ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Евсюкова Наталья Владимировна
Преподаватель фармацевтических дисциплин

ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»

Происходящие изменения и имеющиеся проблемы в фармацевтической отрасли обусловливают новые требования к подготовке специалистов-фармацевтов. 

Для достижения требуемого качества образования специалиста необходимо модернизировать содержание образования таким образом, чтобы каждая дисциплина вносила свой вклад в формирование его профессиональной компетентности. И это в полной мере относится к циклу химических дисциплин [1, 8]. С нашей точки зрения, в контексте интегративного характера будущей профессиональной деятельности студента-фармацевта инструментом для обеспечения качества его подготовки в среднем профессиональном учреждении может служить проблемно-интегративный подход. Проблемно-интегративный подход нацеливает на вовлечение субъектов образовательного пространства в деятельность по выявлению, постановке и решению проблем на основе интеграции, синтеза и разностороннего применения их знаний, умений и ценностных отношений [9].

Нами разработана концепция проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов-фармацевтов и на ее основе модель методической системы (рис. 1).

pic_37.wmf

Рис. 1. Модель методической системы химической подготовки на основе проблемно-интегративного подхода: ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; МДС – междисциплинарные связи, ВДС – внутридисциплинарные связи; ХПБФ – химическая подготовка будущих фармацевтов; УИ – учебное исследование; ПС – проблемная ситуация; ПИ – проблемно-интегративное; ХЭ – химический эксперимент; ПИХЭ – проблемно-интегративный химический эксперимент; УП – учебная проблема

В модели выделены интегративные цели, представленные тремя группами компетенций: химические компетенции (общехимические и частнохимические); элементы общих и профессиональных компетенций. При этом нами расширен список компетенций из перечня профессиональных и общих компетенций, зафиксированных ФГОС СПО, формирование и развитие которых возможно в цикле химических дисциплин [1].

Содержательный компонент модели в общем виде отражает структуру основных компонентов химической подготовки студента колледжа, их целевое назначение и функции в учебно-воспитательном процессе, а именно систему химических знаний и умений, систему учебных проблем, систему опыта разрешения проблемных ситуаций, систему ценностных отношений к получаемым знаниям и умениям. При этом каждая из систем формируется на основе внутри- и междисциплинарной интеграции содержания обучения химическим дисциплинам (неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия) с учетом содержания обучения обеспечивающих (математика, информатика, анатомия и физиология человека и др.) и обеспечиваемых (фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакология и др.) в контексте будущей профессиональной деятельности студента.

Основой эффективной организации проблемно-интегративного обучения студентов  колледжа является интеграция традиционных и инновационных форм, методов и средств организации и управления учебно-воспитательным процессом. В процессе обучения используются традиционные формы (лекция-полилог, семинары, практическое занятие, экзамен) и инновационные (проблемно-интегративная занятие-игра, семинар-дискуссия, исследовательское практическое занятие) формы обучения. Основными способами организации деятельности являются дискуссии, индивидуальные и групповые учебные исследования, дидактические игры.

Проблемно-интегративный подход не может быть реализован вне конкретных методов обучения, определяющих характер взаимодействия участников образовательного процесса, к которым мы относим проблемно-интегративный химический эксперимент, метод постановки и решения проблем и др. Ведущими средствами химической подготовки будущих фармацевтов являются учебные проблемы, химический эксперимент на основе внутри- и междисциплинарных связей, инновационные учебно-методические пособия, алгоритмы, а также способы решения учебных проблем.

Процессуально-деятельностный компонент модели детерминирован интегративными целями обучения, воспитания и развития студентов, спецификой содержания цикла химических дисциплин. Проблемно-интегративное обучение сопровождается мониторингом качества обучения.

Результативно-оценочный компонент отражает уровень сформированности химических компетенций, элементов общих и профессиональных компетенций.

Соответствующая модели методическая система. Ее особенностями являются:

● направленность обучения не только на развитие химических компетенций, но и элементов ряда общих и профессиональных компетенций;

● формирование содержания обучения химическим дисциплинам на основе внутри- и междисциплинарной интеграции с содержанием обеспечиваемых и обеспечивающих дисциплин;

● формирование мотивации к учению через:

  • введение в цели, содержание и процесс освоения студентами химических дисциплин ценностей получаемой профессии [2]
  • создание личностно-комфортных условий в процессе обучения;

● направленность на развитие личности студента: развитие критического мышления, способностей к целеполаганию, к выявлению и формулировке проблем;

● направленность на формирования опыта решения проблем на основе единства внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции, обеспечивающих интеграцию знаний и умений студентов, их синтез и практическое применение в типичных и нетипичных ситуациях, что достигается посредством:

  • вовлечения студентов в процесс постановки и решения учебно-химических задач в форме различных практикоориентированных проблемно-интегративных задач;
  • использования проблемно-интегративного химического эксперимента в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
  • вовлечения студентов в исследовательскую деятельность;

● практикоориентированность, которая прослеживается в содержании обучения при использовании практически всех форм обучения [3];

● создание условий для непрерывной диагностики сформированности не только химических, но и общих и профессиональных компетенций.

Для реализации проблемно-интегративного обучения нами было разработано учебно-методическое пособие «Практическое руководство по аналитической химии», диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компетенций, включающий тесты на бумажной основе и компьютерные тесты, банк ситуационных задач, диагностическую карту для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций.

В пособии приводятся содержание и методические рекомендации по выполнению химического анализа в аналитическом практикуме. Количество включенных в пособие методик позволяет преподавателю реализовать вариативность в организации обучения. Материал пособия создает условие для сочетания осмысления и закрепления теоретического материала с отработкой техники анализа, освоением методов качественных и количественных определений и расчетов. В конце каждого раздела представлены вопросы и задания для самоконтроля, которые имеют практикоориентированный характер, что помогает студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

Упомянутая выше диагностическая карта позволяет оценить, например, сформированность таких элементов общих компетенций, как умение сформулировать цель, задачи учебного исследования, выявить и сформулировать проблему, умение самооценки результатов деятельности и др., а также сформированность элементов профессиональных компетенций, например, таких как владение обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств (ПК. 2.3), которые проявляются через формируемые в цикле химических дисциплин умения подбирать мерную посуду для выполнения экспресс-анализа, умения анализировать лекарственные формы, оформлять протоколов анализа, делать заключение о качестве лекарственных форм.

Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов включает:

  • методику организации и управления обучением в рамках аудиторных занятий;
  • методику организации и управления внеаудиторной деятельностью студентов.

 

В рамках проектной деятельности студентами выполняются такие проекты, как «Аптека будущего», «Пилюли в натуре», имеющие ярко выраженную профессиональную направленность.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.