делать нужно:✅
Обратиться ко всем детям:
«Представьте на секунду себя на месте Васи. Что бы вы чувствовали?. Назовите это?»
После чего попросить детей, поднять руки тех, кто хотел бы это пережить на практике в реальном опыте?
А теперь поднимите руки те, кто считает то, что сделал «Петя (преследователь) поступком, заслуживающим уважения
После чего проговорить новые правила в коллективе :
ПРИМЕР:
«Не оценивать внешность, личностные качества в негативном ключе. Так как это ранит другого. Не берите на себя роль палача»
Вместо этого от души сделайте комплимент, не бойтесь говорить приятные слова, ведь благодаря телам сердцам МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ . Будьте волшебником своего МИРА
И подведем итог:
- Вмешательство взрослых
- Осуждение группой, зачинщика травли
- Практическая работа по профилактике из статьи выше
Это то, что действительно работает