Прилучная Ксения Александровна
Учитель-логопед
ГБОУ ЛО «Лужская школа-интернат»
Ленинградская область
район Лужский
г. Луга
Цель: развитие диалогической речи, социального взаимодействия у обучающихся с РАС, ТНР.
Задачи:
- расширение активного словаря по лексической теме, закрепление навыков словообразования и словоизменения;
-формирование умения составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана;
- развитие слухового, зрительного внимания, мыслительных процессов;
-воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения в магазине.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Рассмотрите рисунок и скажите сколько игрушек на нем нарисовано. Где можно купить игрушки?
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся на экскурсию в магазин. Какие вы знаете магазины? (продуктовый, обувной, овощной, бытовой техники и т.д.) Мы посетим магазин игрушек. Посмотри на картинку и скажите, что продают в таком магазине? (игрушки)
- Основная часть
Логопед раскладывает картинки с полками и игрушками. По ходу рассказывания он выкладывает на них соответствующие предметные картинки. Мы будем расставлять игрушки по полкам, так чтобы продавцу их было бы удобно доставать и показывать покупателям. Мы будем проговаривать, куда какую игрушку ставим. Например: «Я ставлю неваляшку на верхнюю полку. Я ставлю бегемота на нижнюю полку».
Ребенок раскладывает картинки, проговаривая предложения. Назови игрушки, которые стоят на верхней полке, на средней, нижней. В какие игрушки любят играть мальчики, в какие – девочки?
Физкульт- минутка
Я прыгун – весёлый мячик,
Не люблю – того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет.
Дети скачут как покажет мячик (на двух ногах, на одной ноге, попеременно по два раза на каждой ноге, ноги врозь – скрестно руки на поясе).
Пальчиковая гимнастика
Есть у нас игрушки: (Хлопки).
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).
Опиши игрушку по схеме
Логопед: В этом магазине, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке, чтобы её купить. Я вам предлагаю поиграть, разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец. Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д. Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех её элементов).
Из чего сделана игрушка
Логопед задает вопросы детям, а они правильно отвечают (игра с мячом)
Игрушка из дерева какая?
Игрушка из пластмассы какая?
Игрушка из резины какая?
Игрушка из стекла?
Игрушка из глины?
Игра «Какая игрушка исчезла?»
Логопед выставляет в ряд игрушки и просит детей запомнить их последовательность. Потом убирает игрушки и просит назвать, чего не стало.
Сюжетно – ролевая игра «В магазине игрушек»
Логопед выбирает из класса покупателя и продавца. Он объясняет детям, что продавец продает товар, а покупатель покупает их. Перед детьми на столе лежат игрушки и деньги. Перед игрой дети знакомятся с правилами поведения в магазине и культурному общению. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и вступают в диалог.
Итог занятия.
Логопед: Сегодня мы побывали в магазине игрушек.
Кто работает в магазине? (продавец). Что он делает? (продает игрушки).
Кто приходит за покупками в магазин? Что делает покупатель?