ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Конорева Екатерина Сергеевна

 Учитель-логопед

ОКУ ЦППМСП

Курская область, город Курск

ТИЛУЛЬНЫЙ ЛИСТ

научно-исследовательского проекта

обучающегося по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры

 

X Международный конкурс

научно-исследовательских проектов

«ПРИНИМАТЬ. ПОНИМАТЬ. ПОМОГАТЬ»,

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА:

Наглядно-дидактическое пособие «Карточки звуков, слогов и слов»

 

 

Выполнила

Конорева Екатерина Сергеевна

Ф.И.О.

Россия, город Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

образовательная организация (город, страна)

дефектологический

факультет

Специальное дефектологическое образование

направление подготовки/специальность

Логопедия, магистратура, заочное отделение, 1 курс

профиль, курс

 

Научный (ые) руководитель (ли)

Гаранина Лариса Алексеевна

Ф.И.О.

кандидат педагогических наук

ученая степень, ученое звание

доцент, ФГБОУ ВО КГУ

должность и место работы

 

 

 

 

 

 

Курск, 2023

ОПИСАНИЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«КАРТОЧКИ АРТИКУЛЯЦИЙ ЗВУКОВ, СЛОГОВ И СЛОВ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Тема научно-исследовательского проекта: Наглядно-дидактическое пособие «Карточки артикуляций звуков, слогов и слов».
  2. ФГОУ ВПО Курский государственный университет, Россия, город Курск.
  3. Автор проекта: Конорева Екатерина Сергеевна.
  4. Научный руководитель: Гаранина Лариса Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Курский государственный университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«КАРТОЧКИ АРТИКУЛЯЦИЙ ЗВУКОВ, СЛОГОВ И СЛОВ»

В дошкольной среде наблюдается тенденция к увеличению детей, имеющих сложные речевые нарушения, находящиеся в структуре других отклонений в развитии. Имея сложный дефект, вторично страдает восприятие окружающего мира, способность усвоения устной информации и воспроизведения собственной речи.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Опыт работы с детьми, страдающими вторичными или первично сложными речевыми нарушениями показывает, что наиболее часто встречаемый дефект - это нарушение зрительного прослеживания за взрослым, нарушение фонематического восприятия и трудности в воспроизведении и переключение артикуляционных поз.

Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации.

Данный метод был нами адаптирован и перенесен на обучение воспроизведению звуков родного языка детей, не имеющих зачатков общеупотребительной речи. Обобщив проблемное поле по преодолению трудностей порождения самостоятельной речи, нами было разработано наглядно-дидактическое пособие «Карточки артикуляций звуков, слогов и слов».

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в:

 — применение метода наглядного моделирования способствует развитию всех компонентов речевой системы;

— формирует навык зрительного сосредоточения, пассивно настраивается зрительный контакт со взрослым;

— использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует формированию приёмов работы с памятью;

— применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Научные исследования и практика работы с дошкольниками подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что метод позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), позволяет научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников с тяжелой речевой патологией, ведь мыслительные задачи у них решаются с преимущественной ролью внешних средств, материал, представленный в наглядной форме, усваивается лучше вербального. У таких детей страдает память, замедлен процесс запоминания.

Овладение навыками наглядного моделирования происходит постепенно в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: — знакомство с графическим способом представления информации; — развитие умения дешифровки модели; — формирование навыка самостоятельного моделирования.

В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью, схемой.

Наглядно-дидактическое пособие «Карточки артикуляций звуков, слогов и слов», позволяющее познакомиться с наглядными схемами гласных и согласных звуков, научиться их произносить изолированно, сличать два звука в слоги, по слогам читать простые слова.

Направленность данного пособия коррекционная и образовательная.

Цель наглядно-дидактического пособия: обучение детей, имеющих тяжелые нарушения речи, на основе сохранных зрительного восприятия и зрительной памяти навыкам произношения звуков родного языка, анализа характеристик речевых звуков с последующим сличением звуков в слоги и слова; преодоление трудностей переключения с одной артикуляционной позы на другую, обучение навыкам воспроизведения слов простой слоговой структуры по зрительной опоре.

СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«КАРТОЧКИ АРТИКУЛЯЦИЙ ЗВУКОВ, СЛОГОВ И СЛОВ»

В настоящее время в группе детей, имеющих нарушения устной речи и трудности вербальной коммуникации, отчетливо выделяется многочисленная и неоднородная группа воспитанников дошкольного возраста с отсутствием зачатков общеупотребительной речи, предпосылок формирования базиса для речевой деятельности.

Особенности становления общего и речевого развития данной категории детей, сложная этиопатологическая картина речевых нарушений, системная незрелость ключевых компонентов становления речи предопределяют модификацию планирования логопедической работы, разработку специальных методов и приемов по вызыванию речевого подражания у детей.

Основной задачей в работе с неговорящими детьми является стимуляция коммуникативно-речевой деятельности, стимуляция общения с помощью речи, что требует проработки механизмов работы с трудностями и системными нарушениями в развитии детей.

Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.

Для реализации коррекционной работы по подготовке органов артикуляционного аппарата к воспроизведению звуков речи необходимо ознакомить ребенка с механизмом порождения отдельно каждого звука, обучить комплексу действий для вызывания самостоятельного звука, не исключая игровой технологии на занятиях.

Имея логопедический опыт работы с детьми, имеющими сложные речевые нарушения в структуре таких нозологий, как ЗПР, РАС, ТМНР, стал актуален вопрос по подбору эффективного средства обучения навыкам подражательной речевой деятельности, начиная от звуков и до слов. Анализ особенностей детей данного контингента, определил метод наглядного моделирования как перспективный вариант представления и обозначения такого сложного понятия, как звук.

Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой, – как программа для анализа новых явлений.

Разработанные наглядные модели звуков и слогов имеют широкое поле применения и могут использоваться как:

  • Средство знакомства с артикуляционными позициями и обучения вызывания звуков у неговорящих детей;
  • Средство для уточнения образов звуков родного языка;
  • Средство обучения навыкам глобального чтения и вызывания речи у неговорящих детей.

Данное дидактическое пособие включает в себя:

  1. Таблицу моделей артикуляции гласных и согласных звуков;
  2. Карточки с моделями слогов звуков раннего онтогенеза;
  3. Конструктор слов для отработки воспроизведения слов простой слоговой структуры, визуально-ритмических рядов.

Проводя работу по вызыванию самостоятельной речи, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы»

Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Начиная работу со звуками, логопед использует модели-символы, которые показывают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывается положение языка, губ, которое обозначают схемой.  У каждой модели звука есть символ, который ассоциативно указывает нам на особенности произнесения звука и помогает ребенку зрительно различать сходные схемы звуков, похожих по способу образования.

Также в процессе произнесения звуков детям даются словесные подсказки, которые подкрепляют запоминание артикуляции губ и графического символа.

Для гласных звуков:

Звук [А]- открываем широко рот;

Звук [О]- делаем окошко;

Звук [У]- делаем трубочку;

Звук [И]- улыбаемся;

Звук [Ы]- показываем зубы и рычим(злимся);

Звук [Э]- зовем;

Звук [Й´Э]- показываем между зубами язычок;

Звук [Й´Э]- пропеваем «И» и открываем рот.

Для согласных звуков:

Звук [Б]- громко взрываем;

Звук [П]- тихо взрываем;

Звук [В]- кусаем нижнюю губу;

Звук [Ф]- пускаем воздух;

Звук [М]- сжимаем губы и мычим;

Звук [Н]- улыбаемся и говорим через нос;

Звук [К]- делаем «кряхтенье»;

Звук [Г]- гогочем;

Звук [Х]- хрипим.

Для мягких согласных звуков даются такие же комментарии. Данные комментарии используются нами в обучении детей и помогают им легче вспомнить, как необходимо расположить органы артикуляционного аппарата, как направить воздушную струю и т.д.

Процесс слияния звуков в слоги, зашифрованных с помощью символов. Это и есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов является моделированием письма. То и другое происходит в облегченном, интересном, занимательном, игровом варианте. Для этого взрослый обращает внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного и согласного звуков. Согласные звуки воспринимаются и различаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется зрительный символ и дополнительные комментарии.

Данные карточки используются в процессе игры, где сначала ребенок знакомится со звуками, их обозначениями, далее зрительно учиться различаться модели звуков, потом самостоятельно их воспроизводить, сличать в  слова.

Примеры упражнений:

  1. «Кубики с сюрпризом» - взрослому и ребенку выдается по кубику. Под каждый кубик кладется карточка. Логопед даёт инструкцию: «Стучи»,- и стучит вместе с ребенком. Далее звучит: «Стоп». Ребенку необходимо услышать взрослого, проявив навыки волевой регуляции, остановиться и ждать следующей инструкции. Логопед говорит: «Поднимай кубик. Что там? Есть картинка?». Ребенок, исходя из речевых возможностей, отвечает или обозначает ответ жестом «Да». Далее ребенку предлагается назвать звуки, обозначенные на карточке. На начальных этапах мы помогаем ребенку «почувствовать звук», как при нем располагаются органы артикуляционного аппарата, применяем для этого орально-мускульный метод, обучая ребенка, как воспроизводить заданный звук. Сначала начинаем с карточек с изолированными звуками. Когда ребенок уже может самостоятельно озвучит изображение, спрашиваем: «Что поём?». И ребенок воспроизводит звук.
  2. «Лови звук»- карточки разложены на столе, ребенку выдается присоска. Ребенок ловит карточку и произносит звук.
  3. «Прыгай, бери, говори» - выполняется на моторной дорожке. Ребенок прыгает, берет карточку и называет обозначенный звук.
  4. «Попроси у меня»- прячем карточку в банку, трясем банку, чтобы ребенок услышал звук, который сигнализирует о наличии в банке карточки, спрашивая: «Там есть картинка?». Ребенок отвечает и просит банку: «Дай мне» (при невозможности сказать данную фразу заменяем жестами). Ребенок получает банку, открывает её и называет звук.
  5. «Звуки в песке» - карточки прячутся в песке, ребенку выдается трубочка дается инструкция: «Дуй». Ребенок дует, находит на дне емкости карточки, забирает её и воспроизводит звуки.

Как работать с конструктором?

Когда ребенок уже может воспроизводить слоги, визуально-ритмические ряды из слогов, можно переходить к проговариванию слов. В синее окошко помещается изображение, в красные окошки выкладывается из слогов слово, ребенок ведет указательным пальцем и по зрительной опоре произносит слово.

Следующим этапом можно приступать к осмыслению проговариваемых слов, сначала выкладывая слоги, называя слово, а потом уже ребенок самостоятельно подбирает изображение.

Литература

  1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / З.Е. Агранович. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2005. - 48 с.
  2. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
  3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
  4. Иванова, Е. А. Слышу, вижу. Ощущаю — правильно говорю! Книга для логопеда. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 176 с.
  5. Карчина, Л. Л. Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. Л. Карчина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 73-75.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  7. Макушева, И. А. Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями / И. А. Макушева, А. И. Орлова, Е. С. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 194-197.
  8. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  9. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.- 96с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.