ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Бельская Ираида Геннадьевна

 преподаватель

Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж

Санкт-Петербург

                             У учащихся  часто  возникают трудности выбора подходящих к конкретной ситуации слов и проблема понимания незнакомых слов при чтении текстов или общении на иностранном языке. В связи с этим,  необходимо с первых занятий развивать «чувство языка» и логическую языковую догадку  у учащихся, умение догадываться о значении слова по контексту, которое помогает решить коммуникативную задачу. Есть некоторые способы в арсенале преподавателя, которые учителя могут применять для того, чтобы дети осваивали  новые слова и выражения прямо на занятии.

Опыт показывает, что обучение лексике должно содержать следующие компоненты:

  • Многократное знакомство со словом в различных контекстах.
  • Определение и контекстная информация о слове.
  • Поощрение активного самостоятельного изучения новых слов учащимися.

   Рассмотрим 10 аспектов деятельности по изучению лексики, которые можно включить в свой урок.

    1.  Графический органайзер

Расчертите лист формата А4 на четыре прямоугольника. На пересечении этих линий напишите слово или фразу, которые требуется запомнить. Каждый прямоугольник подпишите, начиная с левого верхнего по часовой стрелке:

  • Description: Define the term using your own words.
  • Characteristics: Give at least 3 interesting characteristics of the term.
  • Synonym: What is it like?
  • Antonym: What is it not like?

   Учащиеся, используя свой словарный запас, заполняют прямоугольники. Возможны дополнения  рисунками или схемами.

    Данный способ запоминания «Графический органайзер» помогает учащимся изучать новые слова и выражения. Если своими словами дать определение новым лексическим единицам, привести примеры из знакомых ситуаций и зрительных образов, то новое слово отпечатается в памяти надолго.

  Как работать с помощью графического органайзера в классе:

  • Подготовка. Определите список слов для изучения в рамках определенной темы. Работая с группой из 3-4 учащихся, дайте задание каждой группе изучить одно слово.
  • Мини-демонстрация. Объясните классу, что такое графический органайзер и расскажите, как заполнять графы.
  • Групповая работа. Облегчите учащимся работу над новыми словами, обсуждая с каждой группой данное им слово. Используйте наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть группу к размышлениям в нужном вам русле.
  • Обсуждение на уроке. Дайте задание одному учащемуся из группы презентовать свое слово. Члены разных команд могут общаться между собой и знакомиться с другими словами. На это достатьчно  2-3 минуты, чтобы не прерывать ритм урока.

2. Словари-граффити

 Эта разновидность работы на уроке позволяет учащимся приобрести лексические навыки, рисуя картинки, рассказывая рисунком историю, записывая фразы и слова с помощью ассоциаций. Если слова, необходимые для запоминания, ассоциируются с предметами, предложите учащимся создать постеры данных слов.

  Необходимо организовать работу в парах. Каждой паре дается слово-цель. Если впервые используете эту стратегию, решите, какие ассоциации вызывает эти слова. Направьте мысли и воображение  учащихся в нужное вам русло. Например, если целевое слово было battle, то ассоциации, которые оно вызывает: aggression, war , conflict, destruction и так далее.

  Учащиеся зарисовывают слова на листе, как граффити на стенах. Рисуют образы, которые возникают у них от этих слов.

Как оценить результат? Работа оценивается на «отлично», если:

  • Учащиеся дали правильное определение слову.
  • По крайней мере три новых слова показывают, что учащиеся правильно понимают термин.
  • Как минимум три изображения представляют термин.
  • Страница-постер привлекает внимание.
  • В словах нет грамматических ошибок.

  Самые   удачные  постеры размещаются в классе. Во время изучения какой-либо темы учащиеся находятся в окружении этих слов. Яркие рисунки привлекают их внимание. Таким образом многократное употртебление знакомит учеников со значениями новых слов.

3. Догадки о значении слова

  Это отличный способ введения новой лексики. Вы можете предварять им чтение нового текста на уроке. С помощью него вы учите детей догадываться о значении слова по контексту.

В новом тексте определите 4-5 слов, значение которых важно для понимания. Предложите учащимся записать эти слова и написать, что они означают.

Оформить этот вид деятельности в тетради можно в виде таблицы:

New words

Before reading

After reading

 

 

 

Во время чтения используйте мысли вслух, чтобы показать, как контекст придает смысл новому слову. После чтения всего текста проанализируйте догадки учащихся и то, что на самом деле означает каждое слово.

Способ 4. Базовые приставки

  Часто на уроках во время работы над диалогической речью учитель сталкивается с проблемой — учащиеся боятся общаться на иностранном языке, так как им не хватает слов. Помогите им справиться с этой ситуацией, познакомив с таблицей приставок, разными способами словообразования. Запишите  , например, таблицув тетради или повесьте на стене или доске в аудитории. Обратите внимание на то, как приставки помогают изменить значение знакомых для учащихся слов.

На начальном этапе изучения языка в этой таблице должны присутствовать базовые приставки, которые позволят учащимся самостоятельно создавать новые слова.

Prefix

Meaning

Prefix

Meaning

un

not, opposite of

re

again

in, im, ir, il

not

dis

not, opposite of

en, em

cause to

non

not

in, im

in or into

over

too much

mis

wrongly

sub

under

5. Облако слов/тегов

Облако тегов — это коллекция ключевых слов или сведений, выбранных из отрывка или главы, которую учащиеся собираются прочитать. Эта стратегия дает ученикам шанс связать новые слова или сведения с главной идеей текста для чтения. Помогает хорошо пересказывать основное содержание текста.

В сети можно найти достаточно ресурсов, помогающих проанализировать текст и создать облако слов. Учитель может распечатать облако и принести на урок. Но если в классе есть интерактивная доска, то она упростит этот процесс.

Как использовать облако тегов на уроках иностранного языка?

  • Для анализа текста. Учитель может обратить внимание учащихся на частоту используемых слов в тексте (наиболее часто используемые выделены более крупным шрифтом). Или провести сравнение текстов посредством облаков слов.
  • Для угадывания рассказа по представленным в облаке словам.
  • Для проведения простого опроса. Например, дома учащиеся должны были работать с новым текстом. Учитель создает облако слов по этому тексту. Учащиеся зачитывают слова, значение которых выучили.
  • На уроках повторения какой-либо темы. Учитель демонстрирует облако из слов темы, а учащиеся повторяют их. Создают с ними предложения или словосочетания.

Способ 6. Интервью у слова

Почему бы не превратить работу над лексикой в игру? С помощью этой стратегии учащиеся повторят и обобщат знания, полученные при изучении определенной темы.

  • Выберите ключевые слова, важные для понимания темы.
  • Разделите класс на группыпо 2-4 человека.
  • Дайте каждой команде слово и список вопросов для интервью. Другие команды не должны знать, какое слово у соперников.
  • Попросите учеников «стать» словом и написать ответы на вопросы.
  • Не раскрывая слова, учитель или учащийся выступает в роли интервьюера и задает вопросы, а члены команды читают свои письменные ответы. После интервью, класс угадывает слово.

7. Группировка слов

  Предложите классу список слов темы, которую вы изучаете. Учащиеся должны сгруппировать их по различным категориям (части речи, характер человека, одежда, школа). Усложните работу. Пусть ваши ученики самостоятельно составят списки слов, а одноклассники должны догадаться, по какому принципу осуществлен отбор.

8. Система слов

Сделайте из традиционной проверки лексики деятельность по изучению новых слов. Предложите учащимся понять новое слово, например prediction. На листе формата А4 они должны записать:

  • Определение слова, основанное на их собственном понимании (правый верхний угол). К примеру, foretelling или look forward.
  • Антоним этого слова в противоположном (левом верхнем) углу. Look backward.
  • Написать смешное или глупое предложение, используя свое определение слова (нижний левый угол).
  • Нарисовать набросок, который поможет визуализировать определение слова (нижний правый угол).

9. Кроссворд

Кроссворды — прекрасный способ для учащихся активизировать словарный запас.

Эту стратегию можно использовать на первом уроке изучения новой темы. Учащиеся вспоминают слова, которыми будут пользоваться на следующих уроках.

Кроссворд — отличный способ повторит ранее изученное перед проверочной работой. Предложите учащимся составить кроссворд по новым словам изученной темы. Они повторят их правописание, вспомнят значения. Для слабых учеников вы можете приложить к кроссворду тематический список слов, чтобы они смогли выбрать подходящие.

Способ 10. Слова, которые используются вместе

Обратите внимание учащихся на слова, которые всегда используются вместе. Это можно сделать несколькими способами:

  • Представьте два списка слов, необходимо соединить слова из каждой группы попарно.
  • Продемонстрируйте словосочетания из глагола и существительного. Например, make + friends, do + your homework.
  • Можно предложить создавать сложные существительные:snow + boardingwind +surfingmountain + 
  • Или соединять глагол или прилагательное с предлогом:listen + tolook + atagree +withgood + atinterested + 

Лексическая структура любого языка многогранна для запоминания. Желательно акцентировать внимание учащихся на способах запоминания новых слов и понимания прочитанного. Задача учителя помогать учащимся развивать «чувство языка», умение замечать фразы и слова, которые помогут им для коммуникации или для описания ситуаций, связанных непосредственно с ними. Хотелось бы надеяться, что развитие у учащихся этих способностей будет выходить за пределы деятельности на уроке иностранного языка.

  Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.