Ананко Е.М. педагог-психолог
ГКУ СО КК «Приморско-Ахтарском КЦРИ»
Песочная терапия в реабилитации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие эмоциональной сферы детей на сегодняшний день является одной из важных проблем. Чувства ребенка – это самый важный показатель того как он понимает свой внутренний психологический мир. [2, с. 3]. Поэтому использование песочной терапии в работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является очень эффективным инструментом.
В ГКУ СО КК «Приморско-Ахтарском КЦРИ» песочная терапия зарекомендовала себя, как продуктивный и действенный метод организации психокоррекцонной деятельности в рамках эмоционально-волевой сферы детей. Важной составляющей песочной терапии с воспитанниками нашего учреждения является тесная взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга [3]. Во время работы с песком используются обе руки, иногда одновременно, что оказывает положительное воздействие на развитие и взаимодействие обоих полушарий. Это влияет на улучшение эмоционального состояния и развитие мелкой моторики. Дети формируют умения владеть своими руками, снижается уровень раздражения и эмоциональных срывов, тренируется память и внимание, развивается воображение, что благотворно влияет на укрепление нервной системы.
В своей работе данный вид терапии я использую для коррекции эмоциональной сферы, при чрезмерной возбудимости, гиперактивности, агрессивных проявлениях, поведенческих проблемах, тревожности, страхов и решения проблемных эмоциональных ситуаций. Большое значение в процессе занятий с песком уделяется ознакомлению с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению наших воспитанников, научению выхода из конфликтных ситуаций, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.
Методическим материалом для песочной терапии в нашем учреждении является:
- ящик для песка (50х70) с выкрашенным дном в голубой цвет;
- песочный световой стол;
-песок,
- различные мелкие игрушки (сказочные персонажи, животные, домики, машинки, бусы, камешки, бросовый природный материал).
Техники песочной терапии, применяемые мною как педагогом-психологом:
- Диагностика – создание композиции по проблеме на песке порой на много информативнее, чем описание проблемы устно или в рисунке. Дети быстрее соглашаются на такое действие, в первую очередь из любопытства, иногда из-за того, что не умеют рисовать на бумаге, в связи с диагнозами. Песок расслабляет и позволяет включать ребенка во взаимодействие и манипуляцию фигурками. Наблюдая за ребенком в процессе диагностики на песке, по тому как он действует с предметами, фигурками, можно сделать вывод о семейной ситуации и о том, что его в данный момент волнует. Важно обращать внимание на очередность действий, соответствие проигрываемой ситуации заданной теме, на то, как и где находятся члены семьи по отношению друг к другу, выбор фигурок для каждого члена семьи, границы взаимодействий в семье. Также основываясь на действие ребенка в песке можно выявить проблему взаимодействия со сверстниками, в школе, в детском саду и т.д. В процессе диагностики на песке выявляется уровень речевой активности, умения выстраивать сюжет в игровой деятельности, эмоциональная составляющая и личностные взаимоотношения в семье. Результаты диагностики на песке регистрируются в диагностическом листе в графе первичная диагностика и фото песочницы прикладывается к нему. На основании этой диагностики ребенку назначается программа коррекционной работы для дальнейшей деятельности.
- Коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками и членами их семей – улучшают взаимодействие с замкнутым и стеснительным ребенком, позволяютналадить межличностные отношения в коллективе, в семье. В работе я использую сухой песок, мокрый и кинезиологический. Для повышения заинтересованности детей в занятии привношу сюрпризные моменты в качестве «волшебных фигур»: песочная фея, ритуалы вхождения в сказку (историю) через «волшебство», помогающее попасть в песочную страну. Мокрый и кинезиологический песок использую для работы с воспитанниками с повышенным эмоциональным и мышечным тонусом через умение мять песок, строить песочные замки, работать с формочками для песка и украшать полученные постройки. [1, с. 59].
- Игровая – позволяет быстрее решить психологические проблемы ребенка. Обыгрываемые совместно с воспитанником в игре волшебные истории, созданные волшебные страны и сказки помогают ребенку найти выход из различных проблемных ситуаций. На водных занятиях проходит знакомство с песком через показ педагогом возможных манипуляций с ним. Сюда входят такие методы как: мять песок в руках, строить из песка, различные следы на песке, игры с игрушками. Следующий этап – это работа над проблемой ребенка с различной тематикой, например: «Семья», «Друзья», «Мой поход в горы», «Город для моего героя» и др. Здесь можно разыгрывать любые сказочные ситуации, используя воображение ребенка и выявляя его поведенческие и эмоциональные нарушения. Зачастую в процессе работы с песком ребенок показывает свои самые искренние и потаенные эмоциональные переживания, уходит боязнь страшных образов и разрешаются многие ранее не разрешимые ситуации, которые могли перейти в психическую травму.
Вот несколько вариантов коррекционной работы в рамках песочной терапии с воспитанниками моего учреждения;
- Прятки;
Воспитаннику предлагается выбрать одну или несколько фигурок для того, чтобы спрятать в песке. Педагог предлагает закрыть глаза или отвернуться ребенку. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Можно усложнить игру тем, что после нахождения фигурки нужно будет о ней рассказать или придумать про нее историю.
- Пересыпаем песок из разных емкостей;
- Строим замки из очень мокрого (кинетического) песка (методом натекания);
- Работаем с мокрым (кинетическим) песком при помощи формочек (паски);
- История,«Мир»;
Воспитанником выбирается фигурка, которая станет главным в его истории, и размещается им на подносе с песком. Затем с моей посильной помощью, как педагога – психолога или же самостоятельно, ребенком, придумается история или сказка про этого персонажа. В процессе рассказа в песочницу добавляются персонажи истории: фигурки – действующие лица, камешки и все необходимые объекты. История заканчивается по желанию ребенка или вместе с выбором последней фигурки. Здесь важно постепенно вводить в работу новые объекты, для дополнения истории, раскрытия сюжета полностью и решения какой-либо проблемы через проигрывание ее на песке.
Другой вариант создания истории – это когда сам педагог рассказывает воспитаннику психокоррекционную или психотерапевтическую историю (сказку), постепенно выстраивая «мир» в песке. История придумывается от третьего лица (какой-либо фигурки или же вообще несуществующего персонажа). Ребенок слушает, наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта и может в процессе включаться в создание истории. Это благоприятно влияет на умение работать в паре или проиграть ситуацию в совместной деятельности и решая ее попутно при помощи взрослого.
Так же в данном варианте работы с песком я стимулирую воспитанников к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль для создающего историю, либо кого-то из его окружения. Мотивирую проводить между фигурами диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
Темы на создание ориентированного «мира», используемые мною в работе с песком:
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа» и т.д.
- для подростков: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни» и т.д.
- Работа с семьей воспитанника на песке;
Привлекая семью ребенка к занятиям с песком, я предлагаю (маме, папе, ребенку) построить на песке «мир», отражающий их реальную семейную ситуацию. В процессе создания «истории мира семьи» с помощью «волшебства» происходит его оживление, и я предлагаю членам семьи пожить в нем. Затем обсуждается данная ситуация и я снова предлагаю построить, но уже идеальный «мир» для данной семьи, то есть то, что отражает их желанную семейную ситуацию. После идеальный «мир» тоже оживает. В конце работы над этим вариантом я провожу обсуждение, предлагая выбрать из набора материалов для работы в песке те фигурки (предметы), которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. Преследуя свои желания, семья может привнести их в песочный мир и тогда проигрываются различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Данный вариант работы с семьей (по желанию семьи) снимается на видео и затем просматривается и анализируется всеми вместе или с кем-то из отдельных членов семьи.
- Медитация;
В процессе практически всех вариантов коррекционной работы с песком использую медитативную музыку с целью расслабления и вовлечения в процесс деятельности.
Работая (рисуя) сухим песком на песочном столе использую медитативную музыку с цель релаксации:
- рисуем с помощью коктейльной трубочки (подуть в нее);
- рисуем заостренным тонким предметом (методом соскребания)
- создаем мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.);
- создаем мандалы, рисунки на песке с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания).
Работа осуществляется только с помощью рук.
- Мой жизненный путь (для воспитанников и членов их семей)
В данном варианте предлагается воспитаннику (взрослому) с помощью коллекции миниатюрных фигурок восстановить свой жизненный путь с целью интеграции. Рабочая поверхность с песком делится на несколько «жизненных этапов», выбирается фигурка, которая идентифицируется с воспитанником в то или иное время жизни. В процессе работы можно устроить диалог между фигурками каждого возрастного этапаили же в данном возрастном этапе с другими находящимися там персонажами.
Здесь работа проходит только индивидуально и помогает выявить проблему личностных взаимоотношений с окружающими и выразить внутренние конфликты, попутно решая их.
- Переделай свою жизнь (для воспитанников и членов их семей);
В этой работе с песком вначале предлагается воспитаннику (взрослому) подумать о своей жизни, о том, чтобы он хотел изменить в ней, что бы привнес в нее, как бы реализовал. После обдумывания и возможного озвучивания своих мыслей я прошу, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном «мире». Это работа проводиться после варианта работы «Мой жизненный путь». Здесь важно зафиксировать проделанный процесс работы и результат деятельности с помощью видеосъемки или фото.
- Конфликты – переговоры – заключение соглашения
В этом варианте деятельности на песке выбираются две фигурки, изображающие конфликтующие стороны, и размещаются на песочном пространстве. Дальше проводится беседа - переговоры между конфликтующими фигурками (сторонами). В процессе добавляются другие различные фигурки или же предметы, отражающие данную ситуацию, ресурсы, помощников и т.п.
- Пассивный – активный
Воспитаннику предлагаю выбрать из коллекции три фигуры, отражающие активность его личности, и три фигуры, отражающие пассивность его личности. Выбрав он размещает эти фигуры на песке, выстраивая диалог между образовавшимися парами, с целью интеграция личности. Здесь важно правило внимательного слушания оппонента и невмешательства.
Так же можно использовать этот вариант для проведения диалога между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т.п. Здесь также фиксируется проделанный процесс работы и результат деятельности с помощью видеосъемки или фото.
- Параллельные миры в одной песочнице
В работе с семьей или парами с воспитанниками я использую деление песочницы пополам для создания каждым своего «мира».Все одновременно работают, соблюдая тишину. Когда «миры» готовы, каждый рассказывает о своем мире и если здесь, например, стоит цель – решение конфликтной ситуации, то обсуждается данная проблема и находятся пути ее решения.
- Экскурсия по параллельным мирам
Используя эту же тему в коррекционной деятельности с группой воспитанников, работа строится в разных песочницах. Когда «миры» готовы, я приглашаю всех совершить экскурсию и назвать увиденные миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.
- Событие (для воспитанников и членов их семей)
В данном варианте работы с песком важно индивидуальное занятие. В начале предлагается воспитаннику (взрослому) воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие на песочном пространстве. После событие оживает, восстанавливается история. В работе над данным событием я предлагаю ввести дополнительные фигурки, которые помогают изменить событие, что-либо перестроить в данной ситуации, найти выход и решение.
В процессе работы с песком у многих воспитанников появляется активность в речи, улучшается эмоциональная составляющая, коммуникация, повышается интерес к занятиям, благодаря проведению их в игровой форме. Благоприятно воздействует на проведение занятий с песком музыкальное сопровождение медитативные музыки, что помогает снимать психоэмоциональное напряжение.
Песочная терапия обладает уникальным свойством «заземлять» отрицательные эмоции, которые «уходя свозь песок», гармонизируют состояние воспитанников и членов их семей, снимает контроль сознания, улучшает творческий потенциал, позволяет прорабатывать психотравмирующие ситуации через игровую деятельность, способствует перейти из роли пострадавшего в роль созидателя.
В психокоррекцонной деятельности по эмоционально-волевой сфере детей – инвалидов и детей с ОВЗ песочная терапия позволяет очень эффективно решать проблемы в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, устранение страхов, тревожности, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. В рамках песочной терапии у наших воспитанников и их семей повышается уверенность в себе, своих действиях за счет социального признания ценности продукта, созданного им на песке.
публикации статей для педагогов
Список литературы:
1.Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.» Журнал «Дошкольная педагогика». 2006. № 4. - С. 58 - 60.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс», 2010. - 80 с.
- Куракина Н.М. «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». про-помошь.рф.
- Матяш Ю.Б. «Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста» festival.1september.ru
- Черняева М.А. «Связь мелкой моторики с речевыми функциями» по работам В.М. Бехтерева, исследованиям М. М. Кольцовой, института физиологии детей АПН РФ». nsportal.ru