Коваленко Татьяна Алексеевна
Психолог в социальной сфере
ГБУ города Москвы «Мой семейный центр «Диалог»
Москва
Значение психогигиены для специалистов помогающих профессий
Аннотация: специалисты помогающих профессий должны обладать набором определенных личных качеств и профессиональных компетенций, которые обеспечивают высокую эффективность совершаемых ими действий. Знание и регулирование собственного психологического благополучия, именуемое многими психогигиеной, крайне важно для представителей помогающих профессий.
Ключевые слова: моральные качества, помогающие специалисты, психогигиена, психологическое благополучие, специалисты помогающих профессий
Умение помогать другим людям некоторые психологи сравнивают с искусством. Помогающий должен чувствовать того, кто получает помощь. Одним людям важна поддержка и понимание, для других проявление эмпатии недопустимо. Важно осознавать нужность этой адресной помощи, ее уместность. К категории помогающих профессий относятся в том числе логопеды, клинические психологи, сотрудники психологических служб и т.д. Их психологическое благополучие напрямую влияет на итог оказания психотерапевтической помощи [1]. Случаи негативного влияния на пациентов плохого психологического благополучия работников помогающих профессий заставляет всерьез рассуждать на данную тему. Причинами этого явления становится накопление стресса, эмоциональное выгорание и личные проблемы. Важно своевременно вмешаться и предотвратить передачу негатива лицам - получателям помощи, которые нуждаются в понимании, одобрении и сочувствии.
По мнению специалистов, «диапазон негативных психологических состояний достаточно широк и варьирует от тревожности, депрессивных мыслей, фрустрации до эмоционального истощения, неудовлетворенности и недовольства. Положительным же вектором изменения психологического благополучия становится стабильно позитивный психический настрой. Показателям, характеризующим психологическое благополучие, присуще наличие субъективных и объективных компонентов. Последние больше известны как «уровень жизни». Но на степень индивидуальной удовлетворенности и ощущение счастья влияют не только доступные обществу товары и услуги, но и совокупность ожиданий индивида и способности воспринимать окружающую реальность. Эти факторы и есть тот субъективный компонент, который отвечает за взаимосвязь понятия жизни и психологического благополучия» [2].
«Западный опыт в данном направлении отличается позитивным сдвигом, причиной которого стало объединение благотворительных объединений и профессиональных организаций в сфере психического здоровья. Данное содружество принесло свои плоды - была согласована т.н. Новая Савойская декларация, которая утвердила всеобщее право на психологическую терапию - базис психического благополучия. Когда общество признает важность и ценность психологического благополучия, тогда способность к состраданию будет признана на всех уровнях системы здравоохранения России - начиная с внутриличностного и личностного и заканчивая структурным. Практическое обеспечение данной инициативы возможно при систематическом снижении барьеров при обращении за психологической помощью самих работников помогающих профессий в случае развития у них стрессового или депрессивного состояния. У любого сотрудника на рабочем месте может наступить сложный период, возникнуть сложности психоэмоционального характера» [3]. Нарушить баланс психологического благополучия может отсутствие стимула, неопределенность условий или бюджета, нехватка ресурсов вследствие финансовых ограничений и проч. Негативное влияние любого из перечисленных факторов на протяжении какого-то периода времени грозит позитивному базису психологического благополучия. Многие специалисты, которые трудятся в медицинской, коммуникативной и социальной сфере, находятся в группе риска профессионального выгорания. Этот синдром является причиной истощения всех ресурсов работника - энергетических, эмоциональных, личностных. По мнению психолога Кристины Маслач, «… выгорание человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично» [6]. Американский врач обозначила также «основные факторы развития организационного стресса:
– переход и освоение новых технологий;
– реорганизация или иные нововведения в компании;
– кадровая переподготовка;
– изменение требований работодателя к персоналу;
– ужесточение требований к интенсивности труда;
– реализация новых маркетинговых технологий;
– любые изменения в организационной структуре» [6].
Обозначение негативных факторов обуславливает применение конкретных инструментов помощи специалистам, которые выбрали помогающие профессии. Этот инструментарий позволит поддерживать на высоком уровне их трудоспособность и физическое, психологическое состояние. В Европе регулярно проводятся комплексные исследования, анализирующие степень психологического благополучия персонала психологических служб и иных связанных с оказанием адресной помощи инстанций. К сожалению, в России подобные исследования не распространены и осуществляются разрозненно, без единой информационной поддержки и освещения в СМИ.
Психологическое благополучие все чаще выносится в приоритет при организации труда специалистов помогающих профессий. Ведь от него зависит качество заботы о пациентах. Психологически уравновешенный позитивно настроенный работник не способен причинить получателю помощи душевных страданий. Улучшать психологические характеристики благополучия персонала необходимо в неразрывной связи с программой улучшения здоровья. Результатами этой деятельности становится всеобщая польза - для персонала, пациентов и в целом для организации.
Важно снижать риск психосоциального стресса у сотрудников помогающих профессий. Выбранная сфера деятельности у таких специалистов очень специфична, она требует наличия высокоморальных принципов и умения сострадать. Ведь представители помогающих профессий ежедневно сталкиваются с людьми, которые находятся в бедственном положении и имеют слабую социальную защищенность. Помогающему профессионалу необходимо уважать людей и объективно воспринимать реальность без личных эмоций и субъективных суждений. Важно соблюдать грань между пониманием своих пациентов и ясностью рассуждений, часто люди не хотят слышать правду - она им неприятна, вызывает негативные эмоции. Но объективное решение сложных вопросов и душевная устойчивость - ключевые характеристики специалиста, выбравшего помогающую профессию.
Учитывая вышеперечисленные требования к специалисту, выстраивается и программа психологической помощи. Для повышения профессионализма человек, выбравший своим делом сферу помощи людям, должен постоянно работать над самодисциплиной. Ведь при столкновении с негативным общением со стороны пациентов многим специалистам может не хватить самообладания, искушение опуститься до уровня оппонента бывает слишком велико [1]. Добиться необходимого уровня компетентности, спокойной рассудительности можно лишь через личностный рост и личную рефлексию. Этим помогающие профессии отличаются от многих других, не предъявляющих к индивидууму столь высоких нравственных требований.
С масштабной цифровизацией многих отраслей жизнедеятельности, возросшим объемом оформляемой документации, введением дополнительных законодательных актов регулирования сферы оказания социальных услуг возрастает и риск психологического давления на лиц, занятых в помогающих профессиях. Чтобы производительность их труда не падала, важно создать максимально благоприятные условия на рабочих местах. Важную роль играет и управление персоналом, если руководитель раздает несогласованные между собой указания или не решает текущих организационных вопросов, уровень психологического благополучия постепенно снижается. Любому работнику важно понимать, что его поддерживают, направляют и координируют его трудовые функции в соответствии с задачами, стоящими перед всем коллективом. Благоприятный микроклимат в команде выступает фактором, положительно влияющим на общую и частную производительность труда специалистов помогающих профессий.
Помогающие профессии в широком смысле этого слова - это те, которые связаны с помощью другим людям, выявлении их проблем, решением в силу полученных полномочий и имеющихся компетенций. Больше всего таких работников - в сфере здравоохранения: клиническая психология, психиатрия, социальная работа, реабилитация пациентов и проч. Большую роль в поддержании психического благополучия на нужном уровне играют профессиональные психологи, которые обладают необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для стабилизации психоэмоционального состояния своих собеседников. Привлечение профессиональных психологов к реализации программ по повышению психологического благополучия среди персонала, занятого в помогающих сферах деятельности - разумное решение. Психолог благотворно влияет на психологический настрой персонала в самых разных направлениях:
– проектирует психологически здоровую, полезную и продуктивную рабочую среду;
– измерение уровня психологического благополучия в коллективе и выявление негативно влияющих на него факторов;
– консультирование сотрудников и руководителей, работа над мягким введением изменений, мониторинг эффективного их принятия;
– разработка тренингов по повышению эмоциональной устойчивости, способности справляться с высокими психологическими нагрузками;
– участие в отборе персонала, который будет максимально стрессоустойчивым.
Психологи в коллективе могут обеспечивать баланс психологического благополучия сотрудников. Они могут своевременно проконсультировать работника, руководителя или принять участие в беседе с посетителем, пациентом. Разрешение любых конфликтов и споров происходит намного оперативнее, если в них участвует профессиональный психолог. Практика показывает, что «биопсихосоциальная модель отражает убеждение в том, что биологические, психологические и социальные факторы взаимодействуют взаимозависимым или системным образом для поддержания здоровья или возникновения болезни. Этот подход (биопсихосоциальная парадигма) стал универсальным, и был одобрен и принят Всемирной Организацией Здравоохранения» [2]. «Интеграция биомедицинских и поведенческих наук стала реальностью в медицинском образовании и медицинской практике в 21 веке в США, Европе и некоторых развивающихся странах. Следовательно, принятие биопсихосоциального подхода необходимо для целостного реагирования на страдания людей и заботе о психологическом благополучии специалистов помогающих профессий не только в области здравоохранения. Все это делает продвижение и мониторинг этики в помогающих профессиях возможным, но трудным делом. Хотя имеются конкретные практики, рекомендующие развитие духовных, психологических и моральных способностей, некоторые из наиболее важных детерминантов поведения не сразу доступны для воли. Чтобы стать высококлассным помогающим профессионалом требуется сильное желание сделать это и готовность сделать то, что необходимо, чтобы развиться в такого человека, который может проявлять любовь и сострадание. Человек не может стать бескорыстными, смиренными и внимательными просто решив следовать моральным правилам. Это требует от профессионала как взращивания в себе добродетели, так и трансформации самосознания» [3].
Под профессионализацией понимается непрерывный во времени целостный процесс, преследующий цель становления специалиста. Начинается данный путь с момента выбора своей будущей профессии и заканчивается прекращением активной трудовой деятельности человеком. Чтобы профессионал приступил к выполнению прямых обязанностей максимально эффективно, важно на этапе вузовской подготовки закладывать хороший фундамент знаний, умений. Особую значимость данное утверждение имеет по отношению к специалистам помогающих профессий. Их сфера деятельности напрямую связана с просоциальной активностью [6]. Просоциальное поведение в трактовке Э. Арансона, Т.Уилсона, Р.Эйкерта, Р. Чалдини, С. Нейберга и Д. Кенрика есть «любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу» [6]. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [6].
Классификация, которую предложил Е.А. Климов [4,5], относит все помогающие профессии к системе «человек - человек». Эти люди постоянно взаимодействуют с другими людьми. В широком смысле «помогающими» специалистами являются психологи, учителя, врачи, работники социальной сферы и т.д. Опираяся на классификацию Климова, В.В. Милакова и В.В. Болучевская так описывают предмет деятельности специалистов помогающих профессий - это «культура, понимаемая как целостное динамическое пространство значений, носителем которого является сообщество или отдельный человек. На уровне отдельного человека – это личность» [3]. Все средства деятельности в помогающих профессиях обладают функциональным, внутренним характером. Иными словами, средством выступает сам человек с его личностными свойствами и психическими способностями. Другой особенностью помогающих профессий можно назвать свернутое представление о них для окружающих - обеспечение, организация процесса не предполагают акцентирования внимания на индивидуальном и творческом подходе к процессу со стороны исполнителей.
Деятельность в помогающих профессиях сопряжена с повышенной моральной ответственностью, это связано «с одной стороны, является следствием особой роли, отводимой профессионалам такого типа в обществе – роли, включающей в себя этические и моральные требования к личностным особенностям профессионала. С другой стороны – это следствие особенностей результатов деятельности в социальной области» [2]. При этом цели и результаты труда отличаются следующими особенностями:
1) зачастую результат труда задается в виде общего неопределенного представления. Т.е. происходит описание предполагаемого продукта деятельности через череду конкретных действий: сделать то-то, обеспечить то-то для получения нужного результата и т.д.;
2) продукт труда в помогающих профессиях является своеобразным «личным вкладом» специалиста, т.е. неотделим от конкретного исполнителя;
3) невозможность объективной оценки результата труда, разные «потребители» услуги в разное время и в разных обстоятельствах могут дать разные, порой противоречащие друг другу оценки. Именно поэтому важно заботиться о психогигиене специалистов помогающих профессий.
Интенсивное общение с другими людьми становится причиной беспокойства, стресса. А постоянное контролирование собственных эмоций усугубляет ситуацию. Снижают уровень психологического благополучия и такие факторы, как:
– сложные, натянутые отношения с коллегами в коллективе;
– высокая загруженность;
– предрасположенность к излишней эмоциональности, принятие негативных высказываний посетителей близко к сердцу;
– невысокая оплата труда, сложности финансового характера;
– личные и бытовые проблемы.
Ежедневные сложности становятся причиной нарастающего стресса, развития депрессии. Подобное изменение характера специалистов помогающих профессий, их манеры поведения и общения принято обозначать термином «синдром эмоционального выгорания». Именно так называется реакция человеческого организма, которая возникает в ответ на продолжительное воздействие профессиональных стрессов средней степени интенсивности. Специалисты, которые страдают СЭВ, быстро устают, раздражаются даже по мелочам, им сложно выполнять новые задачи, параллельно уровень неудовлетворенности своим трудом возрастает все больше. Это срабатывание внутреннего защитного механизма, следствием запуска которого становятся частичная или полная утрата чувств сопереживания, сострадания, уважения к другим людям во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Такой «выгоревший эмоционально» работник практически все рабочее время пребывает в режиме минимального эмоционального вовлечения в процесс коммуникации. При экономии личных психологических ресурсов снижается качество труда, возрастает риск ошибок и количество жалоб на работу такого специалиста. Параллельно при СЭВ снижается самооценка сотрудника, возрастает негативное отношение к своим рабочим функциям, пропадает желание понимать и слушать посетителей, пациентов. Выгорание на финишной прямой характеризуется состоянием полного психоэмоционального изнеможения и ощущения бесполезности.
Несмотря на сильное влияние внешних факторов к эмоциональному выгоранию специалиста помогающей профессии могут привести и внутренние причины:
– высокая эмоциональная подвижность характера;
– невысокий уровень самоконтроля;
– недостаточно развитая способность подавления отрицательных эмоций;
– повышенная тревожность;
– неумение переживать неприятности.
Снижению самооценки могут способствовать невысокая зарплата как отсутствие должного стимула и подтверждения того, что человек востребован в выбранной нише. Поэтому многие работники сферы услуг, особенно финансируемых из государственных средств, часто раздражены и выполняют свои профессиональные обязанности без глубокого погружения в процесс. Многочисленные исследования СЭВ подтверждают, что у 7,5% молодых специалистов помогающих профессий отсутствует интерес к выбранной стезе и у 75-85% профессионалов «со стажем». Особенно быстро человек выгорает, если ежедневно сталкивается с ситуациями, когда оказываемая помощь не решает проблем пациента или иного получателя услуги.
Большое значение в контексте изучения психогигиены специалистов помогающих профессий имеет профилактика синдрома эмоционального выгорания, которая направлена в первую очередь на снижение всех видов стрессообразующих факторов, сопровождающих профессиональную деятельность такого персонала. Также важно выровнять баланс между получаемым вознаграждением за труд и объемом затрачиваемых усилий. Многим специалистам достаточно снизить интенсивность труда, чтобы принять размер получаемой зарплаты. Если внутреннего принятия не происходит, придется менять сферу деятельности или искать нового работодателя, т.к. постоянная нехватка денег и времени для полноценного физического восстановления приведут к развитию СЭВ.
Психогигиена личной жизни и работы должна строиться на следующих принципах:
1) определение краткосрочных и долгосрочных целей профессиональной карьеры, установление собственных критериев определения эффективности. Специалисты уверяют, что оптимальной считается такая стратегия, которая предусматривает в долгосрочной перспективе не преодоление долгого марафона, а прохождение череды более коротких спринтов;
2) анализ личного эмоционального и физического состояния, обязательный отдых, переключение с работы на хобби или любимые занятия;
3) познание и развитие навыков саморегуляции (различные медитативные практики, релаксация, ведение позитивного внутреннего диалога). Эти навыки после полного освоения будут способствовать более быстрому восстановлению эмоционального состояния;
4) продолжение профессионального саморазвития посредством прохождения тематических тренингов, стажировок, участие в жизни профессионального сообщества. Новая информация и активное взаимодействие с коллегами помогают самооценке оставаться на высоком уровне;
5) общаться только с теми друзьями, родственниками и знакомыми, которые оценивают выбранное специалистом помогающей профессии занятие только с позитивного ракурса. Не стоит тратить время на пессимистов или людей, которые не способны радоваться за успехи и достижения других;
6) психологическая гигиена немыслима без поддержания хорошей физической формы. Как минимум необходимо высыпаться и заниматься теми видами активности, которые приносят удовольствие.
График работы и отдыха играет ключевую роль в вопросах психогигиены представителей разных профессий. Так же, как регулярное повышение квалификации, общение с единомышленниками и коллегами. Сложности работы в помогающих сферах связаны с оценкой пациентов или посетителей применительно к профессиональной компетенции специалистов по способности преодолевать трудности собственной жизни. Поэтому, чтобы добиться успеха в выбранной профессии, придется постоянно совершенствоваться, становиться лучше и повышать свое психологическое благополучие.
Список литературы:
- Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 03.08.2023)
- Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. 92-93 с.
- Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2020. – 344 с.
- Климов Е.А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1985. – № 4.
- Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,2018. – 448 с.
- Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
- Перейти к публикациям в сборнике для педагогов