Маслухина Александра Альбертовна
Музыкальный руководитель
МКДОУ №3 «Белоснежка»
Архангельская область
г.Мирный
А.А.Маслухина- музыкальный руководитель;
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ №3)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
различными средствами музыки.
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей,
просачивается в сердце и оживляет его». Р. Роллан
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя – стремление к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит старинная украинская мудрость.
Следовательно нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Задачи:
- Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
- Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Виды музыкальной деятельности: слушание музыки; пение; музыкально-ритмические движения.
Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников: пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия: 1.тщательный подбор музыкального материала;
2.правильный выбор методов и приемов.
В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям: 1.их содержание должно быть представлено яркими образами; 2.музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;
Методы и приемы, направленные на духовно-нравственное воспитание:
- эмоциональное исполнение песни музыкальным руководителем (сопереживание, сочувствие),
- игрушка,
- манипуляции с игрушкой (приветствие, поглаживание),
- беседа (правильно расставленные акценты с помощью вопросов и пояснений),
- подпевание (эмоциональное сопереживание, отношение к животным),
- стихотворение, близкое по содержанию либо контрастное,
- картинка по содержанию либо контрастная с соответствующими пояснениями, комментариями и выводами.
По аналогичному алгоритму подобная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, расширяя круг применяемых образов и ситуаций, усложняя анализ музыкального произведения и его содержания, разнообразив методы и приемы согласно возрастным особенностям детей.
Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах - активные виды деятельности детей, они являются основными на музыкальных занятиях, в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Дети принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара, с помощью которого детей знакомят:
- с традициями русского народа и укладом их жизни,
- с народным фольклором,
- с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников.
Воспитывают и развивают:
- чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,
- умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,
- нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,
- навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств,
- уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,
- художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образцов традиционной духовной культуры.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.
При планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных праздников в годовой план можно включить православные праздники, связанные с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.). На этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней. Кроме этого, тематизм и содержание праздников должен отражать такие темы как: «Добро и зло», «Забота о близких», «Любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и т.д.
Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.
К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. Он должен отвечать требованиям: быть высокохудожественным по содержанию, доступным для восприятия и исполнения, а также решать различные воспитательные задачи. Но, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках - создание радостного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.
Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности, праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при участии и путем личного примера всего педагогического коллектива. Только при этих условиях заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Литература:
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».
- Журнал «Музыкальный руководитель», № 1, 2013 г., № 1, 2014 г.
- Журнал «Я пою», №1,2, 2014 г.
- Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», 2012 г.
- Музыкально-дидактические игры для дошкольников, сост. Н. Г. Кононова, Москва «Просвещение»,1982г.
- Нищева Н.В., «Логопедические распевки».
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников», 2008 г.
- «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе С\П: «Детство-Пресс», 2014 г.;
- «Учимся по сказке» Учебно-методическое пособие Т.В. Большева С\П: «Детство – Пресс» 2001г;
- «Музыкальное воспитание: поиски и находки» Кавинина О., Зац Л. М., 2001;
- «Музыка для здоровья» Овчинникова Т.Н. М., 2000;
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Давыдова М.А. М., 2006
- «Игротерапия общения» Панфилова М.А. М., 2005