Евсюкова Наталья Владимировна
Преподаватель фармацевтических дисциплин
ЧУПОО Техникум «Бизнес и Право»
Происходящие изменения и имеющиеся проблемы в фармацевтической отрасли обусловливают новые требования к подготовке специалистов-фармацевтов.
Для достижения требуемого качества образования специалиста необходимо модернизировать содержание образования таким образом, чтобы каждая дисциплина вносила свой вклад в формирование его профессиональной компетентности. И это в полной мере относится к циклу химических дисциплин [1, 8]. С нашей точки зрения, в контексте интегративного характера будущей профессиональной деятельности студента-фармацевта инструментом для обеспечения качества его подготовки в среднем профессиональном учреждении может служить проблемно-интегративный подход. Проблемно-интегративный подход нацеливает на вовлечение субъектов образовательного пространства в деятельность по выявлению, постановке и решению проблем на основе интеграции, синтеза и разностороннего применения их знаний, умений и ценностных отношений [9].
Нами разработана концепция проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов-фармацевтов и на ее основе модель методической системы (рис. 1).
Рис. 1. Модель методической системы химической подготовки на основе проблемно-интегративного подхода: ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; МДС – междисциплинарные связи, ВДС – внутридисциплинарные связи; ХПБФ – химическая подготовка будущих фармацевтов; УИ – учебное исследование; ПС – проблемная ситуация; ПИ – проблемно-интегративное; ХЭ – химический эксперимент; ПИХЭ – проблемно-интегративный химический эксперимент; УП – учебная проблема
В модели выделены интегративные цели, представленные тремя группами компетенций: химические компетенции (общехимические и частнохимические); элементы общих и профессиональных компетенций. При этом нами расширен список компетенций из перечня профессиональных и общих компетенций, зафиксированных ФГОС СПО, формирование и развитие которых возможно в цикле химических дисциплин [1].
Содержательный компонент модели в общем виде отражает структуру основных компонентов химической подготовки студента колледжа, их целевое назначение и функции в учебно-воспитательном процессе, а именно систему химических знаний и умений, систему учебных проблем, систему опыта разрешения проблемных ситуаций, систему ценностных отношений к получаемым знаниям и умениям. При этом каждая из систем формируется на основе внутри- и междисциплинарной интеграции содержания обучения химическим дисциплинам (неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия) с учетом содержания обучения обеспечивающих (математика, информатика, анатомия и физиология человека и др.) и обеспечиваемых (фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакология и др.) в контексте будущей профессиональной деятельности студента.
Основой эффективной организации проблемно-интегративного обучения студентов колледжа является интеграция традиционных и инновационных форм, методов и средств организации и управления учебно-воспитательным процессом. В процессе обучения используются традиционные формы (лекция-полилог, семинары, практическое занятие, экзамен) и инновационные (проблемно-интегративная занятие-игра, семинар-дискуссия, исследовательское практическое занятие) формы обучения. Основными способами организации деятельности являются дискуссии, индивидуальные и групповые учебные исследования, дидактические игры.
Проблемно-интегративный подход не может быть реализован вне конкретных методов обучения, определяющих характер взаимодействия участников образовательного процесса, к которым мы относим проблемно-интегративный химический эксперимент, метод постановки и решения проблем и др. Ведущими средствами химической подготовки будущих фармацевтов являются учебные проблемы, химический эксперимент на основе внутри- и междисциплинарных связей, инновационные учебно-методические пособия, алгоритмы, а также способы решения учебных проблем.
Процессуально-деятельностный компонент модели детерминирован интегративными целями обучения, воспитания и развития студентов, спецификой содержания цикла химических дисциплин. Проблемно-интегративное обучение сопровождается мониторингом качества обучения.
Результативно-оценочный компонент отражает уровень сформированности химических компетенций, элементов общих и профессиональных компетенций.
Соответствующая модели методическая система. Ее особенностями являются:
● направленность обучения не только на развитие химических компетенций, но и элементов ряда общих и профессиональных компетенций;
● формирование содержания обучения химическим дисциплинам на основе внутри- и междисциплинарной интеграции с содержанием обеспечиваемых и обеспечивающих дисциплин;
● формирование мотивации к учению через:
- введение в цели, содержание и процесс освоения студентами химических дисциплин ценностей получаемой профессии [2]
- создание личностно-комфортных условий в процессе обучения;
● направленность на развитие личности студента: развитие критического мышления, способностей к целеполаганию, к выявлению и формулировке проблем;
● направленность на формирования опыта решения проблем на основе единства внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции, обеспечивающих интеграцию знаний и умений студентов, их синтез и практическое применение в типичных и нетипичных ситуациях, что достигается посредством:
- вовлечения студентов в процесс постановки и решения учебно-химических задач в форме различных практикоориентированных проблемно-интегративных задач;
- использования проблемно-интегративного химического эксперимента в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
- вовлечения студентов в исследовательскую деятельность;
● практикоориентированность, которая прослеживается в содержании обучения при использовании практически всех форм обучения [3];
● создание условий для непрерывной диагностики сформированности не только химических, но и общих и профессиональных компетенций.
Для реализации проблемно-интегративного обучения нами было разработано учебно-методическое пособие «Практическое руководство по аналитической химии», диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности компетенций, включающий тесты на бумажной основе и компьютерные тесты, банк ситуационных задач, диагностическую карту для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций.
В пособии приводятся содержание и методические рекомендации по выполнению химического анализа в аналитическом практикуме. Количество включенных в пособие методик позволяет преподавателю реализовать вариативность в организации обучения. Материал пособия создает условие для сочетания осмысления и закрепления теоретического материала с отработкой техники анализа, освоением методов качественных и количественных определений и расчетов. В конце каждого раздела представлены вопросы и задания для самоконтроля, которые имеют практикоориентированный характер, что помогает студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.
Упомянутая выше диагностическая карта позволяет оценить, например, сформированность таких элементов общих компетенций, как умение сформулировать цель, задачи учебного исследования, выявить и сформулировать проблему, умение самооценки результатов деятельности и др., а также сформированность элементов профессиональных компетенций, например, таких как владение обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств (ПК. 2.3), которые проявляются через формируемые в цикле химических дисциплин умения подбирать мерную посуду для выполнения экспресс-анализа, умения анализировать лекарственные формы, оформлять протоколов анализа, делать заключение о качестве лекарственных форм.
Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов включает:
- методику организации и управления обучением в рамках аудиторных занятий;
- методику организации и управления внеаудиторной деятельностью студентов.
В рамках проектной деятельности студентами выполняются такие проекты, как «Аптека будущего», «Пилюли в натуре», имеющие ярко выраженную профессиональную направленность.