Милейкина Валерия Александровна
Педагог-психолог
КГБОУ «Норильская школа-интернат»
Красноярский край, г.Норильск
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Норильская школа-интернат»
«Принято»: УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет Директор школы
КГБОУ «Норильская школа-интернат» ______________С.М.Андрух
Протокол от 31.08.2023 г. № 1 «____»_________2023 г.
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих
занятий по снижению уровня тревожности
у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Педагог-психолог:
Милейкина В.А.
2023- 2024 учебный год
Нормативно-правовые документы
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с ОВЗ составлена на основе следующих нормативно-правовых документах:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180);
- Приказа Министерства Просвещения РФ от 02.2022 № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №115»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Норильская школа-интернат»;
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год КГБОУ «Норильская школа-интернат»;
- Годового календарного графика на 2023-2024 учебный год;
- Расписания уроков КГБОУ «Норильская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
- Представленная программа является модификацией цикла занятий, приведенного в книге Л. Д. Мардер «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Программа «Радуга настроений» включает в себя как известные, широко используемые арт-упражнения, так и собственно авторские, разработанные под влиянием опыта работы с детьми.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным», характеризуется эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам. Восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление.
В младшем школьном возрасте высокая тревожность обычно выражается в боязни проявить инициативу, формальном усвоении знаний, глубоком переживании неудачи низких оценок. Она связана с мотивацией избегания неуспеха и несколько заниженной самооценкой. На высокий уровень тревожности влияют неправильный стиль воспитания, завышенные требования родителей, а также трудности обучения, которые проходят на фоне кризиса семи лет. Иногда тревога может полностью поглотить сознание ребёнка, он может замкнуться в себе, а также стать нервным и агрессивным. У учащихся с нарушением интеллекта эмоции и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда - немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Учащимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребенка часто совсем отсутствует. Школьник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке. Чтобы сгладить проявление тревоги у умственно отсталых обучающихся, требуются специальные методы коррекции. Данная программа разработана для коррекционно-развивающей работы которая обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ, способствует формированию эмоциональной устойчивости, адекватно социально-эмоционального развития в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и имеющими личностными ресурсами.
Цель программы: снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи программы:
- сформировать социально приемлемые стиль общения и способы поведения;
- развивать навыки самоконтроля и ответственности за свое поведение;
- повышение уровня школьной мотивации, желание учиться и получать новые знания;
- повышение самооценки.
Программа коррекционного курса составлена с учетом особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), рассчитана на 13 недель: 2 недели отводится на первичную диагностику, 10 – непосредственно на коррекционно – развивающую работу, 1 – на итоговую диагностику. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек, в возрасте 7-10 лет. Занятия могут проходить как в групповой форме, так и индивидуально.
- Общая характеристика коррекционного курса.
Этапы работы
- Организационный.
На первом этапе происходит диагностика с целью выявления агрессии у
обучающихся. Используется методика - тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
«Лесенка» (В.Г. Щур).
В Приложении №1 тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
В Приложении №2 «Лесенка» (В.Г. Щур).
- Психокоррекционный этап.
На втором этапе происходит коррекционно-развивающая деятельность. Занятие состоит из нескольких частей, включающих в себя игры на знакомство, повышение позитивного настроя, эмоциональное и мышечное расслабление, осознание собственных потребностей, повышение уверенности в себе, повышение самооценки, преодоление застенчивости, замкнутости, скованности: развитие языка жестов, мимики, пантомимики, развитие навыка совместной деятельности.
Это игры с использованием образов, игры, основанные на литературных
произведениях, на импровизированном диалоге, на инсценировке с использованием
сенсорных, массажных мячей. Также коррекционная деятельность включает в себя другие
методы: музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки),
арттерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, пальчиковые игры.
На данном этапе необходимо взаимодействовать с родителями обучающихся и
педагогами.
Занятия проводится 1 раза в неделю. Игровая форма работы предпочтительнее в
данной ситуации, т.к. именно игра является наиболее успешной деятельностью для всех
детей, а особенно детей с ментальными нарушениями.
- Подведение итога. Анализ эффективности работы: итоговая диагностика,
исследование динамики состояния каждого ребенка.
Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов с интеллектуальной
недостаточностью, включает в себя 15 занятий, которые распределены по
неделям и объединены одной темой. Продолжительность занятий 20-25 минут.
III. Описание места коррекционного курса.
Коррекционный курс «Снижение уровня тревожности у детей младшего возраста
с интеллектуальной недостаточностью» входит в формируемую часть годового
учебного плана. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных
видов деятельности обучающихся.
Коррекционная работа проводится в индивидуальной форме или подгрупповой
форме. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек в возрасте 7-10 лет.
Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.
Программа коррекционного курса рассчитана на 17 занятий – 1 раз в неделю.
- Результаты освоения коррекционного курса.
Возможные результаты освоения курса «Снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»:
Минимальный:
- обучающийся понимает какие эмоции существуют;
- обучающийся понимает какое у него настроение и его причину;
- обучающийся планирует и контролирует свои действия с незначительной помощью
педагога;
Достаточный:
- обучающийся способен самостоятельно контролировать своё поведение;
- обучающийся понимает своё эмоциональное состояние;
- обучающийся понимает и принимает правила поведения;
- обучающийся адекватно взаимодействует и окружающими людьми.
- Содержание коррекционного курса.
Структура занятий предусматривает сочетание различных видов деятельности и
включает в себя:
Часть 1. Вводная. Цель – настроить ребенка на совместную работу, установить
эмоциональный контакт. Основные процедуры – приветствие, игры с именами.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего
занятия. В структуру занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и
коррекцию эмоционально-личностной, поведенческой сфер ребенка.
Основные процедуры:
- сказкотерапия с импровизацией;
- игры на развитие навыков общения;
- обучение детей некоторым приемам саморегуляции, освоение релаксационных техник;
- рисование;
- психогимнастика;
- игры на снижение тревожности и повышение самооценки.
Часть 3. Завершающая. Цель –закрепление положительных эмоций от работы на
занятии.
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие
саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижения уровня возбуждения,
снимают напряжение);
- мимическую гимнастику (снятие общего напряжения);
- двигательные упражнения.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким
образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный
характер, как правило, они индивидуальны в каждой подгруппе.
- Тематический план.
№ |
Вид деятельности |
Кол-во часов
|
1 |
Первичная диагностика |
2 |
2 |
Занятие №1. |
1 |
3 |
Занятие №2. |
1 |
4 |
Занятие №3. |
1 |
5 |
Занятие №4. |
1 |
6 |
Занятие №5. |
1 |
7 |
Занятие №6. |
1 |
8 |
Занятие №7. |
1 |
9 |
Занятие №8. |
1 |
10 |
Занятие №9. |
1 |
11 |
Занятие №10. |
1 |
12 |
Занятие №11. |
1 |
13 |
Занятие №12. |
1 |
14 |
Занятие №13. |
1 |
15 |
Занятие №14. |
1 |
16 |
Занятие №15. |
1 |
17 |
Итоговая диагностика |
1 |
|
Часы |
Наименование форм работы, упражнений.
|
Оборудование
|
Первичная диагностика
|
2 |
тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); «Лесенка» (В.Г. Щур).
|
Карта наблюдения
|
Занятие №1. |
1 |
Знакомство |
Мелки, карандаши, фломастеры, акварель, кисточки, листы белой бумаги форматом А3, А4, клей, журналы, ножницы.
|
Занятие №2. |
1 |
Мои эмоции |
Ватман, маркер, листы бумаги А4 на 2 игры, карточки с рожицами, карточки с названием чувств, карточки к игре «Телячьи нежности».
|
Занятие №3. |
1 |
Что такое грусть |
Цветной картон форматом А4, белая бумага форматом А4, фотографии и картинки людей, испытывающих разные эмоции, чувства, мелки, карандаши, акварель, фломастеры, клей, кисточки.
|
Занятие №4. |
1 |
Что такое радость |
Колпачок и нос клоуна, фотографии людей, испытывающих разные чувства, гуашь, губки из паралона, журналы, ножницы, клей, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры.
|
Занятие №5. |
1 |
Что такое страх |
Страшная игрушка, фотографии разных пугающих событий и предметов, фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, степлер, резинки, листы белой бумаги форматом А4 и А3.
|
Занятие №6. |
1 |
Удивление |
Листы белой бумаги форматом А1 (1 шт.), А2 (1 шт.), цветной картон форматом А4, клей, манная крупа, гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры, кисточки, пульверизатор с водой.
|
Занятие №7. |
1 |
Что такое злость |
Фотографии людей, испытывающих разные эмоции, творческие работы других детей, карандаши, листы белой бумаги форматом А3, А4, пластиковые палитры, акварель, кисти. |
Занятие №8. |
1 |
Я и другие |
Бумага, карандаши.
|
Занятие №9. |
1 |
Бумажный человек |
Газеты, скотч, степлер, трубочки, акварель, гуашь, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры.
|
Занятие №10. |
1 |
Фантастические животные |
Листы белой бумаги форматом А4, А2 (1шт.), акварель, карандаши, мелки, фломастеры, кисти.
|
Занятие №11. |
1 |
Необитаемый остров
|
Листы белой бумаги форматом А5, А1 (1 шт.), пластиковые палитры, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, клей, ножницы.
|
Занятие №12. |
1 |
Сон куклы |
Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Клей, ножницы, скотч.
|
Занятие №13. |
1 |
Дружба |
Сердечки из цветной бумаги.
|
Занятие №14. |
1 |
Вежливые слова |
Бумага и карандаши.
|
Занятие №15. |
1 |
Мой портрет |
Листы белой бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 35 см, акварель, гуашь, мелки, карандаши, фломастеры |
Итоговая диагностика |
1 |
тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); «Лесенка» (В.Г. Щур).
|
Карта наблюдения
|
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Арсенал для техники АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин);
Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами);
Тетради для творческих работ учащихся;
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка и т.д;
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Пособия: книга Л. Д. Мардер «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Программа коррекционных занятий по снижению уровня тревожности включает в себя как известные, широко используемые арт-упражнения, так и собственно авторские, разработанные под влиянием опыта работы с детьми.
Каждый комплекс, включает в себя игры, решающие следующие задачи:
- формировать у детей чувства идентификации с коллективом.
- создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения.
- создать условия для снижения эмоционального напряжения.
- нейтрализовать негативные переживания детей, развить толерантность и позитивный социальный опыт личности.
- преодолевать у детей состояние внутренней изоляции.
- развивать у детей способность видеть и понимать другого ребенка.
- формировать произвольные формы поведения.
Оборудование для проведения диагностики: бланк с вопросами, бумага, ручки, карандаши.
VIII. Оценка достижения планируемых результатов.
Оценка отмечается (в ходе наблюдения) при проведении комплексного обследования
обучающихся. Первый раз в начале сентября, итоговая - в мае (в зависимости от
времени, в которое был зачислен ребенок). Диагностический материал представлен в
Приложении 1, Приложение 2.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Приложение 1.
Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.
Экспериментальный материал
14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Проведение исследования
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция.
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола:
Рисунок |
Высказывание |
Выбор |
|
Веселое лицо |
Печальное лицо |
||
1. Игра с младшими детьми |
Ему надоело играть |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой |
+ |
|
3. Объект агрессии |
Хочется ударить его стулом. |
+ |
|
4. Одевание |
Он пойдет гулять. Надо одеваться |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
Потому что у него дети |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
Я всегда беру спать игрушку |
+ |
|
7. Умывание |
Потому что он умывается |
+ |
|
8. Выговор |
Мама хочет уйти от него |
+ |
|
9. Игнорирование |
Потому что тут малыш |
+ |
|
10. Агрессивность |
Потому что кто-то отбирает игрушку |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
Мама заставляет его, а он не хочет |
+ |
|
12. Изоляция |
Они не хотят играть с ним |
+ |
|
13. Ребенок с родителями |
Мама и папа гуляют с ним |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
Пьет молоко, и я люблю нить молоко |
+ |
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = |
Число эмоциональных негативных выборов |
х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор»,
«Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Приложение 2.
Методика «Лесенка для ребенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант) У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант) При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например, «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например, «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину не успешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Содержание коррекционно-развивающего курса
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство».
Цель – знакомство ребят друг с другом.
Материалы для занятия: мелки, карандаши, фломастеры, акварель, кисточки, листы белой бумаги форматом А3 (с изображенной окружностью диаметром 35 см), А4, клей, журналы, ножницы.
Приветствие. Психолог здоровается с детьми, представляется им и рассаживает детей в круг: «Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы познакомиться с разными видами творчества. Мы будем встречаться с вами 1 раз в неделю для того, чтобы рисовать, делать аппликации, играть и общаться друг с другом». (2-3 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Нарисуй себя».
Психолог: «А сейчас, чтобы лучше познакомиться, я предлагаю сделать первое творческое задание. Нужно нарисовать себя или свой символ в круге, изображенном на листе бумаге. Это может быть все, что угодно, главное, чтобы вы могли потом рассказать о себе и своем рисунке». Каждому ребенку дается лист бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 35 см, карандаши, фломастеры, мелки, акварель – на выбор самого ребенка. Когда у всех детей готовы рисунки, психолог просит каждого рассказать немного о себе: как зовут, что любит делать, любимые занятия и игры и т.д. В процессе рисования снижается тревожность у детей, связанная с новой обстановкой, новыми людьми, дети настраиваются на творческую работу в группе. Это диагностическое задание, по которому можно сказать об авторе рисунка. Психологу стоит обратить внимание детей на то, что каждый ребенок по-разному нарисовал себя, разными линиями, цветами. Ведущему нужно поощрить всех детей, сказав, что они отлично справились с заданием и успели познакомиться друг с другом. Здесь можно ввести первое правило «принцип Я». (7-10 мин).
Упражнение «Лучи солнца»
Психолог: «Теперь предлагаю вам еще одно творческое задание: представьте, что каждый из вас – солнце, у которого много лучей. Когда вы радуетесь, вы излучаете радостные лучи, когда грустите – грустные. Давайте нарисуем разные лучи своим солнцам!» Простое по выполнению задание, которое вызывает отклик в душе каждого ребенка. Используется техника штрихования, что позволяет выразить творчески свои эмоции, затем обсудить их. Подвести детей к пониманию того, что эмоции и чувства бывают разными (как положительные, так и отрицательные) и испытывать их естественно. (7-10 мин).
Завершение. Дети и ведущий садятся в круг, как в начале занятия, делятся своими впечатлениями от занятия. Психолог подводит итоги, каждому ребенку говорит о его личных достижениях на данном занятии. Затем всем детям предлагается сделать упражнение, которым будет заканчиваться каждое занятие.
Упражнение «Колодец»: все стоят, образуя плотный круг. По команде ведущего все одновременно делают вдох, а потом протяжный выдох, произнося при этом «у-уууу!». Упражнение заканчивается, когда прекращается последний звук. (5 мин.)
ЗАНЯТИЕ 2. «Мои эмоции».
Цель: дать понятие о многообразии мира чувств и способов выражения эмоциональных состояний.
Материалы и оборудование: ватман, маркер, листы бумаги А4 на 2 игры, карточки с рожицами 2 варианта, карточки с названием чувств, словарь чувств, карточки к игре «Телячьи нежности».
Приветствие. Игра «Поздороваться глазами». Участники по кругу, поворачиваясь друг к другу, «здороваются глазами» без слов. (2 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Вручение подарка». Все стоят лицом в круг. психолог говорит: «Сейчас пусть каждый придумает подарок для своего соседа, у нас есть для этого несколько минут. Потом тот, кто захочет быть первым, без слов вручит свой подарок соседу слева. При этом надо так показать подарок движениями рук, головы и тела, чтобы все могли догадаться, что это такое. (Если сложно ребятам, то можно озвучить или приготовить карточки с «подарками» и вручить на выбор). Потом второй вручит подарок своему соседу, тот - следующему, и так, пока все не получат подарки». Когда последний подарок вручен, психолог просит каждого ребенка сказать, что он получил, а того, кто вручал подарок, - что он дарил.
(10 мин.)
Упражнение «Интервью» «Какие эмоции и чувства вы знаете?», «Как люди выражают свои эмоции и чувства».
Мнения детей.
Эмоции – это душевные переживания, чувства. Они влияют на наши жизненные силы и делают взаимоотношения с другими людьми яркими, поэтому важно научиться выражать эмоции правильно, тогда это доставит удовольствие и укрепит уверенность в себе. Злобная реакция на окружающих, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Ты не в силах изменить окружающий тебя мир, начни с себя. Ты увидишь, как все вокруг будет меняться, но помни, что для этого нужно время. (2 мин.) Высказывания ребят фиксируются на доске, после чего следует помочь ребятам прийти к выводу, что словами очень сложно передавать то, что чувствуешь, но нужно учится выражать свое эмоциональное состояние вербально, ведь только так можно улучшить взаимопонимание. «Как люди выражают свои эмоции и чувства?» - мимика, жесты, позы, интонации, громкость голоса, смех, плач и т.д. (3 мин.)
Упражнение «Рожицы». Участникам предлагаются одним карточки с изображением рожиц, выражающих различные человеческие эмоции, другим карточки с названием чувств (см.Приложение1,2 ). Учащиеся должны разбиться по парам – у одного карточка с рожицей у другого название чувства, соответствующее этой рожице, затем предлагается проверить это и обсудить что получилось в результате. (5 мин.)
Упражнение «Ругаемся овощами, хвалим фруктами». Психолог предлагает подросткам поругаться, но не плохими словами, а овощами, например, «Ты - огурец», «А ты – редиска», «Ты - морковка», «А ты – тыква» и т.д.
Затем - похвалить фруктами или ягодами, например, «Ты – клубничка», «Ты – яблочко». (3 мин.)
Завершение. Обмен впечатлениями о занятии. (2 мин).
ЗАНЯТИЕ 3. «Что такое грусть».
Цель – снятие запретов на проявление негативных чувств и эмоций, демонстрация конструктивного выражения отрицательных эмоций. Объяснение ребенку, что испытывать разные эмоции для человека – это естественно.
Материалы занятия: цветной картон форматом А4, белая бумага форматом А4, фотографии и картинки людей, испытывающих разные эмоции, чувства, мелки, карандаши, акварель, фломастеры, клей, манная крупа, кисточки.
Приветствие. Все дети и ведущий сидят в кругу, приветствуют друг друга, затем могут поделиться своим настроением, с которым они пришли на занятие. (1-3 мин.).
Вступительная речь психолога: «На наших занятиях мы будем заниматься творчеством, а также выражать свои чувства, настроение. Сегодня мы поговорим о чувстве грусти. Что это за чувство, когда оно бывает у человека?»
Ход занятия:
Упражнение «Эмоции».
Детям предлагается изобразить лицо грустного человека (показать мимически). Затем предлагаются фотографии людей с разными эмоциями. Детям нужно выбрать грустные лица. Проделав отбор, ребят просят рассказать о мимических проявлениях грусти. (7-10 мин.)
Упражнение «Необычное рисование».
Сначала детям предлагают выбрать лист бумаги с грустным цветом (опять же психолог акцентирует, что у каждого ребенка может быть разный цвет грусти). После того, как все дети выбрали себе лист бумаги с грустным цветом, им рассказывают, что рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и манной крупой! На выбранном каждым ребенком листе бумаги клеем ПВА наносится рисунок, затем сверху посыпается манной крупой. Когда клей подсохнет, дети могут закрасить рисунок красками. (10 мин.).
Окончание занятия. Детям показывают выполненные ими на данном занятии работы, позволяют им полюбоваться своими работами.
Завершение. Все сидят в кругу, делятся своими впечатлениями, психолог обращает внимание на то, что удалось достигнуть ребятам на этом занятии. Выполнение упражнения «Колодец». (2-3 мин.)
ЗАНЯТИЕ 4. «Что такое радость».
Цель занятия – выражение положительных эмоций (радости), расширение сферы получения положительных эмоций путем обсуждения и обмена опытом.
Материалы занятия: колпачок и нос клоуна, фотографии людей, испытывающих разные чувства, гуашь, губки из паралона, журналы, ножницы, клей, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры.
Приветствие. Все сидят в кругу. Дети видят посередине комнаты колпак и яркий нос клоуна. Психолог начинает с разговора о том, что и кто дарит людям радость? Мини-обсуждение, затем переход к выполнению упражнений. (3-5 мин)
Ход занятия:
Упражнение «Фотографии»
Детям предлагается выбрать из фотографий лиц людей те, на которых люди выражают свою радость. После отбора фотографий происходит обсуждение мимических проявлений радости. Детей спрашивают, а как они обычно выражают свою радость (лицом, телом, голосом, словами). (7-10 мин.)
Задание «Рисунок радостного человечка».
Детям предлагают нарисовать все, что может радовать человечка. Это могут быть самые разнообразные предметы, игры, занятия, люди, живые существа и др. Психологу необходимо отметить, что у каждого ребенка свое понимание и представление о радостном, о том, что может радовать. (Задание можно видоизменить, дополнив инструкцию возможностью вклеивать уже готовые картинки в свой рисунок). (5-7 мин.).
Завершение. Психолог подводит итоги занятия, отмечая успехи, которых добилась группа в целом и каждый ребенок в отдельности. Дети делятся впечатлениями, затем выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия. (3 – 5 мин.).
ЗАНЯТИЕ 5. «Что такое страх?»
Цель – выражение страха в творчестве, обсуждение пугающих вещей, предметов, образов.
Материалы занятия: страшная игрушка, фотографии разных пугающих событий и предметов, фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, степлер, резинки, листы белой бумаги форматом А4 и А3.
Приветствие. После того как психолог и дети поздоровались, психолог показывает детям страшную игрушку (домовой, баба яга, Бармалей и др.). Начинает разговор о том, что все люди чего-нибудь боятся в жизни. Сегодня будет разговор о том, что пугает именно нас. Переход к первому упражнению. (2-3 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Страхи»
Детям рассказывают о том, что Бармалей оставил фотографии разных событий, из которых нужно выбрать самые страшные и пугающие для человека (авария, темный лес, паук, кладбище, приведения, колдуны, самолеты, замкнутое пространство, одиночество, мистические персонажи, травма, болезнь, визит врача, укол, война, пожар, катастрофа, большие животные и др.). После выбора всеми детьми «пугающих» картинок происходит обсуждение в группе. Целенаправленно психолог задает вопросы детям о том, почему именно эти события пугают. Идет небольшое обсуждение в группе. (5-7 мин.).
Психолог: «А теперь вы сами можете попробовать испугать страшилку, который хотел напугать вас своими страшными картинками! Для этого нарисуем с вами страшные маски». На листе психолог может начертить овал для будущей маски (если есть необходимость, когда ребенок теряется и не знает с чего начать изготовление маски). Затем, когда маски нарисованы, их вырезают с листа (можно оборвать для более сильного эффекта), делают отверстия для глаз, а с помощью степлера прикрепляют к маске резинку. Вот маски и готовы, теперь детям предлагают их одеть и попугать страшилку. После того, как дети вдоволь напугают страшилку и друг друга, психолог убирает страшилку с пугающими картинками и переключает их внимание на следующее задание.
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи на листе формата А3: «Теперь, когда вы напугали страшилку, победили его, у вас есть силы, чтобы победить свои страхи! Первое, что надо сделать, чтобы справиться со страхами – это нарисовать их. Я уверена, вы справитесь с этим!» После того как все дети закончили рисовать, психолог задает каждому участнику по очереди вопросы: что нарисовано, какие чувства и эмоции испытывал ребенок в процессе рисования страха и что чувствует сейчас. Каждый ребенок делится своими переживаниями по очереди. (10-15мин.)
Завершение. Все собираются в круг, держатся за руки и по предложению психолога произносят позитивную фразу-установку: «Мы можем победить страх!» Затем все хлопают в ладоши, выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия. (5мин.)
ЗАНЯТИЕ 6. «Удивление».
Цель занятия – обратить внимание детей еще на одну эмоцию – удивление, способствовать выражению удивления и отметить те ситуации, когда оно возникает.
Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А1 (1 шт.), А2 (1 шт.), цветной картон форматом А4, клей, манная крупа, гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры, кисточки, пульверизатор с водой.
Приветствие. Все дети сидят в кругу, здороваются друг с другом и с ведущим группы. Психолог начинает рассказывать о том, что ждет ребят на данном занятии: «Сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие, где нас будут ждать много всего удивительного!» (2-3 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Космический корабль»
Чтобы приступить к первому заданию, психолог вводит детей в курс дела: «Для того, чтобы мы могли отправиться в фантастическое космическое путешествие, нам нужно совместными усилиями нарисовать наш космический корабль». Психолог дает детям лист форматом А2, на котором дети все вместе начинают рисовать свой корабль. Психолог по необходимости корректирует поведение детей, чтобы каждый участник приложил свою руку в создании рисунка. Также психологу нужно поощрять детей на «разработку» технических новинок у космического корабля, чтобы детская фантазия смогла воплотиться в полной мере в рисунке. Как только корабль готов, ведущий группы поздравляет детей с тем, что они успешно подготовились к предстоящему путешествию (5-7 мин.)
Коллективное задание «Звездное небо»
Психолог: «Вы вместе сделали космический корабль, теперь нужно создать звездное небо». Каждому участнику группы предлагают по очереди разбрызгивать краску пульверизатором на лист форматом А1. Это задание простое, но эффективное, поскольку стимулирует ребят на контроль своих импульсов (ведь бесконтрольное распыление разведенной с водой краски создаст лужи, вместо разноцветных пятнышек). (5-7 мин).
Задание «Новая планета и ее жители»
Психолог: «Сейчас, когда у нас есть свой корабль, есть звездное небо, нам нужно создать новые планеты и их жителей». Детям предоставляют картон разного цвета, на котором они могут манной крупой по клею «нарисовать» свою планету. (сначала на картон наносится рисунок клеем ПВА, затем этот рисунок посыпается крупой, дается немного времени, чтобы подсох клей). После того, как рисунок сделан, ведущий предлагает детям разукрасить свои планеты красками. Когда планеты ребят полностью готовы, психолог просит каждого придумать название своей планеты, а также придумать, кто живет на этой планете, чем эти жители занимаются. В общем, психолог предлагает каждому ребенку создать небольшую историю о своей планете и ее жителях. Затем каждый делится со всеми своим рассказом. Психологу важно делать акцент на чувстве удивления (ведь у всех детей получились совершенно разные планеты и жители, и это так удивительно!). (10 мин.)
Завершение. Психолог: «Сегодня мы вместе с вами побывали в фантастическом космическом путешествии, мы открыли много нового и удивительного! Смогли сами создать космический корабль, звездное небо, планеты и их жителей! Это было очень увлекательно». Дети делятся своим впечатлениями, затем психолог предлагает выполнить упражнение «Колодец». Все прощаются до следующей недели. (2-3 мин.)
ЗАНЯТИЕ 7. «Что такое злость»
Цель – снятие запретов на проявление негативных эмоций (злость), демонстрация выражения отрицательных эмоций в творчестве путем применения изобразительных средств. Приведение детей к пониманию того, что испытывать разные эмоции для человека – это естественно.
Материалы занятия: фотографии людей, испытывающих разные эмоции, творческие работы других детей, карандаши, листы белой бумаги форматом А3, А4, пластиковые палитры, акварель, кисти.
Приветствие. Все дети и ведущий сидят в кругу, здороваются. Психолог рассказывает, чем будут заниматься дети сегодня. (2 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Злость»
Психолог: «Как вы думаете, что такое злость? Из-за чего люди злятся? Есть разница между злым и разозлившимся человеком?» Идет мини-дискуссия, затем психолог предлагает из картинок и фотографий лиц людей выбрать те, на которых люди злятся. После отбора соответствующих картинок, ведущий просит детей указать на мимические проявления злости. Также важно продолжить обсуждение вопросами: «Почему могут злиться люди, изображенные на картинках? Что их могло разозлить? Из-за чего, бывает, злитесь вы, ребята?» (5мин.).
Графическое задание «Злые линии»
Психолог: «Представьте, что карандаши «перессорились» и теперь злятся. Как, по вашему мнению, будут выглядеть «злые» линии, нарисованные такими карандашами?» Психолог предлагает нарисовать детям «злые» линии, отмечая, что можно рисовать сразу обеими руками, так как в ссоре обычно участвуют двое. (2-3 мин.)
Упражнение «Злые и радостные рисунки»
Каждому ребенку раздают по 8-10 творческих работ других детей и просят рассортировать эти работы на «радостные», «злые» и «обычные» рисунки. Причем, у разных детей может быть разное восприятие одной и той же творческой работы. Это следует отмечать психологу, чтобы привлечь внимание детей к тому, что все люди чем-то не похожи друг на друга, что им могут нравиться разные вещи. После того, как все работы рассортированы, психолог просит детей посмотреть внимательнее на стопку «злых» рисунков и дать им одно общее название. (5 мин.)
Задание «Нарисуй злость» Психолог: «А теперь предлагаю вам нарисовать свою злость». Техника задания – монотипия. Детям раздаются листы форматом А3 и гладкие палитры из пластика. На палитру каждый ребенок может наносить краски, смешивая их и получая новые комбинации цветов, затем ставить оттиски на бумаге. Оставлять оттиски на бумаге ребенок может столько, сколько ему покажется необходимым (для кого-то достаточно одного раза, кому-то несколько раз). Поскольку процедура марания заложена в упражнение, оно хорошо способствует отработке негативных эмоций. Новые цвета, которые получает ребенок на палитре, и новая изобразительная техника позволяет ребенку выразить себя по-новому, что вызывает у него положительное чувство собственного потенциала. (10 мин).
Завершение. Психолог: «Сегодня мы с вами обсуждали еще одну эмоцию, которую свойственно ощущать человеку. Все выражают свои эмоции по-разному, и в последнем задании каждый из вас отразил по-своему чувство злости. У каждой своей злости. Вы все отлично справились с заданием, в итоге получились необычные работы». Дети делятся своими эмоциями от занятия, затем выполняют упражнение «колодец» и прощаются до следующего раза.
(2 мин.).
ЗАНЯТИИЕ 8. «Я и другие»
Цель: рассказать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека; что эти качества могут быть положительными и отрицательными. Влияние эмоций на здоровье человека. Убедить учеников, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения
Материалы: бумага, карандаши.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Неоконченные предложения». Предлагается закончить предложения: «Я мечтаю…», «Я верю…», «Я стремлюсь…» (3 мин.)
Упражнение «Ладошка». Ребятам необходимо положить на бумагу ладошку и обвести контуры своей руки и на каждом пальчике написать что-то хорошее о себе: «Я красивый», «Я сильный». (Или просто рассказать). (3 мин.)
Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся». Ведущий приглашает двух участников, обращает внимание на внешность, затем предлагается группе найти 5 у них сходств и различных качеств. Желательно каждому учащемуся принять участие. (7 мин.)
Сказка «Туча».
Однажды белое, пушистое и нарядное облачко встретилось в голубом небе с другими облаками.
- Здравствуй, дружочек, - сказали они ему - Иди к нам, ты такое красивое.
Облачко радостно подплыло к другим облакам, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
- Давайте поиграем во что-нибудь, например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облачко.
- О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! - воскликнули все разом.
- И я с вами! - вдруг раздался просящий голос
- Ну вот еще! Ты нам все испортишь, ты такая серая и неуклюжая, люди испугаются тебя и убегут, - послышались со всех сторон голоса.
Пока они это говорили. Облачко внимательно посмотрело в ту сторону, откуда только что раздался голос, и увидело пухлое серо-черное облако, которое еще больше хмурилось и темнело от насмешек своих собратьев. Облачку стало жалко его
- Кто это? - спросило оно у своих новых друзей.
- Это Туча, - пояснило самое красивое облако - Ее никогда никуда не берут, потому что она страшна и уродлива. А людям нравятся только белые облака.
Давайте... Давайте возьмем ее с собой, - предложило Облачко, но ее слова потонули в общем шуме.
Облака подхватили Облачко и полетели. Пролетая мимо Тучи, Облачко вдруг услышало, как она грустно сказала: «Так всю жизнь, неужели я никогда не смогу быть полезной людям, не смогу стать такой же красивой, как мои собратья?!»
Облака плыли над городами, селами, реками, горами, морями, озерами.
- А хотите, я покажу вам ту страну, в которой я родилось? - спросило Облачко
- Очень хотим! - послышалось со всех сторон.
- Тогда летим! - сказало Облачко.
Вскоре они прилетели в края, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
- Но что это? - Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам. «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса? - тревожно спросило себя Облачко. - И где все люди?» - Вы побудьте здесь без меня, я скоро вернусь - сказало Облачко.
Оно низко спустилось над землей, чего взору предстала страшная картина: почти все засохло, река, которая когда-то была самой полноводной, стала похожа на жалкий ручеек.
- Мы умрем от голода и засухи! - слышались отовсюду тревожные и печальные голоса людей.
Облачко стремглав взлетело вверх
- Я должна помочь им, но я такое маленькое! - воскликнуло оно. - Что же делать?
Никто не заметил, что Туча медленно летела вслед за облаками.
- Я помогу, - сказала она.
- Куда тебе! С твоим-то видом только помогать - вновь послышались со всех сторон насмешки.
Но Туча, не обращая внимания на насмешки, делала свое дело. Она спустилась ниже к земле... Раздался сильный удар грома и хлынул такой сильный дождь, какого здесь уже давно не видали. На глазах у всех природа стала оживать: реки наполнялись водой, леса, поля, сады набирали силу и свежесть. И вот выглянуло солнце, его лучи провинись сквозь Тучу, которая стана легкой и прозрачной. Вдруг все увидели радугу. «Радуга - это хорошая примета. Мы не умрем от голода и засухи», - слышались повсюду радостные голоса людей. Дождь кончился, и казалось, умытая земля благодарила Тучу, а ее собратья восхищались ею. Туча же, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь неба, в страну ангелов, туда, где живут самые красивые и добрые облака.
Завершение. Впечатление о занятии. (2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 9. Тема: «Бумажный человек»
Цель – взаимодействие детей посредством совместного творчества и объединения усилий для решения общих задач, а также самовыражение детей в коллективном творчестве.
Материалы занятия: газеты (бумага), скотч, степлер, трубочки, акварель, гуашь, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры.
Приветствие. Все дети собираются в круг, здороваются. Психолог: «Сегодня мы вместе будем делать человечка из газеты, скотча и степлера». (2 мин.)
Ход занятия:
Задание «Создание бумажного человечка»
Психолог показывает ребятам, каким образом можно оперировать с бумагой, чтобы получились объемные тела (рвет, комкает, скрепляет скотчем, степлером). Дети также пробуют действовать с бумагой. Затем психолог предлагает распределить, кто будет делать голову, руки, ноги и туловище человечка. После распределения задач, ведущий активно помогает детям в создании человечка, но не навязывает своего мнения. Важно также направлять поведение детей в конструктивное русло: поощрять взаимодействие и сотрудничество детей, вовремя решать и устранять конфликтные ситуации. (Примечание: у детей обычно очень богатая фантазия, и они часто предлагают создать кого-то другого вместо человечка. Психологу следует поощрять такие творческие идеи и способствовать их воплощению). Стоит отметить, что дети, вдохновленные своим творчеством из газетной бумаги, начинают делать свои собственные объемные фигурки. Это может занять дополнительное время. (10-15 мин.)
Упражнение «Гости бумажного человечка»
Психолог: «Так как сегодня день рождения газетного человечка, к нему должны прийти гости. Давай создадим гостей для газетного человечка!» Детям раздают листы бумаги форматом А3, предлагают раскрасить краской свои пальцы, а затем на листе сделать отпечатки своих ладоней. Получившиеся следы своих пальцев предлагают дорисовать: сделать каждому пальцы глазки, носик, ротик, ручки и т.д. Выходят очень интересные персонажи. Это задание является как экспрессивным (отпечатки), так и содержательным (дорисовывание образа). (10 мин.).
Завершение. Все собираются в круг, дети делятся своими впечатлениями и новым опытом творчества, психолог отмечает успехи группы и каждого участника в отдельности, а также подчеркивает, что благодаря слаженной коллективной работе получился такой замечательный газетный человечек. Все выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия. (2мин.)
ЗАНЯТИЕ 10. «Фантастические животные»
Цель – конструктивное взаимодействие детей, а также самовыражение, самораскрытие каждого ребенка в придумывании нового персонажа и своей истории.
Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А4, А2 (1шт.), акварель, карандаши, мелки, фломастеры, кисти.
Приветствие. После сбора в кругу и приветствия, психолог начинает рассказ о том, что интересного ждет ребят на занятии: «Сегодня каждому участнику группы представится возможность создать сказку, где главным героем будет фантастическое животное». (2мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Фантастическое животное»
Психолог: «Чтобы придумать свою сказку о фантастическом животном, нужно сначала нарисовать сказочное необычное животное. Пусть оно будет придумано только вами, ведь только вы сами сможете потом рассказать сказку о нем». (Можно заранее приготовить шаблоны животных, если ребенку сложно самому придумать). Каждому ребенку дается лист форматом А4, на котором рисуется фантастическое животное красками, мелками, фломастерами (как захочет сам ребенок). После того, как животные нарисованы, психолог просит детей назвать своих животных тоже по-сказочному. (10 мин.)
Упражнение «Придумай свою сказку»
Психолог: «А сейчас, когда сказочные персонажи у нас уже есть, каждый из вас может придумать интересную историю про своего сказочного животного, а затем поделиться ею с другими ребятами». Это задание является диагностическим, а также хорошо для коррекции (в случае необходимости, применяется изменение некоторых неконструктивных событий сказки ребенка на более конструктивный. Изменение сказки делается с согласия ребенка и обязательно обосновывается психологом). (10 мин.)
Завершение. Все собираются в круг. Делятся впечатлениями от занятия. Психолог: «Сегодня вы сами придумали своего собственного персонажа – фантастическое животное – и сказку о нем. Это было очень увлекательно, все животные получились разными и каждый интересным по-своему, а самое главное, что все они живут в одной сказочной стране и дружат друг с другом». Затем все вместе выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия. (3 мин.)
ЗАНЯТИЕ 11. «Необитаемый остров».
Цель – эффективное взаимодействие и творческое самораскрытие ребят.
Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А5, А1 (1 шт.), пластиковые палитры, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, клей, ножницы.
Приветствие. Все встречаются в кругу, приветствуют друг друга. Психолог: «Вы когда-нибудь смотрели фильмы или читали книги про морские плавания, про корабли и разные страны, острова? Сегодня мы с вами отправимся на один остров - необитаемый!» (2 мин.)
Ход занятия:
Упражнение «Волны»
На листе формата А1 (где в центре отмечено место для будущего острова) детям предлагают нарисовать мелками волны, омывающие остров. Психолог: «Волны могут быть разными – спокойными, штормовыми, во время дождя или штиля. Каждый участник группы сам выберет, какие волны ему рисовать, ведь в море бывает все».
(5 мин.)
Упражнение «Остров» - коллективная творческая работа детей.
Психолог: «Вот перед вами остров, который вы можете сделать таким, каким пожелаете, все, что вам нужно – нарисовать его на листе всем вместе, сообща. Но для этого нужно решить, что будет у вас на острове, какие растения, животные, птицы. Когда вы вместе все обсудите и договоритесь, можно приступать к рисованию острова». Важно, чтобы каждый ребенок полноценно принимал участие в данном задании, поэтому психолог тщательно следит за поведением детей и корректирует его. На данном этапе групповой работы обычно все дети активно вступают во взаимодействие друг с другом, выдвигают свои идеи без страха их отвержения. Однако психолог может время от времени задавать вопросы относительно жизни на острове, что приводит детей к придумыванию новых образов и идей. После того, как остров нарисован, детям предлагают сочинить историю о том, как они попали на остров, как им там живется, чем они там занимаются и что хотят сделать для налаживания жизни общества на острове. (10-15 мин.)
Упражнение «Украшения для острова»
Психолог: «У вас получился замечательный остров, на котором есть разные звери, птицы, растения. Так как остров находится в жарких странах, я предлагаю вам его украсить яркими цветами, фруктами, бабочками». Используя метод монотипии, дети создают разные кляксы на бумаге форматом А5. Когда получилось много таких разноцветных «клякс», дети придумывают, на что они похожи (цветы, бабочки и др.). После того, как все дети закончили делать кляксы и увидели разные образы в кляксах, психолог предлагает разместить эти украшения на острове с помощью клея. (5 мин.)
Завершение. Все сидят в кругу, делятся своими эмоциями и успехами. Психолог: «Сегодня мы побывали с вами на необитаемом острове, где вы наладили отличные условия для жизни, а также смогли преобразить остров своими яркими цветами и бабочками. Это было так здорово! А главное, вы все делали сообща, и у вас все получилось, вы сплоченная команда! Молодцы!» Затем все хлопают в ладоши и выполняют упражнение «Колодец». (2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 12. Тема «Сон куклы»
Цель: спонтанное самовыражение, повышение уверенности в себе, развитие креативности, творческого мышления, снижение уровня тревожности, выражение внутренних конфликтов, развитие воображения, фантазии.
Материалы занятия: Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Клей, ножницы, скотч.
Ход занятия:
Упражнение «Горячо-Холодно». Ведущий прячет в классе какую-нибудь небольшую игрушку. Выбирается водящий, который должен ее найти. Остальные ученики помогают ему ее найти одним из разрешенным способов, например, жужжанием, мычанием, хрюканьем. Затем можно усложнить и прятать игрушку в одежду ведущего, который перемещается по классу и путает водящего.
Арт-терапевтическое упражнение «Кукла из бумаги».
Каждый участник рисует на листе плотной бумаги куклу, похожую на себя. Далее нужно склеить полоску бумаги в виде цилиндра и прикрепить к ней куклу. Надеваем получившуюся куколку на палец. Необходимо придумать историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила-была кукла, похожая на меня…». «Однажды кукле приснился сон…». (10 мин.) (Можно любого другого сказочного героя придумать, подготовить шаблоны).
При желании можно нарисовать иллюстрации к рассказу.
Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.
Обсуждение: Что понравилось в работе? Что бы хотелось изменить? Что показалось сложным?
«Куклам» задают вопросы. Их можно дарить друг другу.
Рефлексия. Обсуждение занятия. (2 мин.)
ЗАНЯТИЕ 13. «ДРУЖБА»
Цель: развить умение взаимодействовать друг с другом в данной закрытой группе, способствовать сплочению группы, через упражнения, игры и обсуждение конкретизировать понятие «дружбы».
Материалы и оборудование: сердечки из цветной бумаги.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Лучик любви». Участники в кругу передают «лучик любви» при помощи пожатия ладошки.
(2 мин.)
Беседа «Дружба».
У кого есть друзья?
Зачем нужны друзья?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Всегда ли друг поступает хорошо по отношению к вам?
Можно ли сказать другу о том, что он ведёт себя неправильно?
Что такое дружба?
(5 мин.)
Упражнение «Статуя дружбы». Участники делятся на две команды, одна из команд - «скульпторы», другая – «пластилин». «Скульпторам» предлагается «слепить» из «пластилина» «статую дружбы», затем команды меняются ролями. (10 мин.)
Упражнение «Хорошие качества». Всем ребятам раздаются сердечки, на которых они должны написать одно качество «каким они хотели бы быть другом». Ведущий собирает листочки, перемешивает и снова раздаёт детям, таким образом, дарит им эти качества навсегда. (5-7 мин.)
Завершение.
Что нового ты узнал сегодня на занятии?
Какие новые идеи у тебя возникли сегодня?
Какие навыки ты приобрел, или о каких новых способах поведения ты узнал?
Что понравилось, огорчило тебя сегодня на занятии?
Что тебя удивило? (3 мин.)
ЗАНЯТИЕ 14. «Волшебные слова».
Цель: раскрыть для детей понятия «вежливый человек», воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, до свидания, пожалуйста и т.д.
Материалы: бумага и карандаши.
Ход занятия:
Упражнение «Жирафы». Участникам предлагается поздороваться так, как это делают различные животные. «Как жирафы – потремся шеями, как кошечки – потремся носиками, как олени – потремся ушками, как волчата – потремся боками, как ежики – потремся лобиками, как зайчики – потремся ладошками, как мышки – потремся хвостиками».
(2мин.)
Игра с мячом «Вежливые слова». Чтобы узнать какие вы знаете вежливые слова, мы поиграем в игру. Я бросаю мяч, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза. (5 мин.)
Вопросы для обсуждения:
Давайте с вами вспомним, как люди здороваются друг с другом?
А если знакомый встречается вам на улице? Ответы фиксируются на ватмане.
А как вы думаете кто такой «вежливый человек»? ( 5 мин.)
Упражнение «Пожалуйста».
А сейчас все вместе мы поиграем в игру на внимание. Я попрошу выполнять вас некоторые действия. Но выполнять вы их будете только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста».
Итак:
Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу.
Похлопайте, пожалуйста, в ладоши.
Топните левой ногой
Топните, пожалуйста, правой ногой.
Подмигните левым глазом.
Покажите язык.
Щелкните, пожалуйста, пальцами правой руки.
Щелкните, пожалуйста, пальцами левой руки.
Поднимитесь, пожалуйста, со своих мест.
А теперь сядьте. (5 мин.)
Сказка о медведе (обсуждение):
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу…
Не надо чавкать и зевать
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку – медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так мишку лет пяти – шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Вопросы для обсуждения:
Какой вывод можно сделать из сказки?
А вы считаете себя вежливыми?
Какие правила вежливости вы знаете? (10 мин.)
ЗАНЯТИЕ 15. «Мой портрет»
Цель – закрепление положительных изменений, возникших в ходе арт-терапевтической групповой работы у детей, а также осмысление детьми того опыта, который они приобрели в группе.
Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 35 см, акварель, гуашь, мелки, карандаши, фломастеры.
Приветствие. Все собираются в кругу, приветствуют друг друга. Психолог: «Сегодня у нас последнее занятие, на котором мы будем подводить итоги наших встреч. Вы сами сможете убедиться в том, что вы приобрели новый опыт творчества и общения, а также изменились к лучшему».
Ход занятия:
Упражнение «Автопортрет в кругу» Психолог: «Я попрошу вас нарисовать свой портрет, но не как обычно на листе, а в кругу, который очерчен на ваших листах бумаги». Детям раздаются листы бумаги форматом А3, на которых изображена окружность. Это диагностическое задание, по которому можно судить об изменениях, произошедших с ребенком в процессе арт-терапии. Когда все участники выполнили упражнение, нарисовали свои портреты, психолог предлагает им сравнить рисунок в круге, сделанный ими же на первом занятии и рисунок, который они сделали сейчас. Как правило, рисунки последнего занятия намного красочнее и интереснее сделанных вначале арт-терапевтической работы. Дети это чувствуют, поэтому психологу важно подчеркнуть, что дети стали более раскрепощенными, активными по сравнению с тем, какими они были в начале занятий. Это положительное изменение в них самих. (10-15 мин.).
Упражнение «Нарисуй цветок»
Психолог: «Каждый из вас на наших занятиях смог лучше узнать себя, свои положительные, хорошие качества и способности. Я предлагаю каждому нарисовать прекрасный цветок, каждый листик и лепесток которого будет обозначать ваше хорошее качество или особенность». На листе бумаги форматом А4 дети рисуют свои цветы (или то, что им навеет собственная фантазия). Затем в группе по очереди каждый ребенок обсуждает свою работу и положительные качества, которые он сам у себя знает. Психолог поощряет активность ребенка, добавляет то хорошее, что не сказал про себя сам ребенок. Можно также попросить ребят группы сказать то хорошее, что они видят в данном ребенке. Так происходит обсуждение положительных черт каждого ребенка. (Примечание: психологу важно в равной степени хвалить каждого ребенка, чтобы никто не остался без внимания. Кроме того, необходимо отмечать, что несмотря на то, что все дети разные и качества у них могут быть разные, все они имеют равную ценность и все одинаково важны). (10-15 мин.)
Завершение. Все собираются в круг, делятся своими эмоциями от проведенного занятия. Психолог подводит итоги данного занятия и всего курса: «Сегодня мы закончили наши занятия, где вы приобрели новый опыт, знания и творческие успехи. Наши занятия завершаются, но ваши творческие открытия только начинаются, ведь жизнь полна интересных и ярких событий. Я уверена, теперь вы сможете находить больше удивительных и прекрасных моментов в своей жизни!» ( 2 мин.)
- IV. Список литературы, использованной при разработке программы:
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
- Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
- Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
- Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
- Программа арт-терапевтических занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.
- Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.
- Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
- Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005
- Л.Д. Мардер «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
публикации статей для педагогов