Шипитько Ольга Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район
Краснодарский край, г.Ейск
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной сферы, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. Семья – ближайшее и постоянное окружение ребенка, которое оказывает самое большое влияние на формирование и развитие его личности.
В современном обществе усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут и зачастую не хотят найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Уважаемые родители, сегодня я хочу познакомить вас с играми, в которые мы играем на занятиях в детском саду. Вы можете играть в аналогичные игры с детьми дома.
Ход мероприятия
- Играть любят не только дети, но и взрослые, поэтому я приглашаю всех поиграть.
Игра «Давайте познакомимся».
Цель: развитие фонематического восприятия.
- Уважаемые родители, выберите себе имя прилагательное, характеризующее Вас положительно, но оно должно начинаться с того же звука (буквы), что и Ваше имя. Вы называете свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ответственная Ольга, коммуникабельная Катя, ласковая Лена).
Игра «Кто быстрее намотает ленту на палочку».
Цель: развитие мелкой моторики. (Для игры необходимы лента (верёвка) длиной 1,5-2 м, 2 палочки длиной 20-25 см, середина ленты (веревки) помечена узлом, каждый конец ленты (веревки) привязан к палочке.)
Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать ленту (веревку) на палочку. Побеждает тот, кто раньше намотает ленту на свою палочку (доберётся до узла).
- Вам нужно разбиться на пары. Каждая пара получает верёвку (ленту), прикреплённую к палочкам. Середина верёвки помечена узлом (ограничителем). Игра-соревнование: кто быстрее в паре намотает ленту на палочку.
Игра «Чудесный мешочек» (угадай букву на ощупь)
Цель: развитие тактильного восприятия, воображения; умения узнавать букву на ощупь.
Участник засовывает руку в «Чудесный мешочек», на ощупь определяет букву и называет её. Если буква названа неправильно, игрок должен придумать слово с вытащенной буквой.
Дидактическая игра «Составь слово из букв»
Цель: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова, развитие умения составлять из букв слова.
Каждый играющий берёт по одной букве, напечатанной на листе А4 и под музыку выполняет танцевальные движения.
Логопед:
- Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так вертелись,
Что все буквы разлетелись.
1-2-3- слово собери!
По команде, все игроки должны встать по порядку, чтобы получилось слово.
(Слова: «школа», «буква»).
Игра «Подбери слова» (мячик и стаканчики).
Цель: развитие логического мышления, умению классифицировать и обобщать предметы.
Игроки становятся в круг.
- Я называю обобщающее слово и передаю стаканом мячик. Игрок, получивший мячик в свой стакан, подбирает слово к обобщающему понятию и передаёт стаканчиком мяч дальше.
Игра «Проглот»
Цель: развитие мелкой моторики.
- Давайте поиграем с бумажными салфетками. Игра называется «Проглот». Возьмите салфетку за уголок и попытайтесь вобрать её в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет Проглот,
Все подряд Проглот жует,
Вот и стало у Проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
Игра с прищепками.
Цель: познакомить с играми на развитие мелкой моторики.
Логопед проговаривает слова, родители прищепкой прищипывают кончики пальцев.
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Кусается больно кутёнок-глупыш,
Он думает это не палец, а – мышь.
Но я же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться, скажу тебе:
- Кышь!
Игра «Цепочка слов» (с массажным мячиком).
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ведущий называет слово и передаёт массажный мячик следующему участнику. Рядом стоящий игрок подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова и передаёт мячик дальше. Задача команды: не разорвать цепочку.
Игра со шляпами.
Цель: развитие чувства ритма, фонематического восприятия.
1 вариант: Участники становятся в круг. У всех в руках длинные деревянные палки. У ведущего на палке фетровая шляпка.
- Вам нужно придумать слово на звук Ш и передать шляпу при помощи палочки другому участнику.
2 вариант. У участников в руках деревянные палочки. У некоторых игроков на палочках шляпки. Под музыку нужно передавать шляпки в одном направлении. Задача: шляпки не должны догнать друг друга.
Правила игры: шляпки передается с палочки на палочку. Нельзя размахивать палочкой в ожидании шляпки. Нельзя помогать второй рукой нанизывать шляпку на палочку. Передавать нужно всем в одном направлении.
(В игре шляпки можно заменить бумажными стаканчиками).
- В заключение мастер-класса я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот шнурок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть со своими детьми. (Участники передают шнурок по кругу. Все, кто уже передал шнурок, держатся за него. Когда конец шнурка возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
- Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность. Я надеюсь, что все, что вы сегодня узнали, поможет вам лучше узнать своих детей, стать ближе и обязательно будет использовано вами в процессе воспитания и развития ваших детей. Желаю вам успехов!