ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Карасова Екатерина Алексеевна

учитель-логопед

МАДОУ «Д/С №45»

Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

на 2023 - 2024 учебный год

 

 

                                                                     Составитель: учитель-логопед

                                                                        Карасова Екатерина Алексеевна

                                                                        Срок реализации: 1 год

 

 

 2023 г.

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели, задачи, принципы реализации коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда

2.2. Календарно-тематический план

  1. Организационный раздел

3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда

3.2. Взаимодействие со специалистами

3.3 Взаимодействие с родителями

3.4 Планируемые результаты

3.5 Программное обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой детского сада, отвечает требованиям ФАОП к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации, основывается на следующих нормативных документах:

  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ;
  • Федеральной государственной программе (Приказ Министерства просвещения от 21.11.2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программе                МБДОУ «Детский сад № 45» для детей с ЗПР;   
  • Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014);
  • Конвенции ООН о правах ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049 -13.
  • Уставе МДОУ.

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, а также ее содержания, применяемых технологиях, методах и приемах. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, что вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп комбинированной направленности для детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий детей 3 – 4 лет с задержкой психического развития.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

1.2 Цели, задачи и принципы реализации Программы

Цель: оказание логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении Адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «Д/С №45» для детей с ЗПР.

 Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
  3. Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников с ЗПР;
  4. Развитие психических познавательных процессов и эмоциональной сферы детей.
  5. Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником с ЗПР образовательных областей;
  6. Оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и методической помощи по особенностям развития детей с ЗПР и направлениям коррекционного воздействия.

Принципы формирования Программы

  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
  • Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
  • Принцип соответствия требований, методов и приёмов, условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

 

1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

    В МБДОУ «Д/С №45» в 2022 – 2023 учебном году проходят обучение дети с ЗПР в возрасте 4-5 лет: 5 детей. Дети посещают среднюю группу комбинированной направленности.

   Понятие «задержка психического развития» (далее ЗПР) характеризует временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). Существует 4 типа ЗПР. Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К. С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения ЗПР, выделяя следующие типа:

  • ЗПР конституционного происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения

 

Характеристика типов ЗПР (К.Л. Лебединский)

Тип ЗПР

Описание

ЗПР конституционного происхождения

Для данного типа характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.

ЗПР соматогенного происхождения

В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. 

ЗПР психогенного происхождения

Нарушения развития по данному типу, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к вундеркинду. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Данную группу объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности.

 

Психологическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР.

Функция

Описание

Деятельность

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Развитие моторики

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.

У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых сверстников, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.

Внимание

Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.

Мнестическая деятельность

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.

Мышление

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.

Речь

Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем: отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка; низкая речевая активность; бедность, недифференцированность словаря; выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка; слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета; задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний; недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения; недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой; недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста

Игровая деятельность

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.

Эмоционально-волевое, коммуникативное развитие

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

   Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.

Показатели психического развития детей с ЗПР в возрасте 4-5 лет (Мамайчук И.И.).

Функция

Описание

Развитие моторики

В процессе ходьбы отмечаются скованные движения, что проявляется в шаркающей походке. Координация движения рук и ног нарушена. При подскоках затруднено отрывание ног от пола, ребёнок часто приседает, имитируя подскоки. Сдерживание движений по сигналу «стоп» затруднено. Может предпочитать строительные игры, но в процессе конструирования движения рук не координированы. Удерживает карандаш и может проводить линии, но отмечается слабый нажим, нарушение плавности и ритма движений.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Дифференцирует цвета т оттенки по подобию, иногда затрудняется в их назывании. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их название, не использует их в процессе рисования и конструирования. Затруднено соотношение предметов по величине, при наводящей инструкции психолога с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленные темп выполнения заданий. Допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.

Интеллектуальная деятельность

Испытывает трудности в дифференциации таких понятий, как «много», «мало», «один». Редко, а то и совсем не задаёт вопросы. Недлительно сосредотачивается на задании (например, рассматривание картинки, прослушивание сказки), часто отвлекается. Затруднено называние сюжета картинки, опирается на отдельные детали. Речевое развитие отстаёт от возрастной нормы. Речь односложная, наблюдаются нарушения произношения звуков, что может быть обусловлено дизартрией или другими речевыми нарушениями.

Игровая деятельность

В процессе игровой деятельности наблюдается бедность и однообразие сюжета игры, предпочитает подвижные игры сюжетно-ролевым. Продолжительность игры короткая, часто отвлекается на другие игры и задания. Конструктивная деятельность резко задержана. Постройки отличаются однообразием (например, башня, дорожка). В процессе конструирования не выделяет форму. Часто отсутствует предварительный замысел постройки.

Навыки самообслуживания

Навыки самостоятельности могут быть сформированы, однако выполнение отдельных действие (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.) остаётся недоступным ещё длительное время.

   Таким образом в возрасте 4-5 лет ЗПР может проявляться в недоразвитии психомоторных, речевых функций. Это негативно отражается на развитии речевой деятельности дошкольника с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Содержание коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико –педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

-коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

1.Развитие словаря

  • Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о  предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
  • Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
  • Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
  • Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
  • Формирование грамматического строя речи
  • Учить различать и  употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
  • Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и  среднего рода в косвенных падежах сначала в  беспредложных конструкциях, затем в  предложных конструкциях с простыми предлогами.
  • Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Формировать умение образовывать и  использовать в  речи глаголы в  повелительном наклонении, инфинитиве, в  настоящем и  прошедшем времени в изъявительном наклонении.
  • Учить различать и  употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
  • Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
  • Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
  • Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
  • Развитие просодической стороны речи
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Формировать навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
  • Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
  • Коррекция произносительной стороны речи
  • Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формирова нию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Работа над слоговой структурой слова
  • Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со стечением согласных.
  • Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с  простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
  • Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
  • Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
  • Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
  • Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
  • Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов.
  • различать слова с начальными ударными гласными.
  • Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из начала и конца слов;
  • дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в  ряду звуков, слогов, слов.
  • Научить производить анализ и  синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
  • Научить подбирать слова с заданным звуком.
  • Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
  • Развитие связной речи и навыков речевого общения
  • Развивать умение вслушиваться в  обращенную речь, понимать ее содержание.
  • Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  • Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
  • Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и  отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
  • Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  • Формировать навыки пересказа.
  • Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
  • Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, большое внимание отводится зоне ближайшего развития каждого ребенка, что в свою очередь обеспечивает развитие мыслительной деятельности и умственной активности.

 

2.2 Тематический план работы с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) младшего дошкольного возраста

 

Месяц

неделя

Лексическая тема

Задачи

Сентябрь 1-4 неделя

 

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов.

Октябрь

1-неделя

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

Знакомство детей с признаками начинающейся осени.

Рассматривание иллюстраций, картин, открыток об осени. Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Развитие диалогической речи. Закрепить знания об осени.

Уметь различать все три периода осени.

Октябрь

2-неделя

«Огород. Овощи»

Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Огород. Овощи».

Октябрь

3-неделя

«Сад. Фрукты»

Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Сад» «Фрукты».

Октябрь

 4-неделя

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Лес. Грибы и лесные ягоды».

Ноябрь

1-неделя

«Одежда»

Закрепить названия одежды, головного убора, осеннего сезона.

Упражнять в словообразовании по материалу (из меха - меховой)

Ноябрь

2-неделя

«Обувь»

Закрепить названия, обуви осеннего сезона. Познакомить с материалами, из которых делают обувь. Упражнять в словообразовании.

Ноябрь

3-неделя

«Игрушки»

Расширить словарь детей по данной теме. Развивать связную речь, речевой слух.

Упражнять в подборе признаков к игрушкам.

Ноябрь

4-неделя

«Посуда»

 

 

Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Познакомить с разнообразными материалами для изготовления посуды.

Развитие связной речи, речевого слуха.

Воспитывать интерес к предметам окружающего мира.

Декабрь

1-неделя

«Зима. Зимующие птицы»

Познакомить детей с приметами зимы. Познакомить с произведениями Никитина «Встреча зимы», Е. Тургенева «Первый снег».

Закрепить знания о зимующих птицах и животных.

Систематизировать  представление детей по данной теме.

Закреплять знания об особенностях жизни зимующих птиц.

Активизировать словарь (перелетные, насекомоядные и т. д.)

Декабрь

 2-неделя

«Домашние животные зимой»

 

Закрепить знания о домашних и животных.

Расширять активный словарь по теме.

Закреплять обобщающие понятия.

Декабрь

 3-неделя

 

«Дикие животные зимой»

Закрепить знания о и диких животных.

Расширять активный словарь по теме.

Закреплять обобщающие понятия.

Декабрь

4-неделя

«Новый год. Зимние Забавы»

 

Познакомить с историей праздника. Учить изготавливать новогодние игрушки.

Закрепить знания детей о зимних развлечениях.

Январь

1-неделя

КАНИКУЛЫ

 

Январь

 2-неделя

«Мебель»

Уточнение понятий  мебель для кухни, спальни, гостиной. Обратить внимание на её особенности и предназначение. Познакомить с разнообразными материалами для изготовления мебели.

Развитие связной речи, речевого слуха.

Воспитывать интерес к предметам окружающего мира.

Январь

3-неделя

«Грузовой, пассажирский транспорт»

 

Различие грузового, пассажирского транспорта. Учить делать постройки из

снега, используя мокрый снег.

Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Январь

 4-неделя

«Профессии на транспорте»

Познакомить с профессиями на транспорте.

Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Февраль 1-неделя

«Детский сад. Профессии»

Познакомить с профессиями в детском саду.

Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Февраль 2-неделя

«Ателье. Закройщица»

Познакомить с профессиями в ателье.

Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Февраль 3-неделя

«Наша Армия»

Вызвать чувство симпатии к воинам Российской Армии, боевой технике, восхищение их ловкостью и силой.

Развивать представление о разных родах войск.

Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ.

Февраль 4-неделя

«Стройка. Профессии строителей»

Расширить и конкретизировать представление о профессии строитель.

Развивать воображение.

Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

Март

1-неделя

«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Уточнить и расширить представление детей о  весне, ее признаках, обогащать словарь детей по данной теме.

Учить связно, последовательно рассказывать о весне.

Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта.

Воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими руками.

Март

2-неделя

«Комнатные растения»

Расширить представления о различных комнатных растениях. Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.

Март

 3-неделя

«Рыбы (пресноводные, аквариумные)»

Расширить представления о различных видах рыб, живущих не только в аквариуме, но и в других средах обитания.

Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.

Март

 4-неделя

"Наш город"

Уточнить и расширить знания детей об истории города, о его достопримечательностях. Познакомить детей с важными событиями, произошедшими в городе. Развивать связную речь.

Апрель

1-неделя

«Весенние работы на селе»

Расширять и уточнять представления детей о работах в огороде и в поле весной.

Расширять активный словарь по теме. Закреплять обобщающие понятия.

Апрель

2-неделя

«Космос»

Познакомить детей с историей праздника и с первыми космонавтами. Рассмотреть  картины и иллюстрации по теме. Расширять активный словарь по теме.

Апрель 3-неделя

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с трудом хлеборобов.

Дать понятие, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в жизни.

Воспитывать в детях чувство уважения к труду хлеборобов и к хлебу.

Апрель 4-неделя

«Почта»

Расширить и конкретизировать представление о профессиях связанных  с почтой .Развивать воображение. Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

Май 1-неделя

«Правила дорожного движения»

 

Расширить знания детей о ПДД и о необходимости их соблюдения. Закрепить название различных видов транспорта и профессии людей, работающих на них.

Май 2-неделя

«Праздник победы»

Сформировать у детей представление о празднике «День победы».

Развивать речь, словарный запас по теме.

Воспитывать чувство гордости за Родину.

Май 3-неделя

«Лето.  Насекомые».

Рассказать о роли насекомых в природных сообществах.

Определять по внешнему виду насекомое.

Формировать у дошкольников бережное отношение к природе.

Май 4-неделя

«Лето. Цветы на лугу»

Расширение и активизация словаря по данной теме.

Воспитание бережного отношения к природе, к ее красоте.

Воспитание основ безопасного поведения на природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Организационный раздел

3.1 Циклограмма учителя-логопеда

 

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Карасовой Екатерины Алексеевны

на 2023 – 2024 учебный год

вид деятельности/

день недели

Диагностика

(первая половина сентября, вторая половина мая)

индивидуальные коррекционно-развивающие

занятия

индивидуальные консультации сотрудников

групповые консультации сотрудников

консультации родителей

аналитическая, организационно-методическая работа

общее время

понедельник

08:00-12:00

 

08:00-12:00

 

 

 

 

12:00-14:00

6 ч

вторник

08:00-12:00

15:30 – 17:00

08:00-12:00

15:30 – 17:00

13:30-14:00

 

 

12:00-13:30

 

6 ч

среда

08:00-12:00

 

08:00-12:00

 

 

13:30-14:00

 

12:00-13:30

 

6 ч

четверг

08:00-12:00

 

08:00-12:00

 

 

 

13:00-14:00

12:00-13:00

6 ч

пятница

 

08:00-12:00

08:00-12:00

 

 

 

12:00-14:00

6 ч

кол-во часов в неделю

 

 

20 часов

20 часов

30 мин

30 мин

1 час

8 часов

30 часов

 

Расписание  индивидуальных коррекционно – развивающих  занятий

День недели

Время проведения

Ф И ребенка

Место проведения

Понедельник

09:20-09:40

 

Кабинет учителя-логопеда

 

09:40-10:00

 

 

 

10:30-10:50

 

 

 

10:55-11:15

 

 

 

11:20-11:40

 

 

Вторник

09:05-09:25

 

Кабинет учителя-логопеда

 

09:30-09:50

 

 

 

09:55-10:10

 

 

 

11:35-11:55

 

 

Среда

08:40-09:00

 

Кабинет учителя-логопеда

 

09:05-09:25

 

 

 

09:30-09:50

 

Кабинет учителя-логопеда

 

10:30-10:50

 

 

 

11:20-11:40

 

 

 

11:40-12:00

 

 

Четверг

08:40-09:00

 

Кабинет учителя-логопеда

 

09:35-09:55

 

 

 

11:00-11:20

 

 

 

11:25-11:55

 

 

Пятница

09:00-09:20

 

 

 

09:25-09:55

 

 

 

10:00-10:25

 

 

 

11:30-11:50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Взаимодействие со специалистами

 

Специалист

Содержание взаимодействия

Воспитатели

·       Обсуждение результатов диагностики детей. Знакомство с перспективным планом подгрупповых занятий на год»;

·       совместная подготовка и проведение родительских собраний;

·       совместная подготовка к детским праздникам;

·       консультация « Речевая развивающая среда в средней группе»;

·       вечер совместного творчества «Изготовление пособий для речевых игр»

·       консультация ««Способы и приемы развития мелкой моторики у детей»;

·       консультация ««Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»;

·       консультация « Подвижные игры для детей с ОНР»;

·       консультация « Кинезиологическая гимнастика  как средство развития речи».

Инструктор по физической культуре

·       Развитие общей моторики (координация движений) и мелкой моторики;

·       постановка правильного дыхания ( разделение носового и ротового дыхания);

·       рекомендации по выбору подвижных игр и текстов к ним в соответствии с речевыми возможностями детей.

Педагог-психолог

·       Обсуждение результатов диагностики  детей для последующей разработки индивидуального коррекционного маршрута;

·       активизация психических процессов;

·       составление индивидуальных психолого-педагогических характеристик для предоставления их на ПМПк.

Учитель-дефектолог

·       Обсуждение результатов диагностики  детей для последующей разработки индивидуального коррекционного маршрута;

·       развитиевысших психичских функций;

·       составление индивидуальных психолого-педагогических характеристик для предоставления их на ПМПк.

Музыкальный руководитель

·       Игры и упражнения на развитие координации между движениями и словом;

·       игры и упражнения на развитие речевого дыхания;

·       распевки на автоматизацию звуков.

Старший воспитатель

·       Консультации.

 

3.3  Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Цель:

- объединение усилий для коррекционного воздействия и осуществления взаимопомощи при решении возникающих проблем.

Задачи:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов;

- повышение грамотности в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своими детьми;

- привлечение родителей к участию в коррекционном процессе;

- подбор и пополнение практического материала, необходимого родителям при выполнении коррекционной работы в домашних условиях с детьми.

 

 

Форма

организации, содержание работы

Контингент участников

Сроки проведения

·       Родительское собрание

а) задачи на учебный год;

б) рекомендации по выполнению домашних заданий;

·       Консультация в форме деловой игры «Играем вместе с мамой: игры на развитие мелкой моторики рук»

 

·       Консультация «Развитие фонематического слуха у детей»

·       Консультация «Поиграем дома с мамой» игры на мелкой моторики рук

 

·       Индивидуальные консультации по мере необходимости и запросам родителей

·       Консультация « Роль мимической гимнастики в речевом развитии детей»

·       Буклет «Речевые игры дома»

·       Буклет «Рекомендуем прочитать с детьми»

·       Итоговое  родительское собрание

а) результаты работы по звукопроизношению.

б) результаты логопедической работы;

в) советы и рекомендации.

 

Родители группы

 

 

Октябрь 2023 г.

 

Ноябрь 2023 г.

 

 

 

Февраль 2023 г.

 

 

В течение года

 

 

Март 2023 г.

Апрель 2023 г.

 

Май 2023 г.

 

3.4  Планируемые результаты реализации рабочей программы

Планируемые результаты освоения Программы:

- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

- обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений; - отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста.

 

3.5 Программное обеспечение реализации Образовательной программы

 

Показатели

Образовательная область

Речевое развитие

 

Программа

Н. В. Нищева  Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2015-240 с.

Диагностические материалы

Н.В.Нищева  Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет), СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,,2014

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Методические пособия

Косинова Е.М. Уроки логопеда, М., 2019,Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук Логопедические упражнения-СПб, Литера,2009

Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях –М,: ООО «Издательство Гном», 2019

Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях –М,: ООО «Издательство Гном», 2019

Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях –М,: ООО «Издательство Гном», 2019

Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С,З,Ц- М,: ООО «Издательство Гном», 2015

А.И.Богомолова Нарушение произношения у детей – М, «Просвещение», 1979

 

 

 

 

 

 

 

 







 публикации статей для педагогов







 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.