Бусыгина Ольга Вячеславовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 Молдаванского
муниципального образования Крымский район
Аннотация: В настоящей статье раскрывается вопрос приобщения современных дошкольников к народной культуре. В условиях реализации ФОП ДО данная тема становится особенно актуальной. По мнению автора, знакомство с бытом и традициями русского народа – один из эффективных приемов, позволяющих решить задачи патриотического воспитания в условиях модернизации образовательной системы.
Ключевые слова: ФОП, культура, мини - музей, духовное развитие, фольклор.
Сегодня наблюдается неутешительная картина, связанная с уменьшением уровня воспитанности и культурного развития детей. Забываются семейные и народные традиции, обычаи, теряются чувства патриотизма, почитания старших и уважения человеческого труда. Поэтому важной задачей для педагогов ДОУ является возрождение русской народной культуры и развитие у дошкольников духовно-нравственных качеств. Такого мнения придерживаются составители Федеральной образовательной программы, введенной в действие с 1 сентября 2023 года.
Итак, для реализации данной задачи необходимо расширять представления детей о жанрах устного народного творчества, показать своеобразие фольклорных произведений и богатство русского языка, воспитывать патриотические, трудовые, нравственные и экологические чувства.
В приобщении детей к истокам русской культуры большое значение отводится организации предметно-пространственной развивающей среды. Чтобы обеспечить ребятам разнообразный комплекс ощущений и эмоций необходимо создать особую обстановку в группе. Для этого можно организовать мини - музей «Русская изба», где дети смогут познакомиться с предметами прикладного искусства, старинной посудой, народными костюмами и т.д.
С целью самостоятельной деятельности воспитанников в избу помещаются игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях (кота, собаки, лисы, медведя, петуха). Эти персонажи с течением времени могут быть дополнены персонажами настольного театра. Старшим дошкольникам можно предложить пересказать и инсценировать знакомые народные произведения. При этом интересным будет и проведение викторины по любимым сказкам.
Посещение избы детьми младших групп посвящается знакомству с предметами быта, их предназначению и способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Также детей знакомят с особенностями использования предметов в зависимости от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами). В процессе такой деятельности ребята отгадывают предложенные тематические загадки, слушают народные поговорки и пословицы, что стимулирует их познавательную активность.
Чтобы дети в полной мере окунулись в атмосферу прошлых времен и особенности крестьянского образа жизни, на полочках размещают домашнюю утварь (чугунки, горшки, миски и др.) и предметы прикладного искусства - хохлому, гжель, фарфор, дымку; на обеденном столе – самовар, чашки и ложки; в большую коробку-сундук складывают расшитые кокошники, сарафаны, костюмы для мальчиков, лапти.
Для обыгрывания колыбельных в избе ставят кроватку с куклой-младенцем. Дети обожают слушать и разучивать песенки, потешки, заклички, прибаутки, каждая из которых наполняет дошкольников добром, лаской и теплом. При входе в дом ребят может встречать «хозяйка избы» (педагог или игрушка заместитель). В будни хозяйка надевает традиционную домашнюю одежду русских крестьянок, а в праздничные дни – нарядный сарафан и кокошник. Таким образом, дошкольники вводятся в самобытным мир с помощью действенного познания, что делает процесс приобщения к народной культуре более эффективным.
Еще один способ для формирования у дошкольников нравственных качеств, интереса к русским традициям – проведение различных игр. В подвижных народных всегда много юмора и задора, в них дети охотно проявляют смекалку, ловкость, учатся доброжелательным отношениям со сверстниками.
Детей младшего дошкольного возраста забавляют несложные игры с яркими, звучащими предметами, играми-прибаутками («Ладушки», «Сорока-ворона»). Любимыми играми для детей младших групп могут стать «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Смешинки». В них желательно использовать разнообразные маски, красочные изображения, русские народные инструменты. Для старших дошкольников подойдут «Горелки», «Ручеек», «Где был Иванушка?» и т.д.
Неизменным спутником народных игр является песня. Такие игры, как «Каравай», «Заинька», «По ровной дорожке», основаны на соединении песни с движениями. В них дети учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно погружаясь в хороводную игру. Каждой народной игре предшествует зачин – считалка, которая помогает организовать роли и настроить на нужный лад. Можно смело сказать, что русские народные игры благоприятно влияют на воспитание характера, воли, развивают нравственные качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.
В приобщении детей к истокам русской народной культуры велика также и роль семьи. Родителям необходимо рекомендовать знакомить детей с родной культурой, богатством русской речи, читать фольклорные произведения. Все это, непременно, окажет благоприятное воздействие на духовное становление личности, развитие социально – нравственных качеств.
О высоком качестве выполненной работы будет свидетельствовать положительная динамика в развитии дошкольников:
- Дети активно применяют потешки, загадки в своей повседневной речи;
- Играют в русские народные подвижные игры, используя считалки;
- Демонстрируют богатый запас знаний музыкальных сказок;
- Участвуют в народных праздниках и умеют их различать;(поют песни, частушки.
- С удовольствием наряжаются в национальные костюмы.
Таким образом, в условиях грамотной организации образовательного процесса мы сможем ориентировать детей на сохранение и приумножение культурного наследия своей страны.
Список информационных источников
Методическая литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.
- Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – М.: Учитель, 2020. – 114 с.
Электронные ресурсы: