Кабирова Ирина Валентиновна
Педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алтынчеч» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Республика Татарстан, г.Заинск
Дети входят в зал и встают полукругом.
Слово ведущего: Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть! Сегодня я предлагаю вам стать моряками и совершить большое морское путешествие! Согласны?.. А поможет нам превратиться в моряков волшебная ракушка (показывает ракушку). Она поднялась к нам с самого морского дна и поможет каждому из нас услышать свое имя. Меня зовут… (ведущий называет свои имя и отчество). А как зовут тебя?.. (Дети по очереди передают волшебную ракушку, называя при этом свое имя.)
Ребята, в каждой команде есть свои правила общения. У нас будут следующие: говорить по-одному; когда один говорит – остальные внимательно слушают. Согласны с этим?.. Давайте вместе еще раз повторим правила, которым мы будем следовать…
2. Приглашение в путешествие
Слово ведущего: Сейчас я расскажу вам историю, которая случилась с ракушкой по имени Брава. Как вы думаете, что означает ее имя?.. Как оно произошло?.. Это имя произошло от слова «бравый», что значит «смелый», «решительный», «храбрый». А теперь послушайте ее историю… Ракушка Брава
На дне глубокого синего океана жила-была одна ракушка. Звали ее Брава. Она хотела стать путешественницей, так как не любила лежать на одном месте. Ей хотелось увидеть мир, узнать о нем все. И была у нее подружка, звали ее Тихоня. Вместе они мечтали отправиться куда-нибудь далеко-далеко, где другая природа, где живут совсем другие существа, отличные от тех, которых они видели каждый день.
– Но как же мы отправимся в путешествие, если не умеем ни ходить, ни плавать? – спросила Тихоня.
– Мы с тобой найдем попутчика, который умеет передвигаться, и попросим его отвезти нас подальше отсюда, – сказала Брава.
Тихоня с ней согласилась, тем более что для нее отправиться в путешествие было единственной мечтой. Решили две подружки приблизиться ближе к берегу. Ночью начался сильный шторм, и ракушек разбросало по острову, они потерялись…
Вот так Брава оказалась у нас. Ребята сможем мы помочь ракушке найти ее подругу?.. Тогда давайте отправимся в увлекательное морское путешествие и возьмем Браву с собой. В пути нас ждут интересные приключения и задания. Посмотрите, наш корабль стоит у берега (показывает на макет корабля).
Слово ведущего: Прежде чем отправиться в путь, давайте подумаем, какие предметы нам понадобятся в морском путешествии и для чего?.. (Дети по очереди называют по одному предмету и определяют полезность каждого в путешествии.) Что еще нам поможет в пути?.. Верно – карта (разворачивает карту, дети садятся на ковер, чтобы ее изучить). Как вы думаете, по каким стрелкам мы пойдем?.. Карту мы возьмем с собой на корабль. А теперь дружно друг за другом по трапу поднимемся на корабль (дети идут по ребристой коррекционной дорожке). При этом каждый должен сказать «Я больше не (имя ребенка), я моряк… (имя ребенка)»… Что ж, отправляемся в путь... (Карту ведущий прикрепляет на мольберте, стоящем на корабле.)
3. Игра «Пещера Теней» (стрелка синего цвета)
Слово ведущего: Ребята, на горизонте появился остров, к которому мы причалим. Но прежде давайте посмотрим по карте, куда на острове нам надо двигаться… Какая стрелка указывает направление?.. Верно – синяя. Первое испытание, которое нас ждет, – пещера Теней. Сходим на берег…
Инструкция. На столе, покрытом серой тканью, лежит конверт. Детям предлагается достать его содержимое.
Слово ведущего: Ребята, посмотрите на картинки, которые вы достали. С некоторых из них морской водой смыло краску, и они превратились в тени. (Теневые изображения морских животных из игры «Тени»: морской конек, морская звезда, черепаха и т. д.) Помогите найти каждой тени ее пару… (Дети отыскивают картинки, похожие друг на друга, объясняют свой выбор )
4. Игра «Что перепутал художник» (стрелка красного цвета)
Слово ведущего: Путешествие продолжается, и впереди у нас второе испытание. Давайте-ка снова заглянем в карту… Как вы думаете, что нас ждет?.. По какой стрелке нам следует двигаться?.. Правильно – по красной. Эта стрелка привела нас к берегу Путаниц. Ребята, на этой картине художник все перепутал. Посмотрите внимательно и скажите, что он перепутал?.. Молодцы! И с этим испытанием вы справились! Впереди нас ждет дорога по желтой стрелке. Она приведет нас к поляне Внимания.
5. Игра «Поляна внимания» (стрелка желтого цвета)
Наше следующее испытание –
Это поляна Внимания.
На картинки мы посмотрим,
И движения запомним:
Камни – дружно приседаем,
Стрелка – руки поднимаем,
По следам – шагаем смело,
По волнам – плывем умело.
(Чтение стихотворения ведущий сопровождает показом картинок-символов. Далее он показывает только картинку, дети – соответствующее ей движение.)
Молодцы! И это испытание вам оказалось по плечу! Ну что, продолжим наше путешествие?..
6. Игра «Гора препятствий» (стрелка зеленого цвета)
Слово ведущего: Путешественники, в каком направлении мы с вами еще не двигались?.. Посмотрите на карту… Какой стрелкой оно обозначено?.. Правильно – зеленой. Куда она нас привела?.. Верно – к горе. (На полу перед детьми разложены веревочки.) Она очень высокая и крутая. Что поможет нам подняться на нее?.. А как перебраться через нее?.. Да, в этом нам помогут веревочки. Подумайте, как можно с их помощью перебраться на другую сторону острова?..
7. Упражнение на релаксацию
Слово ведущего: Мы немного устали во время нашего путешествия и сейчас отдохнем. (Детям предлагается снять бескозырки, положить их на стулья, взять коврики и встать в круг, а затем лечь.)
Закройте глаза. Вокруг спокойно и тихо. Вам хорошо и приятно. Прислушайтесь к своему дыханию… Дышите ровно и спокойно… Представьте, что вы находитесь на берегу моря… Вода теплая, ласковая, прозрачная… В воде мы видим подводных жителей: красивые водоросли, большую морскую черепаху, радостных и добродушных дельфинов… Песок греет ваши руки и ноги. Вы чувствуете теплые лучи солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Медленно вдохните и выдохните (2–3 раза, затем пауза). Медленно, спокойно поднимайтесь… потянитесь… повернитесь на бок… встаньте на колени… а затем на ноги…
8. Поиски Тихони
Слово ведущего: На карте у нас осталась последняя стрелка – фиолетового цвета. Она-то нас и приведет к Тихоне… (Дети находят Тихоню. Открыв ракушку, дети находят разноцветные кораблики.) Мы помогли Браве найти ее подругу. Теперь они никогда не будут расставаться и будут всегда вместе.
(После того как дети находят Тихоню, Брава благодарит их за помощь, просит принять подарки и взять с собой на корабль.) Ребята, посмотрите какие разные кораблики лежат здесь. Их подарила нам Тихоня. Возьмите кораблик того цвета, который соответствует вашему настроению. Подойдите к нашему большому кораблю и прикрепите свой кораблик-настроение на него. (На большом корабле прикреплена веревочка, и дети с помощью маленьких прищепок прикрепляют свой маленький кораблик на веревочку корабля.)
9. Ритуал выхода из сказки
Слово ведущего: Наш корабль отправляется. Команде занять свои места. (Звучит песня из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».) Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. (Детям предлагается снять воротнички, бескозырки, спуститься по трапу корабля и произнести: «Я больше не моряк, я… (имя)».
Вопросы для обсуждения:
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Какие правила соблюдали во время путешествия? Всем ли удалось их выполнить? Что было трудным?
- Зачем мы поплыли на остров? Какие испытания нам пришлось преодолеть?
- Что нам помогло справиться с испытаниями? (Дружба, команда, смекалка, наблюдательность, воображение.)
- Какое у вас сейчас настроение?
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов