Воронина Лариса Анатольевна
воспитатель
ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНЫМ КРАЕМ
Аннотация. В настоящее время набирает популярность обновление и изучение современных технологий при организации различных видов деятельности в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО). Современные дети дошкольного возраста характеризуются более раскрепощенными, открытыми, инициативными в познании окружающего мира. В связи с этим владение современными технологиями для воспитателей становится приоритетом в работе с детьми дошкольного возраста. Поскольку ознакомление с родным краем считается одной из приоритетных задач дошкольного образования, необходимо совершенствовать и находить более эффективные средства для достижения данной задачи.
Ключевые слова. Современные технологии, ознакомление с родным краем, дошкольное образование, поддержка детского интереса и инициативы.
В настоящем время наблюдается высокая потребность на владение современными технологиями в работе с детьми дошкольного возраста. Педагоги все больше задумываются о более эффективных и интересных средствах при организации занятий. В связи с необходимостью ознакомления дошкольников с родным краем возникает проблема в выборе форм и методов.
Современные технологии - края в переводе от греческого означает «наука о мастерстве». Основная цель современных технологий при поддержке интереса к ознакомлению с родным краем заключается в том, чтобы обеспечить более эффективное, познавательное и занимательное развитие личности дошкольника, а также помочь ему освоить знания о родном. Формирование будущего человека, его духовных сил, способностей и потребностей – это важные аспекты дошкольного образования. На основе теории и практики образовательной деятельности доказано, что обучение и воспитание в ДОО при использовании инновационных технологий происходят более эффективно и полезно. В этом возрасте дети наиболее способны осваивать новые знания.
Ушинский К. Д. утверждал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Нравственные ценности всегда были важны, необходимо продолжать передавать их последующим поколениям. Конкретно для детей дошкольного возраста сформировать их мы можем в ходе ознакомления с культурой, историей и традициями своего народа и своего края.
Для того чтобы этот процесс протекал наиболее эффективно не маловажным условием считается организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Далее рассмотрим основные принципы создания такой среды.
Как известно, для детей дошкольного возраста основным видом деятельности считается – игра. Но существуют и другие виды деятельности, которые должна включать в себя развивающая предметно-пространственная среда, это: познавательная, двигательная, музыкальная, коммуникативная.
Таким образом предметно-пространственная среда предполагает собой наполнение следующих уголков в группе детского сада:
музыкальный уголок с наполнением народных инструментов, в речевом уголке можно расположить картотеки иллюстраций по темам: моя страна, мой город, достопримечательности нашего края. Также уголки ряжения с народными костюмами, спортивные уголки с информацией о спортсменах нашего края. В уголке экологии размещение полезных ископаемых и иллюстрации деревьев, цветов, животных нашего края. Можно организовать стенд с символами страны, города.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы дошкольной организации, формируемая участниками образовательных отношений «может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность». Исходя из данного нормативного документа предоставляется возможность для детских садов активно сотрудничать с обществом и родителями воспитанников и создать все возможные условия для ознакомления наших детей о своем историческом и культурном прошлом. Важное условие для формирования патриотического воспитания дошкольников это сотрудничество детского сада с семьей и обществом.
Список литературы
- Ушинский К. Д. Педагогические идеи. — М.; 1971. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. — 304с.
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. - Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / пособие для студентов пед. ун-тов / Л.С. Выготский. – М.: АСТ ПРЕСС, 2022. – 672 с.
- Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2019. ‒ 165с.