Никитина Елена Петровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе
Цель: обобщение знания детей о насекомых, развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;
2.Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных.
Развивающие:
1.Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, творческие способности, речь, мышление.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей
3.Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
4.Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
- наблюдение за насекомыми и пауками летом во время прогулок;
- рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков;
- беседа с детьми о божьей коровке, о клещах, о кузнечиках, о мухах, о стрекозе, о шмеле, о колорадском жуке;
- чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- разучивание скороговорок о насекомых;
Материалы: предметные картинки насекомые, два обруча, шапочка паука.
Звучит аудиозапись «Лето». Воспитатель читает стихотворение:
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
-Ребята, о ком это стихотворение? (о насекомых).
-Весной и летом мы повсюду встречаемся с насекомыми, их очень много и они все разные. Давайте поиграем в игру с мячом:
Игра: «Кто и что умеет?»
Тот, кто поймает мяч, назовёт насекомое и расскажет, что умеет делать это насекомое. После игры воспитатель выкладывает перед детьми иллюстрации насекомых.
-Посмотрите, какие разные насекомые, чем они отличаются? (размером, цветом, формой тела).
-А теперь постараемся найти и назвать, чем похожи все насекомые? (6 ног, есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).
-Насекомые древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Давайте поиграем в игру
Игра: «Летает, не летает»
Воспитатель называет насекомое, если оно летает, дети ставят руки в стороны, изображают полёт насекомого, если не летает, приседают.
«Игра в слова»
-Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью, пчеле, шмелю…. Объясните выбор каждого слова.
Словарь: Муравейник, злёный, порхает, мёд, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, стрекочет, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», «разносчица болезней», полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает….
Загадки:
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдёт
И приготовит вкусный мёд?
(Пчела).
Надевает эта крошка Платье красное в горошек? (Божья коровка).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка. Зелёненькая спинка?
(Кузнечик).
Она легка, красива, Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок?
(Бабочка).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом?
(Муравей).
Кто над нами, вверх ногами? (Муха).
Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт?
(Комар).
Воспитатель: на свете много насекомых, есть полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться. Воспитатель кладёт на ковёр 2 обруча. В красный обруч положим картинки с вредными для человека насекомыми, а в зелёный с полезными насекомыми. Дети выкладывают картинки с насекомыми. Затем комментируют свои действия.
П/И «Паук»
Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети – насекомые.
Паук: Паутину-сеть плету,
Насекомых всех ловлю:
Мошек, бабочек, жуков,
Комаров и мотыльков.
Дети: Ты паук нас не пугай,
А, попробуй, запятнай!
Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.
Д/И: «Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…
Д/И: «Четвёртый лишний»
-Выделите лишнее слово, объясните свой выбор: заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, жук;
пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
таракан, муха, пчела, скорпион;
стрекоза, кузнечик, пчела, медуза
-Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых. Их можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять. Ребята вам понравилось? Что вы узнали нового? Какие насекомые бывают? Какую пользу могут приносить насекомые? Где живут насекомые?
Рекомендации для родителей:
Как же углубить знания детей о насекомых?
- Предварительно дать представление о насекомых. (В помощь интернет, энциклопедии)
- Прочитать и выучить стихотворение А. Л. Барто»Мы не заметили жука», ответить на вопросы:
- О чем говорится в стихотворении?
- О чём попросила маму девочка?
3.Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Под грибом», К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», «Тараканище»; сказка Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (по программе, произведения из книги «Лесная мозаика» В.Зотова: «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
- Прослушивание аудиозаписи М. Римского-Корсакова «Полет шмеля».