Суркина Анна Александровна
Учитель - логопед
МБДОУ д/с «Акварель
р.п. Шаранга, Шарангский муниципальный округ
Стимульный материал как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей, посещающих обычные группы дошкольных учреждений, наблюдаются следующие проблемы в речевом развитии:
- Скудный словарный запас. Дошкольники используют в речи ограниченное количество глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, существительных.
- Недостаточно сформированы навыки словообразования и словоизменения.
- Дети затрудняются самостоятельно строить распространенные высказывания, использовать в речи сложные предложения.
- Нарушение звукопроизносительной стороны речи:
-фонематические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения звуков),
-фонологические дефекты (замены, смешения звуков);
-нарушение слоговой структуры слов
-монотонная, немодулированная речь.
Использование наглядности является перспективным направлением в процессе формирования, развития и коррекции речи дошкольников.
Невербальный стимульный материал – это рисунки, схемы, опорные картинки, картинки-символы, полоски и фигуры-символы. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста. Ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, видя их зрительно, взаимодействуя с ними. Наглядно можно представить даже такие абстрактные понятия, как «звук», «слово», «предложение», «ориентация в пространстве».
Установлено, наглядный материал усваивается детьми лучше вербального.
Для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к заданиям. Использование наглядности стимулирует ребенка к познанию нового.
Символические аналогии облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала, формируют приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”.
Применяя графические аналогии, символические образы мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Представляю вашему вниманию пособия, стимулирующие речевое развитие дошкольников, позволяющие не только обогатить и расширить словарь, но и успешно формировать навыки словообразования и словоизменения, звуко – буквенного анализа, интереса и способности к чтению у детей.
Цель: научить ребенка различать твердые и мягкие звуки. Инструкция: покажите на круге буквы, обозначающие твердые согласные звуки (синего цвета) и мягкие согласные звуки (зеленого цвета). Соедините картинку и букву, с которой начинается слово, разместите сверху подвижный сектор. |
Цель: научить ребенка различать парные глухие и звонкие согласные звуки. Инструкция: Произнесите пару согласных звуков (Б-П). Один звук произносится звонко (Б), а другой – глухо (П). Соедините картинку и букву, с которой начинается слово, разместите сверху подвижный сектор. Называйте картинку и просите подобрать к ней букву и наоборот. |
Цель: запоминание гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки. Инструкция: на большом круге выберите картинку. Выделите голосом первый звук в этом слове: «ЁЁЁЁЁЖИК». Что слышится в начале слова? Соедините картинку и букву, с которой начинается слово, разместите сверху подвижный сектор. Называйте картинку и просите подобрать к ней букву и наоборот. |
Цель: научить ребенка ориентироваться в пространстве, понимать и правильно употреблять предлоги. Инструкция: до начала игры разберите с ребенком схемы, обозначающие предлоги. Выберите любой предлог. Попросите ребенка подобрать к нему соответствующую схему и совместить эту схему с картинкой. Задание: Составь предложения по картинке, используя предлоги (например, ИЗ, К, ОТ). |
Цель: научить ребенка складывать буквы в короткие слова, сформировать первые навыки чтения. Инструкция: вместе с ребенком составьте любое слово и подберите к нему картинку. Далее ребенок собирает слово самостоятельно. Задание: соедини слог с буквой и прочитай слова. |
Цель: научить ребенка составлять и разгадывать ребусы. Инструкция: составьте ребус и попросите ребенка найти на него ответ – картинку. Далее ребенок составляет ребус самостоятельно. |
Цель: научить ребенка складывать из слогов простые слова, сформировать первые навыки чтения. Инструкция: вместе с ребенком составьте любое слово и подберите к нему картинку. Далее ребенок собирает следующее слово самостоятельно. |
Цель: развитие интереса и способности к чтению у детей. Инструкция: в зависимости от речевого развития ребенка предложить выполнить игровые задания по степени сложности из данных тетрадей. |
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов