Митюшкина Светлана Юрьевна
Старший воспитатель
МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с УИОП
Московская область, Наро-Фоминский г.о., д.Таширово
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством сотрудничества семьи и детского сада
(из опыта работы дошкольной образовательной площадки №2 МБОУ Наро-Фоминской СОШ № 4 с УИОП)
Основы духовной культуры личности закладываются в семье уже в дошкольные годы жизни ребенка, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Поэтому, одна из важных задач нашего детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Наше сотрудничество не ограничивается только педагогической пропагандой. В своей работе мы постарались создать условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало обоюдно интересным и продуктивным, используя разнообразные формы:
-информационно-аналитические (они приближены к методам изучения семьи);
-наглядно-информационные (социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик»);
-познавательные (семинары-практикумы. Школа для родителей, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием);
-досуговые (праздники, досуги, выставки, конкурсы).
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность.
С целью социализации дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада по духовно-нравственному воспитанию, нами была разработана модель (воспитательная система), основой которой являются: любовь к ближнему, любовь к Родине и родному краю, знакомство с историческим наследием, воспитание гармонично развитой личности.
В основу этой воспитательной системы был положен проектный метод. В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников был реализован ряд совместных с родителями проектов.
Мой дом, моя семья - вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей по воспитанию духовно-нравственной культуры. Этому способствовала реализация проектов: «Давайте познакомимся», «Мамино платье», «Сын, папа, дедушка», «При солнышке — тепло, при матушки — добро» и др.
Родители стали равноправными участниками педагогического процесса: они принимают участие в организации образовательной деятельности, проведение народных праздников, в изготовлении атрибутов и костюмов к праздникам, в украшении групп к народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительском клубе и семинарах.
Уже не один год в нашем детском саду работает мини-музей «Русская изба», где размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Задачей мини-музея является возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь.
Родители помогают обновлять и пополнять экспозиции музея. Здесь проводятся выставки: «Женское рукоделие», «Куклы наших бабушек», «Русские деревянные игрушки».
Вместе с родителями мы организуем выставки домашней утвари, посуды, игрушек с декоративной росписью Гжельских, Городецких, Хохломских и Дымковских мастеров. Мы используем заготовки из дерева для декоративного рисования. Дети сами могут расписать дощечки, яйцо или матрешку, проявляя свой талант.
Стараясь приобщить детей к изучению истории родной деревни, родного города, были реализованы проекты: «Жили-были», «Наро-Фоминску – 90 лет».
Родители с радостью откликнулись и помогли организовать мини-музей «Моя деревня». В образовательной деятельности, экскурсиях и беседах знакомили детей с краеведческими сведениями, историей возникновения деревни, родного города, их достопримечательностями, знаменитыми земляками.
Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. К 75-летию Великой Победы в рамках проекта «Юбилей Победы» был создан мини-музей «Воинской славы». Воспитанники имели возможность прикоснуться к героическому подвигу Наро-Фоминцев. Совместными усилиями педагогов и родителей создана Книга Памяти, которая посвящена участникам Великой Отечественной войны - родственникам наших воспитанников и всех сотрудников детского сада.
Наши педагоги, дети и их родители участвовали в творческом конкурсе патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись». Такая совместная творческая деятельность способствует единению педагогов, родителей и детей и формирует положительное отношение друг к другу
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями установлена прочная связь с социальными партнёрами по расширению нравственной среды в воспитании детей: наши воспитанники выступают с ансамблем шумовых инструментов на концертах для жителей сельского поселения Ташировское, для людей с ограниченными возможностями здоровья города Наро-Фоминска на различных мероприятиях и праздниках.
Дети старшего возраста неоднократно принимали участие в открытом фестивале-конкурсе национальных культур «Слияние сердец» и становились победителями в номинации «Народный инструмент».
Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости.
И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени.
Одним из немаловажных факторов нравственного воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, мы формируем ответственность за его результат. Традиционным в детском саду стало проведение акций: «Сделаем наш детский сад красивым!» «Поможем птицам зимой», «Посади своё дерево». Дети с большим желанием наравне со взрослыми участвуют в благоустройстве территории.
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов
Большой отклик, массу положительных эмоций получают ребята и родители, принимая участие в совместных спортивных и творческих мероприятиях: спартакиадах, олимпиадах, выставках и конкурсах.
Мы стараемся создать условия, чтобы в нашем детском саду дети жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.