Лебедева Елена Васильевна
Педагог-психолог
ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»
Ростовская область, город Волгодонск
Использование интерактивной песочной терапии в работе с детьми с НОДА
Песочная терапия — один из методов психотерапии, который дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Именно посредством песочной терапии можно воздействовать на ребенка в преодолении его внутренних переживаний, корректировать эмоционально-поведенческие нарушения, а также стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки и снижать его психоэмоциональное напряжение.
Игра с песком известна с давних времен.
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюллер, который до сих пор используется как диагностический инструмент в детской психиатрии.
В Швейцарии несколько позже Дорой М. Калф был разработан терапевтический метод — сэндплэй (игра с песком) вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах и связано это было с развитием арт-терапии.
Наиболее известные отечественные специалисты–ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии), Грабенко Татьяна Михайловна (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
«Особые» дети (с НОДА с сопутствующими заболеваниями, такие как ЗПР, РАС, интеллектуальная недостаточность, с-м Дауна, нарушения слуха и зрения) отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны.
Помимо этого у детей с ОВЗ часто встречается недостаточное развитие координации движений, нарушения крупной и мелкой моторики, отсутствие чувства ритма, нарушение речи или полное её отсутствие, нарушение внимания, восприятия, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем и специфические особенности мыслительной деятельности.
Поэтому такие дети нуждаются в особых методах коррекции физического и психоэмоционального здоровья.
Занятия «песочной терапией» лучше всего проводить в интерактивной песочнице.
Интерактивная песочница — самый современный и эффективный инструмент в коррекционной работе, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности обучающихся.
Она позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы, навыки конструктивного общения и саморегуляции.
Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает комплексно-терапевтический эффект.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Именно благодаря самостоятельным движениям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Работая в интерактивной песочнице, ребенок получает стимул к движению, его мышцы укрепляются, а игровой компонент обеспечивает положительные эмоции. В процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание. Совместная игра со сверстниками развивает социальные и коммуникативные навыки, фантазию, речь.
Вот лишь некоторые игры, которые можно использовать на занятиях «Песочной терапии».
«Секретик»
В песке прячутся любые предметы. И в режиме «сетка», с помощью «Графического диктанта» нужно найти «секрет». Когда навык будет хорошо отработан и закреплен – ребенок сам загадывает «секрет» и продумывает дорогу к нему.
«Песочный дождик»
В песочной стране может идти необычный песочный дождик Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок в песочницу, на ладонь. При этом проговаривает свои ощущения: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый или дугой ребенок сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец, также проговаривая ощущения. Затем они меняются ролями.
«Узоры на песке»
Педагог пальцем, ребром ладони, рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети по очереди должны нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Затем задание можно усложнить - педагог рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, дети все вместе стараются повторить узор педагога.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Интерактивная песочница содержит 16 разнообразных режимов:
Вот некоторые из них, которые очень нравятся детям.
«Сафари». Ребята попадают в мир саванны.
В процессе освоения режима «Сафари» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:
-о различных способах жизни, выживания;
-о природе агрессии и ее значении в жизни живого существа;
-об ответственности о вносимых изменениях в экосистему земли и человека.
Приобретаются умения:
-в области метафорического мышления;
- вербализация игровых процессов и действий, чувств.
«Вулкан»–это великолепное зрелище не только в природе, но и в нашей песочнице. Песок окрашивается в нужный цвет по всей высоте, и, когда Вы формируете горку, возникает красочное подобие настоящего вулкана.
В процессе освоения режима «Вулкан» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:
- о вулканических процессах чувств – о злости, обиде, отвращении.
Приобретаются умения:
-коллективной и индивидуальной аналитической деятельности;
-разумного(безопасного) поведения в коммуникации со своими и чужими людьми.
«Времена года» - красочный и медитативный режим. Включает в себя полноценный цикл времен года: весну, лето, осень и зиму. Природа пробуждается от зимнего сна, Вас встречают капель, майский гром и первые листочки.
«День-ночь»-погружает в таинства вращения Земли вокруг Солнца. Формируется понимание о небесных телах, их поведении и взаимодействии между собой.
В процессе освоения этих режимов формируются представления, расширяются и укрепляются знания:
-о постоянной смене событий, переживаний;
-о разных видах деятельности;
-о многообразии эмоциональных переживаний.
Приобретаются умения:
- эмоциональной саморегуляции;
-адекватной эмоциональной реакции на происходящие события.
«Долина бабочек» -фееричный режим развивает у детей двигательную активность и погружает их в добрую сказку. Ребята могут соревноваться друг с другом в ловле великанов или общими усилиями выпустить на свободу миллионы прекрасных бабочек.
В процессе освоения режима «Долина бабочек» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:
-о различных способах жизни, выживания;
-о стратегии избегания агрессии.
Приобретаются умения:
-внутренней творческой активности;
-выработки стратегического решения и применения тактических методов;
-разумного (безопасного) поведения.
Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности. Занятия, проводимые в интерактивной песочнице показали высокую позитивную динамику психоэмоциональных показателей, включая снижение агрессии, повышение концентрации внимания и улучшение координации движений у детей с НОДА.
Результат реабилитации свидетельствует об эффективности интерактивной модели, при которой не только учитываются способности и возможности каждого ребенка, но и осуществляется развитие личности.
Таким образом, интерактивная методика «песочной терапии» – это новый коррекционный и методический подход, новый образ мышления в реабилитации детей-инвалидов. В сочетании с традиционными методиками и технологиями она создает богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие для социализации ребенка с НОДА, подготовки к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом плане.